РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ФФНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Копайгора Елена Евгеньевна

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_ffnr.docx66.81 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

                     

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

                                Директор АОУ

                               детский сад №13 «В гостях у сказки»

                              /Н.Н.Мельникова/_________________

                                                                                                                     "_____"__________2016г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в логопедической группе детского сада

для детей с ФФНР на  2016-2017 учебный год .

Составил: учитель-логопед

АОУ детского сада №13 «В гостях у сказки»

Е.Е.Копайгора

г. Долгопрудный

2017год

        

Содержание

Пояснительная записка

Глава I. Характеристика дошкольников с ФФНР. Возрастные особенности детей 5-7 лет

Глава II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы

Глава III. Работа учителя - логопеда с родителями

 Глава IV. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Заключение

Библиография


Пояснительная записка.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.

Данная программа составлена на основе опыта работы в логопедической группе, подкреплённого современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», авторы Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются теоретические положения «Программы воспитания в детском саду«От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. —М., 2012.

 

Предлагаемая программа – итог многолетнего опыта учителей – логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений РФ, структура которых позволяет осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопедической группы выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический группа при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна.

Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа 2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п.2.12.7).

В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях. В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

-раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - преодоление недостатков в речевом развитии;

-воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие анализа и синтеза звукового состава речи; - овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

-расширение и активизация словаря;

-воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи;

- формирование навыков учебной деятельности;

-осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Направления коррекционно-развивающей работы: 

-формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

-обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

-воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;

-употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; - развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

-формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Работа строится по следующей схеме:

1-е две недели сентября – обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопедическую группу ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 6-го года жизни разделено на 3 периода обучения: I период – последняя неделя сентября - октябрь – ноябрь 9 недель,  27 занятий – 3 занятия в неделю; II период – декабрь – февраль 11 недель, 44 занятия – 4 занятия в неделю; III период – март – май 10 недель, 40 занятий – 4 занятия в неделю. Звукопроизношение + связная речь. С 15 мая – повторение пройденного материала.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию. Форма организации обучения – фронтальная  и индивидуальная.

Фронтальные  занятия. 

Основная цель групповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Локальные акты учреждения не предусматривают подгрупповых занятий, но по усмотрению логопеда могут быть составлены подгуппы, состав которых может меняться в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий устанавливатся логопедом. Занятия с детьми проводятся в дневное время.

Индивидуальные занятия. 

Продолжительность занятий с детьми – 1 год.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут детей с ФФНР – 2 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Выпуск детей проводится в конце года. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.


Глава I.Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФН строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей в логопедической группе, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Дети с ФФНР являются непосредственным составом  логопедической группы ДОУ при условии, если они не попали в специальные коррекционные образовательные учреждения. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья развития речи.


Глава II. Содержание непосредственно образовательной деятельности в логопедической группе по преодолению ФФН у детей.

Основное содержание работы

I период

Произношение

Фонематическое восприятие

Развитие речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пе- ли, ката-ли, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.

II период

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.); по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.); в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. На том же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в положении после согласного в слове; совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости; анализ и синтез прямого слога; выделение согласного звука в начале слова; выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся: по твёрдости – мягкости ([п] – [пь] [т] – [ть] и т. д.); по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.); в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; составление предложения с определённым словом анализ двусловного предложения анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепления в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; согласование порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: подбирать однокоренные слова; образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад); составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями; составлять предложения по опорным словам; составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по картине, по вопросам. Закрепление навыка составления рас-сказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно- графичесий планы). Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III период

Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи.

Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чаник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – ле- тать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  1. правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  2. дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  3. находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  4.  овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


Глава III.Мониторинг.

 Диагностика речевого развития проводится два раза в год (стартовая и итоговая). Мониторинг речевого развития детей, посещающих логопедическую группу при АОУ Детский сад №4 «Рябинка» за 2017 – 2018 учебный год

Стартовая диагностика

                                Дата_______________ Подпись________________

Итоговая диагностика                              

                              Дата_______________ Подпись________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Речевое заключение

Звуковая сторона речи

Фонематическое восприятие

Слоговая структура

Фразовая речь

Грамматический строй

Фонематический анализ и синтез

Связная речь

Итог  

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

Лопатин Елисей

11.

03.

11

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

16

2

Лосев Данила

13.

07.

11

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

13

3

Перемежко Егор

10.

04.

11

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

17

4

Алексеев Иван

17.

04.

12

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

14

5

Грачев Борис

29.

02.

12

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

14

6

Новикова Виктория

27.

04.

12

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

13

7

Филатова Весна

12.

05.

12

ФФНР

+

+

+

+

+

+

+

13

Критерии оценок коррекционно-логопедической работы

№ п/п

Параметры

Уровни развития функции

Балл

Характеристика

I

Звукопроизношение

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

3

4

Нарушено несколько групп звуков

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речи

Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

Звукопроизношение в норме

II

Фонематическое восприятие

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

3

4

Фонематические процессы не сформированы.

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

Фонематические процессы в норме

III

Слоговая структура слова

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

3

4

Не воспроизводит.

Искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков).

Замедленное послоговое воспроизведение.

Правильно и точно воспроизводит в предъявленном темпе.

IV

Словарный запас

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

3

4

Активный словарь ограничен бытовым уровнем

Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения

Активный словарь близок к возрастной норме

V

Фразовая речь

Низкий

Ниже среднего Средний

Достаточный

1

2

3

4

Пользуется отдельными словами.

Фраза аграмматична.

Допускает незначительные ошибки.

Правильно строит фразу.

VI

Грамматический строй речи

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

3

4

Речь резко аграмматична

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

Допускает незначительное количество ошибок при слово- образовании и словоизменении

 Грамматический строй близок к возрастной норме

VII

Фонематический анализ и синтез

Низкий

Ниже среднего Средний

Достаточный

1

2

3

4

Отказ от выполнения.

Задания не доступны.

Допускает 1-2 ошибки

Все задания выполнены.

VIII

Связная речь

Низкий

Ниже среднего

Средний

Достаточный

1

2

2

4

Связная речь не сформирована.

 Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции


Глава IV.Работа с родителями.

1. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

2. Участие в родительских конференциях «Давайте познакомимся», «Как подготовить ребенка к школе».

3. Участие в групповых родительских собраниях в подготовительных группах: Темы: «Совместная работа логопеда и родителей», «Наши достижения», «Итоги коррекционной работы»

4. Приглашение родителей на индивидуальные консультации.

5. Приглашение на открытые занятия.

6. Оформление для родителей информационного логопедического стенда.

7. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий с детьми. Родителям оказывается помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома; предлагаются игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также на развитие психических процессов; Логопед напоминает о том, что систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь, приводят к положительному результату и наиболее эффективной работе.


Глава V. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

 Для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с воспитателями групп, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.

Содружество в работе учителя- логопеда и воспитателя предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед проводит коррекционно- развивающие занятия, где воспитатель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру занятий. Отметим и важность посещения занятий учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение занятий помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях.

В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения, на которых подробно и детально знакомит воспитателей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи дошкольников.

В течение учебного года учитель-логопед выступает на педагогических советах детского сада, на которых поднимает актуальные вопросы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Темы: «Анализ результатов диагностики, обсуждение перспективного плана здоровье-сберегающей работы», «Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у дошкольников», «Итоги здоровье-сберегающей работы за 2017-2018 уч. год. Рекомендации по работе в летний период». Проводит мастер-классы на тему: «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через артикуляционную гимнастику», «Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи».

Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя способствуют выработке единства требований к воспитаннику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.

Важным в работе воспитателя является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине»«Ты и твое здоровье»«Моя семья»«Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». При этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи воспитанников, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:

составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;

проведение дифференцированных занятий;

совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;

разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.


Заключение.

Необходимо отметить, что своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью ликвидировать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей существует «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Но организация логопедической помощи в логопедической группе имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу. В результате ведущей в образовательном процессе становится Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. 

Данная программа доступна к применению в логопедической группе детского сада. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухо- произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.


Библиография.

1.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- СПб – Издательство «Детство-Пресс», 2003

2. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. – СПб. – Издательство «Детство-Пресс», 1999

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально- подгрупповая

 работа по коррекции звукопроизношения– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (I, II, III части). – М.: Гном-Пресс, 1998.

5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематическойстороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004

 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольноговозраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная Пресса, 2003.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

 8. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы». – М.: Издательство:Мозаика-синтез. Год: 2015.

10. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 11. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительн го образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28- 02-484\16); Библиотечка «Вестник образования России», 2006 г., №7, с. 51.

  13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

 14. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 16. М.А.Поваляева «Справочник логопеда». Ростов-на- Дону, «Феникс»,2001.Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под ред. проф. В.И.Селиверстова.Москва, «Владос»,1997.

 17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. Под ред. Балабановой. С.-П., «Детство-Пресс», 2002.

 18. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста». Москва, «Гном и Д», 2000.

 19. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и мл. школьного возраста». Москва, «Гном и Д», 2000.

24. Е.С.Анищенкова, В.И.Мирясова «Уроки логопеда для всей семьи». Москва, «АСТ-Астрель», 2008

25. О.А.Новиковская «Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и веселых картинках» Москва, «АСТ», С.-П., «Сова», 2011

26. С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц «Учим ребенка говорить и читать» Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). Москва, «Гном и Д», 2010

27. С.П. Цуканова, Л.Л.Бетц «Я учусь говорить и читать». Альбом для индивидуальной работы (1,2,3 альбомы). Москва, «Гном и Д», 2009

28. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР» (I II III периоды). Москва, «Гном и Д», 2000

29. Т.В.Туманова «Исправление звукопроизношения у детей». Дидактический материал.Москва, «Гном и Д», 2000

30. Т.А.Ткаченко «Правильно произносим звуки р и л». Логопедический альбом для детей 4-8 лет. Екатеринбург, «Книгомир», 2011

31. М.Мезенцева «Логопедия в картинках». Дидактическое пособие с CD. Москва, 2010

32. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Р». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

33. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Рь». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

34. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Л». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

35. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ль». Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

36. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука С,З,Ц».Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

37. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Сь,Зь».Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

38. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ш,Ж».Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

39. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления звука Ч,Щ».Пособие для логопедов, родителей, детей. Москва, «Гном и Д», 2003

40. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Р, РЬ. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012

41. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л, Ль. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012

42. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки Л-Р, Ль-Рь. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет.Москва, «Сфера», 2012

43. Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки С-Ш, З-Ж, Ч-Щ, С-З, Сь-Зь. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012

44. Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова Тетрадь «Фонетические рассказы и сказки» для детей 5-7 лет (в 3 частях) Екатеринбург, «Книгомир», 2010

45. И.Б.Карелина «Я учусь правильно говорить». Тетрадь для детей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи». Москва, «Аркти», 2000

46. Л.И.Богомолова «Нарушение произношения у детей». Москва, «Просвещение», 1971

47 «Дружок. Уроки логопеда. Готовим руку к письму». Раскрашиваем, дорисовываем, штрихуем. Автор-составитель Л.Маврина. Москва, «Стрекоза», 2010

48. Г.В.Давыдова «Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013

49. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно» Пособие по логопедии для детей 4-7 лет и родителей. С-П, «Литера», 2001

50. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия». Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1998

51. Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи у детей 5-6 лет». Москва, «Гном и Д», 2001

52. Т.А.Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений». Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. Москва, «Гном и Д», 2001

53. Т.В.Александрова «Практические задания по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников». С.-П., «Детство-Пресс», 2003

54. Л.В.Забродина, Е.С.Ренизрук «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и мл. школьного возраста».Москва, «АСТ-Астрель», 2005

55. Н.С.Четверушкина «Слоговая структура речи». Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Москва, «Гном и Д», 2001

56. З.Е.Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей». С.-П., «Детство-Пресс», 2000

57. С.Е.Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей». Методическое пособие. Москва, «Сфера», 2007

58. Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей» Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997

59. Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников». Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. (в 2 частях). Москва, «Гном и Д», 2001, 2002

60. Н.Н.Гусарова «Беседы по картинке. Времена года». С.-П., 1998

61. «Автоматизация и дифференциация звуков». Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. В соответствии с ФГОС. Составитель О.В.Епифанова. Волгоград, «Учитель», 2013

62. Косинова Е.А. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту Издательство: ООО "Издательство "Эксмо", 2007

63. «Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой. I период

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием  речи 5-6 лет Н. В. Нищевой по требованиям  ФГТ....

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, январь, февраль)

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием  речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, ян...

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой III период (март, апрель, май)

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием  речи 5-6 лет Н. В. Нищевой III период (март, апре...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...