Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Игры на дифференциацию (различение) оппозиционных звуков [к]-[г], [п]-[б], [т]-[д], [с]-[з], [с]-[ш] и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация оппозиционных звуков Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки |
Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке. Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки 1. «Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами). Ребёнок может: а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка; б) ответить словами: сад, шуба; в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз; г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз); д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета: свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш; е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх). 2. «Запомни и повтори». Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются. 3. «Найди, что надо». На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков. 4. «Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. 5. «Раздели на два и на три». Ребёнок должен разложить все картинки на две стопки, затем каждую из них — ещё на три части в соответствии с позицией изучаемого звука в слове. 6. «Телеграф». Дети запоминают четыре слова с оппозиционными звуками, четверо ребят по очереди называют их по одному, пятый опять начинает с первого слова. Например: душ— тук— дуб— тушь— душ... 7. «Что такое, повтори!» Повторить слова, различающиеся одним звуком, и объяснить, чем они различаются (по звуковому составу и по смыслу: бочки — почки; в первом слове мы слышим звук Б, а во втором — П; бочки — это посуда, в них можно солить капусту, а почки распускаются весной на деревьях). 8. «Начни с конца». Ребёнок должен повторить сначала второе, а затем первое слово: почки — бочки. 9. «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3). 10. «Что раньше?» Обучающий произносит два или одно слово с парными звуками. Ребёнку предлагается определить, какой из них слышится раньше. Например: Р—Л, красный лак— Р, километр — Л. 11. «Что потом?» Какой из парных звуков слышится позже? Том — дом — Д. 12. «Назови по порядку». Например: сладкий сахар — Л, Р; рыболов— Р, Л. 13. «Начни с конца». Ребёнок называет второй, а затем первый из нужных звуков. Например: цок — сок — С, Ц. 14. «Закончи слово» (демонстрируются картинки). Ш—Ж: у-ши, лу-жа, лы-жи, ме-шок. 15. «Слушай соседа». Детям раздают по две картинки с парными звуками. Обучающий, начиная игру, произносит слово с одним из них и показывает на ребёнка, который должен назвать слово с другим звуком, следующий вызванный ребёнок опять меняет звук. Названные рисунки переворачиваются обратной стороной. Получается цепочка слов с оппозиционными звуками, например К—Г: лук, нога, кот, гусь, рак, вагон и т. д. 16. «Закончи предложение». Игра проводится с картинками и без них: Для ногтей нужен... лак. В реке живёт... рак. 17. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой... 18. «Вспомни слово». Слова с заданными звуками дети придумывают уже без картинок. Таким образом, воспитание фонематического слуха и дифференцированного произношения всех звуков направлено на формирование у детей умения воспринимать разнообразные тонкости звучания, правильно слышать и использовать акустически и артикуляционно близкие звуки в самостоятельной речи — без этих знаний невозможна подготовка детей к овладению грамотой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие умений и воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.
Картотека творческих игр....

«Творческие игры на развитие умений и воображения у дошкольников по изобразительной деятельности»
1. "На что похожи наши ладошки"Цель: развитие воображения и внимания.Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что э...

Статья "Дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку"
Статья включает в себя дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобьщать предметы по признаку...

«Творческие игры на развитие умений и воображения у дошкольников по изобразительной деятельности»
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?...

Дидактические игры, которые способствуют развитию умения интонационно выделять звуки на фоне слова, производить фонематический анализ слов для детей 6-8 лет.
Основой становления различных форм речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо – является фонематический слух.Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, н...

Игра с фонариками на дифференциацию оппозиционных звуков
Цель: развитие фонематического восприятия посредством дифференциации согласных звуков парных по глухости-звонкости и твердости-мягкости.Правила игры:Логопед сообщает детям пару исследуемых звуков.1. П...

