Весна в природе
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Курдюкова Татьяна Михайловна

Закрепление знаний детей о лесе. Повторение знаний о перелётных птицах, деревьях, грамматических форм. Работа с загадками. Составление рассказов о диких животных. Имеется текст физминуток с использованием шариков СУ - ДЖОК. Знакомство с профессией лесничего (егеря).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_prirode.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весна в природе»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

 —продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках.

Коррекционно-развивающие:

— развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.

Коррекционно- воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к живой природе, животным.

Оборудование: деревья, картинки диких животных, картинки к разнообразным играм по конспекту, тексты загадок, карточки со словами для чтения, звуковые пеналы, шарики Су-джок, знакомство с профессией лесничего (егеря) картинки с изображением лесничего (как помогает животным), наклейки.

Ход занятия

Организационный момент.

Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся на прогулку в весенний лес. Но чтобы попасть в волшебный лес, нужно преодолеть препятствие:

Отгадайте загадку:

Зеленоглаза, весела,

Девица – красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравиться:

Зелень листьям, нам тепло,

Волшебство, чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы

-Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — …(весна) — ответ детей.

Выставить картинку  - Весны.

-Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).

Логопед: вспомните признаки весны — (ответы детей: солнце светит и греет землю, день становиться длиннее, а ночь короче, тает снег, появляются проталинки,  на проталинках вырастают первые весенние цветы подснежники, дети и взрослые надевают весеннюю одежду и резиновые сапоги, текут ручейки, дети пускают кораблики …).

-Пришла весна в парки, сады, на поля и луга.

-А куда ещё пришла весна? Дети — в лес.

Как дышится в лесу? (Легко, свежо, там чистый воздух).

-Чем пахнет в лесу? (Травой, грибами, цветами).

- Почему людям нравится ходить в лес? (Там красиво, птицы поют).

-Лес  — это дом для животных,  растений и птиц.

-Какие птицы прилетают к нам весной? (Называют птиц, которые прикреплены к деревьям: грач, скворец, утки, гуси, кукушка и.т.д.).

Сосчитайте птиц, которых вы видите.

Игра: «Сосчитай» — согласование числительных с существительными.

- Какие деревья растут в лесу? Назовите их. (Берёза, рябина – лиственные).

-Как называется лес,  в котором растут лиственные деревья? — лиственный.

- Назовите эти деревья. (Сосна, ель — хвойный лес).

- А как называется лес, если там растут хвойные и лиственные деревья?  — (смешанный лес).

- Да, лес чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок.

Присаживайтесь на стульчики.

Послушайте загадки и отгадайте их.

Загадки загадывают дети зарнее подготовленные.

1. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.  (Белка).

Выставить картинку.

-Ребята, а что вы знаете ещё про этого зверька.

Дети рассказывают небольшие рассказы – дополнения к отгадке.

Ответы детей. Мини рассказы.

Белка живёт в дупле. Меняет шубку. Питается орешками, желудями, сушит осенью  и летом грибы на сучках и веточках деревьев, собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Складывает свои припасы в разные кладовочки, которые находятся в разных частях леса (в пустых дуплах, под  мхом, у старых пеньков).  Поздней осенью у белки появляются маленькие детёныши — бельчата.

Молодцы. Вторая загадка.

2. Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы — уши больше головы.  (Заяц).

Выставить картинку.

А что вы знаете ещё про  это животное?

Заяц  питается заячьей травкой – летом, а зимой обгладывают кору деревьев. Летом заяц серый, а к зиме постепенно белеет: сначала у него белеет хвостик, потом задние лапки, затем белеет спинка и бока. Заяц быстро бегает, задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Зимним днём заяц спит в снежной ямке или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Следующая загадка.

3. Хозяин лесной,

 Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке под сосной.  (Медведь).

Выставить картинку.

Что вы можете сказать про это животное?

Весной просыпается медведь. Он ходит по лесу и ищет себе еду. Ест он всё, что найдёт: траву, орехи, прошлогодние жёлуди, корешки растений. Очень любит рыбу, ест насекомых, яйца птиц и муравьёв (он разрушает муравейники). В декабре у медведицы рождаются медвежата. Они такие маленькие, что помещаются на руке у человека, они лежат на животе у мамы медведицы и сосут молочко и растут с каждым днём. Весной медведица выводит своих медвежат из берлоги и учит их находить себе корм.

Очень хорошо. Следующая загадка.

4. Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много.

А нитки — ни одной.  (Ёж).

Выставить картинку.

А про это животное можете что – то сказать.

Ежи просыпаются ранней весной. Питаются ежи насекомыми, сверчками, тараканами, разными жучками. Ежи могут поймать мышку, едят дождевых червей, яйца птиц. Весной у ежихи появляются маленькие ежата.  Она готовит для них тёплое гнездо, выстилает гнездо сухой травой. Детёнышей ежиха кормит молоком.

Замечательно. Следующая загадка.

5.На овчарку он похож

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит,  оскалив пасть,

На овцу готов напасть.  (Волк).

Выставить картинку.

А про это животное у вас есть дополнения.

У волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Кормит их волчица молоком. Когда молодые зверьки подрастают, родители учат их охотиться и прятаться от врагов. Все звери весной меняют тёплую шубку на лёгкую летнюю.

6.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.  (Лось).

Выставить картинку.

Лось самое крупное животное в лесу. Он питается мхом, ветками деревьев. Он быстро бегает. Может защищаться своими рогами от волков.

Молодцы.

Вы правильно отгадали загадки. А сейчас мы отдохнём.

Физминутка: «Ёжик» — с шариком Су - Джок.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

Катаем шарик между ладошками.

На клубочек ты похож.

Катаем шарик между ладошками.

На спине иголки

Сжимаем шарик пальцами в кулачок правой рукой.

Очень, очень колкие.

Сжимаем шарик пальцами в кулачок левой рукой.

Хоть и ростом ёжик мал,

Катаем шарик между ладошками.

Нам колючки показал,

Катаем шарик между ладошками.

А колючки тоже

Сжимаем шарик в кулачок правой рукой

На ежа похожи.

Сжимаем шарик в кулачок левой рукой.

Скажите, о ком эти загадки? (О диких животных).

-Как мы можем ещё назвать диких животных? (Звери).  

-Почему их называют дикими?  (Они сами себе добывают еду и живут в лесу).

-А где живут звери в лесу?

-Мы  с вами поиграем в игру.

«Кто, где живёт?» — возьмите картинки и отвечайте полным предложением.

- А что делают звери весной?  (Просыпаются, выводят детёнышей, гуляют по лесу).

Назовите детёнышей животных:

Игра: «У кого кто?» (Собирают картинки на полу).

Молодцы. А сейчас трудное задание.

Игра: «Чей хвост, чья голова?» — образование притяжательных прилагательных.

Молодцы.

Подойдите к деревьям и найдите сюрпризы для вас. Это конверты-загадки. Скажите, где вы увидели свой конверт.

Работа с предлогами. ( На ветке, под деревом, перед кустом, за деревом).

Достаньте из конверта содержимое и соберите разрезную картинку.

 Назовите,  ласково, кто у вас получился.

Игра: «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Молодцы.

Отгадайте загадку:

Он природу охраняет.

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек,

В гости ждёт лесных зверюшек. (Егерь или лесник).

Скажите, кто заботится о лесе и следит за порядком.

-ЕГЕРЬ. Лесник. Это человек в охотничьем хозяйстве России. Он сам охотник, но главная его работа — забота об обитателях леса и охрана леса. ОН следит, чтобы люди соблюдали правила поведения в лесу и закон об охоте. Весной у егеря  много работы. Он следит, чтобы люди не охотились весной на животных. Охота весной запрещена.

-Как вы думаете почему? (У животных появляются детёныши. И если погибнут родители, то и детёнышам выжить будет очень сложно). (Ответы детей).

- Егерь прислал вам эту корзину.

А в ней сюрприз. Смотрите. Это карточки со словами. Прочитайте, что написано.

(Медведь, заяц, белка, лиса, волк, барсук, кабан, лось).

А сейчас присядем за столы и ответим на  вопросы.

-Из чего состоит слово, если мы его читаем и пишем. (Из букв).

Из чего состоит слово, если мы его слышим, произносим? (Из звуков).

-Какие вы знаете звуки? (Гласные, согласные, парные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие).

-Переверните карточку обратной стороной и самостоятельно выложите звуковую схему данного слова.

Дети выкладывают звуковую схему (индивидуально).

Молодцы!

А сейчас:

Физминутка:

Молодцы. Все потрудились, вы наверно утомились, а теперь все по порядку на звериную зарядку.

Раз присядка, два присядка.

Зайцы делают зарядку.

А лисята, как проснуться, любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И тихонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый разминает свои лапы.

А кому зарядки мало, начинаем всё сначала.

А теперь садимся тише и затихнем словно мыши.

- Чем мы сегодня занимались на занятии, о ком  говорили? (О диких животных, играли в игры, выкладывали схему слова, читали эти слова, вспомнили о леснике, как он помогает диким животным перезимовать зиму).

Молодцы! Вы получаете вот такие наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна в природе. Консультация для родителей.

Консультация по лексической теме: "Весна"...

НОД "ВЕСНА В ПРИРОДЕ"

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей с весенними изменениями в природе, расширять представления об охране природы. Развивать познавательную активность детей, учить их наблюдать. Вос...

Мини - проект на тему "Будит ласково весна, всю природу ото сна..."

Цель: Расширять представление о весне, сезонных изменениях  и простейших  связей в природе...

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Мини проект_Будит ласково весна Всю природу ото сна

ЦельРасширять представление о весне, сезонных изменениях и простейших связей в природе...

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...