Проект «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками с ОВЗ»
проект по логопедии по теме

Данный проект предназначен для формирования у детей интереса к заучиванию стихов; расширения словарного запаса,  развития связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemo.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья № 4».

Проект

«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками с ОВЗ»

Составитель:

Учитель-логопед

Иткина Н.Н.

г.Ростов-на-Дону.

2017г.

Проект

Тема: «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками с ОВЗ»

Актуальность проекта:

Проблема развития речи детей с ОВЗ широко известна. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для активной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.  

Мнемотехника активно используется в коррекционной работе педагогов, в том числе для развития речи.

Заучивание стихотворений у детей с ОВЗ также вызывает существенные затруднения, т.к. имеются нарушения и отставания в психо-речевом развитии. Поскольку воспитанники нашего центра являются активными участниками праздников, развлечений, концертов с чтением стихов, возникла необходимость создать дополнительные условия для освоения стихотворных форм и использования их как в коррекционных (развитие речи) целях, так для социально-коммуникативного развития.

Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса,  развитие связной речи дошкольников.

Задачи проекта:

  • Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники в работе с дошкольниками.
  • Создать условия и материальную базу для использования мнемотехники.
  • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления дошкольников.
  • Развиватьумение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации).
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
  • Расширить возможности детей с ОВЗ в заучивании и чтении стихотворений.
  • Использовать полученные результаты работы в культурно-массовой работе центра.

Участники проекта – воспитанники, педагоги РЦПД №4.

Предполагаемый результат:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Критерии оценки эффективности проекта

-участие в проекте детей центра;

-участие в проекте воспитателей групп;

- выполнение всех задач проекта

Этапы работы над проектом.

Этапы работы  

Деятельность педагогов

1 этап

Целеполагание  

(подготовительный)

Формулировка проблемы

- определение  цели и задач проекта

- изучение научно-педагогической и методической литературы по использованию мнемотехники в работе с дошкольниками

- ознакомление педагогов с планом работы по проекту

- создание условий для использования мнемотехники

-

-

2 этап

Проектировочный

-  планирование воспитательно-образовательной  работы с детьми по заучиванию стихов

- планирование по использованию стихов в в культурно-массовой работе центра

3 этап

Работа

над проектом

(практический)

-

Предварительная работа:

  • Работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.
  • Переход к мнемодорожкам.
  • Поэтапное кодированию сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений по условным символам.
  • И позже - мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5.  Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4 этап

Презентация проекта

(заключительный)

Представление результатов

- использование стихов на утренниках, концертах, различных культурно-массовых мероприятий центра.

5 этап

Аналитический

- анализ выполнения проекта

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использовани...

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР (РМО учителей - логопедов)...

«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками».

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...