«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками».
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Грицук Марина Николаевна

Мнемотехника  - искусство запоминания, совокупность  приемов   и способов,   облегчающих   запоминание  и  увеличивающих  объем  памяти путем   образования   искусственных   ассоциаций.

Современная мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_pri_zauchivanii_stihotvoreniy.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Грицук М.Н.

«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками».

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Как хорошо было бы учить стихи сразу с первого раза, не прилагая никаких усилий. Сложно, но возможно. Для этого надо всего лишь понимать, о чем говорится в стихотворении, и суметь представить перед глазами картинку. Ведь не секрет, что зрительная память у нас развита намного лучше. 

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Благодаря им, речь становится яркой, образной, эмоциональной.

При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:

потеря, искажение смысла стихотворения;

изменение порядка слов, что нарушает художественную форму;

длительность процесса заучивания (запоминания);

припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Всё это снижает интерес детей к заучиванию стихотворений.

Дети моей группы – не исключение, уровень развития их речи также требует большого внимания. Я провела педагогическую диагностику, для сравнения взяла две подгруппы: с первой подгруппой детей мы заучивали стихотворение традиционным способом, а со второй подгруппой при заучивании этого же стихотворения использовали мнемотаблицу. В результате во втором случае дети справились с данным заданием наиболее успешно. Именно эти наблюдения в практике с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память и связную речь при заучивании стихотворений. Я стала использовать в работе с детьми приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехникатехника запоминания. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Стихотворения очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, я стала пользоваться мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.

Её суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается:

-картинка;

- схема или символ.

В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т. Д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Методы и приёмы:

словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение)-эта группа методов является в моей работе ведущей, но применяется в комплексе с другими;

практические (опыт, упражнение).

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

Для обмена опытом  посетила занятие в 11 группе по развитию речи по теме «Посуда». Шпиклерене  Ольга Владиславовна показала на занятие, как она использует мнемотаблицы для составления  описательных рассказов.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей пользоваться методом мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. 10

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Список используемой литературы:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №2/09г. «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» с. 122;

2. Козаренко В. «Что такое мнемотехника?»

3. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

4. Олейник Н. А. «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники»;

5. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009;

6. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использовани...

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР

Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с дошкольниками с ОНР (РМО учителей - логопедов)...

Проект «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками с ОВЗ»

Данный проект предназначен для формирования у детей интереса к заучиванию стихов; расширения словарного запаса,  развития связной речи дошкольников....

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...