Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Шарипова Татьяна Анатольевна

формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.

 

 к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с моего гугл-диска по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1NtalssyGCG...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте

«Звук [Щ]. Буква Щ»

в старшей группе  комбинированного вида.

Задачи: формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.

1. Коррекционно-образовательные.

формировать и расширять у детей предикативный словарь;

развивать грамматический строй речи;

закреплять знания о космосе

2. Коррекционно-развивающие.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Уточнить артикуляцию звука [Щ].

Закрепить правильное произношение.

Развивать связную речь.

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику.

Развивать координацию речи с движением.

развивать общую моторику;

развивать навыки словоизменения;

Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».

3. Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать у детей умений слушать и слышать речь взрослых; умений слушать и слышать друг друга.

Воспитывать у детей взаимопомощь и уважение друг другу.

Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты, предметные картинки (слова со звукм [Щ]); предметные картинки по теме «Космос»( звезда, комета, метеорит, планета, корабль,  луна,  земля, ракета).

Предварительная работа: Знакомство с Космическим Щенком, космическими терминами.

План занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

1. Развитие общей моторики

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение на дыхание.

4. Сообщение темы занятия.

5.  Акустико-артикуляционный образ звука.

6.  Развитие фонематического слуха.

7.  Автоматизация звука Щ в слогах, словах.

8.  Звуковой анализ и составление схемы слова «щит».

9. Упражнение на развитие мелкой моторики.

10.   Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

III Подведение итогов занятия.


Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

1.

Слайд 1

2.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей.

- Космический Щенок снова хочет отправиться в путешествие, ведь он  очень любит узнавать всё новое.

- А вам он предлагает сегодня поработать в центре управления полётами.

Пришло сообщение от Щенка: Не могу запустить ракету. Помогите!

Поможем ему запустить ракету.

Прочистим шлюзы воздухом: вдох носом, поднимаем руки вверх,  выдох через рот – опускаем руки, произносим звук [Щ] – 2 раза.

Наш язычок – ракета. Ракета летит вверх (Дотронуться кончиком языка до верхней губы), ракета летит вниз (Дотронуться кончиком языка до нижней губы) – 2 раза.

Раз, два – стоит ракета

Три, четыре – звездолёт

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт

1,2,3,4 – руки выше, плечи шире.

1,2,3,4   и на месте походили.

Вот мы и помогли запустить ракету.

Присаживайтесь за столы управления.

Акустико-артикуляционный образ звука. 

Скажите, какой любимый звук у Щенка.

Дайте  характеристику этому звуку.

Развитие фонематического слуха.

Ребята, на пути Щенка встретился пояс астероидов. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание:  

Игра «Найди звук». У детей на столах  карточки с изображением предметов, в названии которых встречается заданный звук и карточки с изображениями на космическую тему.

Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ и определить место звука в слове.

Сейчас поднимут картинку те ребята, в названии  которых звук слышится в середине слова.

Теперь, картинки,  в названии  которых звук слышится в начале слова.

 поднимите картинки те ребята, в названии  которых звук слышится в конце слова.

- Молодцы, Щенок преодолел пояс астероидов!

Автоматизация звука Щ в слогах, словах.

Космический Щенок получил радиосигнал с сигналом «СОС». К далёкой планете приближается метеоритный дождь, и местным жителям срочно нужно помочь. Но, для начала ему нужно получить доступ к их пульту управления.

Игра «Доступ к пульту управления»:

  • Воспроизведение слоговых рядов: 
  • Повторяйте за мной пароль: ща-щу-щи; щу-ща- ще; щи-ща-щу  

А теперь нужно расшифровать  слова:

Игра «Что получится, если прибавить  -ща? – щи?».  (nu-ща, ро-ща, ча-ща, гу-ща;

ве-щи,  ово-щи, ле-щи, кле-щи,). 

Ребята, пока мы с вами получали доступ к пульту, Космический Щенок придумал, чем можно помочь этой планете!

Но, к сожалению, сигнал проходит плохо, и я слышу только отдельные звуки…

Игра «Телеграф»:

Щ,   И,   Т.   Что же нужно жителям  планеты, чтобы спастись от метеоритов?  

Звуковой анализ и составление схемы слова «щит».

проговорите слово Щит по звукам

сколько звуков в слове Щит?

назовите первый звук,

назовите последний звук,

назовите второй звук.

назовите согласные звуки,

назовите гласный звук.

сколько слогов в слове? Почему?

Давайте выложим звуковую схему слова Щит.

Лиза у доски, остальные за столами управления полётов.

Проверяем.

В какой букве живёт звук [Щ]?

В какой букве живёт звук [И]?

В какой букве живёт звук [Т]?

Напечатаем это слово. Один у доски, остальные за столами управления полётов.

Что у нас получилось? Давайте прочитаем.

Ура! Мы помогли Щенку спасти целую планету!

Пора Щенку отправиться домой.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, комету,

И большую белую луну.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Ребята, наш Космический Щенок  очень много путешествовал по вселенной. А так как он ещё маленький, то все предметы для него кажутся огромными…  

Например, для него не звезда, а звездище…

И, наконец, Космический Щенок увидел в иллюминаторе родную планету. Он очень обрадовался и подумал: «Наконец-то, я увижу свою маму».

Вот и закончилось путешествие Космического Щенка.

Дети здороваются.

Выполняют задание

Выполняют задание

Руки поднимают вверх, соединяют над головой

Разводят руки в стороны

Движения по тексту

Хлопают 5 раз

Поднимают руки вверх перед собой

Опускают руки, ходьба на месте.

У Щенка любимый звук [Щ]

Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий.

Находят карточки

(овощи, ящик,   ящерица)

(щука, щенок,  щётка,  щит)

(плащ,  борщ, плющ)

Повторяют:

  • ща-щу-щи; щу-ща- ще;щи-ща-щу  

nuща, роща, чаща, гуща; вещи,  овощи, лещи, клещи

- Щит!

Щ,   И,   Т.

В слове щит 3 звука

Щ

Т

И

Щ, Т.

И

В слове щит 1 слог, потому что 1 гласный звук

Выполняют задание.

В букве Щ

В букве И

В букве Т

Читают.

По одному загибают пальчики на обеих руках.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Загибают пальчики обеих рук

Не планета – планетища, не комета - кометища, не метеорит - метеоритище,  не ракета - ракетища,  не луна - лунища,  

3.

Слайд 15

Итог занятия и оценка работы детей.

Кому мы сегодня помогали? 

Трудно было Щенку помогать?

Космическому щенку

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "Звук и буква К" в старшей группе

Конспект открытого занятия  по обучению грамоте «Звук и буква К»...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...