Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Шарипова Татьяна Анатольевна

    формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.

     

     к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с моего гугл-диска по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1NtalssyGCG...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте

    «Звук [Щ]. Буква Щ»

    в старшей группе  комбинированного вида.

    Задачи: формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.

    1. Коррекционно-образовательные.

    формировать и расширять у детей предикативный словарь;

    развивать грамматический строй речи;

    закреплять знания о космосе

    2. Коррекционно-развивающие.

    Развивать артикуляционную моторику.

    Развивать речевое дыхание.

    Уточнить артикуляцию звука [Щ].

    Закрепить правильное произношение.

    Развивать связную речь.

    Развивать фонематические процессы.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать координацию речи с движением.

    развивать общую моторику;

    развивать навыки словоизменения;

    Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».

    3. Коррекционно-воспитательные.

    Воспитывать у детей умений слушать и слышать речь взрослых; умений слушать и слышать друг друга.

    Воспитывать у детей взаимопомощь и уважение друг другу.

    Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты, предметные картинки (слова со звукм [Щ]); предметные картинки по теме «Космос»( звезда, комета, метеорит, планета, корабль,  луна,  земля, ракета).

    Предварительная работа: Знакомство с Космическим Щенком, космическими терминами.

    План занятия.

    I Организационный момент.

    II Основная часть.

    1. Развитие общей моторики

    2. Артикуляционная гимнастика.

    3. Упражнение на дыхание.

    4. Сообщение темы занятия.

    5.  Акустико-артикуляционный образ звука.

    6.  Развитие фонематического слуха.

    7.  Автоматизация звука Щ в слогах, словах.

    8.  Звуковой анализ и составление схемы слова «щит».

    9. Упражнение на развитие мелкой моторики.

    10.   Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

    словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.

    III Подведение итогов занятия.


    Ход занятия.

    Этап

    Слова и действия логопеда

    Слова и действия детей

    1.

    Слайд 1

    2.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Организационный момент.

    -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей.

    - Космический Щенок снова хочет отправиться в путешествие, ведь он  очень любит узнавать всё новое.

    - А вам он предлагает сегодня поработать в центре управления полётами.

    Пришло сообщение от Щенка: Не могу запустить ракету. Помогите!

    Поможем ему запустить ракету.

    Прочистим шлюзы воздухом: вдох носом, поднимаем руки вверх,  выдох через рот – опускаем руки, произносим звук [Щ] – 2 раза.

    Наш язычок – ракета. Ракета летит вверх (Дотронуться кончиком языка до верхней губы), ракета летит вниз (Дотронуться кончиком языка до нижней губы) – 2 раза.

    Раз, два – стоит ракета

    Три, четыре – звездолёт

    Раз, два – хлопок в ладоши,

    А потом на каждый счёт

    1,2,3,4 – руки выше, плечи шире.

    1,2,3,4   и на месте походили.

    Вот мы и помогли запустить ракету.

    Присаживайтесь за столы управления.

    Акустико-артикуляционный образ звука. 

    Скажите, какой любимый звук у Щенка.

    Дайте  характеристику этому звуку.

    Развитие фонематического слуха.

    Ребята, на пути Щенка встретился пояс астероидов. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание:  

    Игра «Найди звук». У детей на столах  карточки с изображением предметов, в названии которых встречается заданный звук и карточки с изображениями на космическую тему.

    Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ и определить место звука в слове.

    Сейчас поднимут картинку те ребята, в названии  которых звук слышится в середине слова.

    Теперь, картинки,  в названии  которых звук слышится в начале слова.

     поднимите картинки те ребята, в названии  которых звук слышится в конце слова.

    - Молодцы, Щенок преодолел пояс астероидов!

    Автоматизация звука Щ в слогах, словах.

    Космический Щенок получил радиосигнал с сигналом «СОС». К далёкой планете приближается метеоритный дождь, и местным жителям срочно нужно помочь. Но, для начала ему нужно получить доступ к их пульту управления.

    Игра «Доступ к пульту управления»:

    • Воспроизведение слоговых рядов: 
    • Повторяйте за мной пароль: ща-щу-щи; щу-ща- ще; щи-ща-щу  

    А теперь нужно расшифровать  слова:

    Игра «Что получится, если прибавить  -ща? – щи?».  (nu-ща, ро-ща, ча-ща, гу-ща;

    ве-щи,  ово-щи, ле-щи, кле-щи,). 

    Ребята, пока мы с вами получали доступ к пульту, Космический Щенок придумал, чем можно помочь этой планете!

    Но, к сожалению, сигнал проходит плохо, и я слышу только отдельные звуки…

    Игра «Телеграф»:

    Щ,   И,   Т.   Что же нужно жителям  планеты, чтобы спастись от метеоритов?  

    Звуковой анализ и составление схемы слова «щит».

    проговорите слово Щит по звукам

    сколько звуков в слове Щит?

    назовите первый звук,

    назовите последний звук,

    назовите второй звук.

    назовите согласные звуки,

    назовите гласный звук.

    сколько слогов в слове? Почему?

    Давайте выложим звуковую схему слова Щит.

    Лиза у доски, остальные за столами управления полётов.

    Проверяем.

    В какой букве живёт звук [Щ]?

    В какой букве живёт звук [И]?

    В какой букве живёт звук [Т]?

    Напечатаем это слово. Один у доски, остальные за столами управления полётов.

    Что у нас получилось? Давайте прочитаем.

    Ура! Мы помогли Щенку спасти целую планету!

    Пора Щенку отправиться домой.

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    В космос полетел отряд.

    Командир в бинокль глядит,

    Что он видит впереди?

    Солнце, планеты, спутники, комету,

    И большую белую луну.

    Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

    - Ребята, наш Космический Щенок  очень много путешествовал по вселенной. А так как он ещё маленький, то все предметы для него кажутся огромными…  

    Например, для него не звезда, а звездище…

    И, наконец, Космический Щенок увидел в иллюминаторе родную планету. Он очень обрадовался и подумал: «Наконец-то, я увижу свою маму».

    Вот и закончилось путешествие Космического Щенка.

    Дети здороваются.

    Выполняют задание

    Выполняют задание

    Руки поднимают вверх, соединяют над головой

    Разводят руки в стороны

    Движения по тексту

    Хлопают 5 раз

    Поднимают руки вверх перед собой

    Опускают руки, ходьба на месте.

    У Щенка любимый звук [Щ]

    Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий.

    Находят карточки

    (овощи, ящик,   ящерица)

    (щука, щенок,  щётка,  щит)

    (плащ,  борщ, плющ)

    Повторяют:

    • ща-щу-щи; щу-ща- ще;щи-ща-щу  

    nuща, роща, чаща, гуща; вещи,  овощи, лещи, клещи

    - Щит!

    Щ,   И,   Т.

    В слове щит 3 звука

    Щ

    Т

    И

    Щ, Т.

    И

    В слове щит 1 слог, потому что 1 гласный звук

    Выполняют задание.

    В букве Щ

    В букве И

    В букве Т

    Читают.

    По одному загибают пальчики на обеих руках.

    Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

    Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

    Загибают пальчики обеих рук

    Не планета – планетища, не комета - кометища, не метеорит - метеоритище,  не ракета - ракетища,  не луна - лунища,  

    3.

    Слайд 15

    Итог занятия и оценка работы детей.

    Кому мы сегодня помогали? 

    Трудно было Щенку помогать?

    Космическому щенку

    Ответы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

    Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....

    Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) "Звук и буква К" в старшей группе

    Конспект открытого занятия  по обучению грамоте «Звук и буква К»...

    Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

    Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...