Консультация для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР».
консультация по логопедии на тему

Марина Владимировна Шонкова

Памятка по использованию различных видов игр по формированию социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_sayt.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР».

Под социально- коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими детьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Социально- коммуникативная компетентность предполагает умение измерять глубину и круг общения, понимать и быть понятыми партнерами по общению, адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

Памятка по использованию различных видов игр по формированию социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР.

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

«Как можно нас называть по - разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

«Ласковое имя» Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, "волшебную палочку"). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дается детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии), а затем предлагаются игр [Игры на развитие умения пользоваться невербальными средствам общения):

«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» — один ребенок изображает походку кого — либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

«Иностранец» — один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в'зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

«Зеркало»- детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать

движения и выражение лиц зверушек.

«На что похоже настроение?» Участники игры по очереди мимикой показывают свое настроение. Другие участники угадывают его. «День наступает, всё оживает» Ведущий произносит первую половину зачина все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники "отмирают" и придуманным способом оправдывают позу.

«Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».

3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слово детям предлагается:

- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

- произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируются с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей использовала аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса — Барабаса, Бармалея и т. д.

5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагается:

— участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

— сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

— разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;— следующие упражнения, игры: «Опиши друга» — двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают

подарок и дарят его друг

другу;

«Царевна — Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими — то животными, растениями, цветами, а затем совместно с взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — воспитатель предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

6 Игры на взаимодействие, умение действовать сообща. «Ладонь в ладонь» Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору, реку (в виде детской железной дороги) и т. д. «Тропинка»- Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - дети идут по кругу. «Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз. «Копна» — дети поднимают руки над головой. «Кочки!» — все приседа ют.

«Рукавички» Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару» и с помощью карандашей раскрашивают совершенно одинаково рукавички.

7. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагается им такая форма общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

 

Предлагаемые методики для формирования навыков общения у детей с ТНР.

 Невербальные и вербальные средства общения.

К     невербальным     средствам     общения     относятся: мимика, пантомимика, жесты. Они реализуются в процессе подготовки к драматизации. Именно она имеет эффект и позволяет формировать понимание социальных причинно-следственных закономерностей. Материалом для работы являются сюжеты сказок, рассказов, стихов, событий из повседневной жизни детей. Подбирая сюжеты, необходимо делать акцент на их коммуникативной составляющей, общей эмоциональности героев, возможности выражения информации действующих лиц при помощи невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика). Это могут быть сказки «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко»; рассказы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Палочка - выручалочка» и т.д. Первоначально количество героев минимально (до четырех), сюжет прост и состоит из повторяющихся действий. Затем увеличивается количество героев (до семи), удлиняется и усложняется сюжет. Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Последовательность работы . Знакомство с содержанием текста.

Знакомя детей с содержанием текста, педагог дважды его эмоционально читает.

При первом чтении акцент делает на наглядность, при втором - на собственное невербальное поведение.

Первое чтение сопровождается рассматриванием изображений (картинки, иллюстрации, мультфильмы); при этом педагог обращает внимание детей на выражение лица и позу персонажей. Использование в качестве наглядных средств мультфильмов предполагает их элементарный аналитический просмотр: деление на элементы осуществляется в соответствии с сюжетными звеньями, а аналитичность подразумевает детальный разбор мимики, поз, жестов персонажей мультфильма. Сначала просмотр осуществляется при выключенном звуке - педагог комментирует действия персонажей и стимулирует детей к их воспроизведению. Затем дети смотрят мультфильм с включенным звуком - педагог акцентирует внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика).

Просмотр мультипликационных фильмов, созданных на основе литературных текстов или народных сказок, делает процесс обучения интересным   и   увлекательным,   а   поэлементный   просмотр с выключенным звуком, детальный разбор мимики, поз, жестов героев позволяют детям глубже понять их эмоциональное состояние, дают возможность установить связь между невербальными и вербальными средствами общения.

Второе чтение текста сопровождается выражением содержания в невербальной форме. Педагог читает или пересказывает текст, подкрепляя свои слова соответствующими жестами, позами, мимикой, интонацией и стимулируя детей к копированию своего невербального поведения. Используются самые разнообразные невербальные средства: экспрессивные (выражают эмоции и чувства персонажей), изобразительные (имитируют действия персонажей), указательные и символические. Символические невербальные средства общения имеют общепринятую форму исполнения и легко могут быть продублированы соответствующим словом (например, жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, угрозы, просьбы и др.). Психогимнастическое обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. Педагог описывает действия, ощущения - дети воспроизводят поведение персонажей, отражают динамику эмоций, состояний и отношений, оречевляют персонажа. Педагог - через описание действий, наглядный образец, зрительный контроль и прикосновения

- помогает детям осознать двигательные и эмоциональные ощущения. В результате такой работы текст обогащается описанием выразительных движений, двигательных и эмоциональных ощущений, аффективными возгласами и прямой речью. Это позволяет детям глубже понять содержание текста, наполнить его эмоционально и личностно значимым смыслом.

Так, а процессе подготовки к драматизации сказки «Теремок» могут разыгрываться следующие психогимнастические этюды: «Мышка - норушка» (выражение страха, радости, интереса). Страшно ей: бежит, к земле приклоняется, плечики подняла, бровки подняла, лапки прижала к груди, пищит от страха, оглядывается: «Пи - пи-пи! Ой, не гонится ли кто за мной?». Вдруг видит - стоит терем -теремок, не низок, не высок. Обрадовалась мышка - норушка, заулыбалась, плечики расправила, в ладоши захлопала, запрыгала: «Ура! Вот где спрятаться можно!». Подбежала мышка к теремочку. Интересно ей стало, носик вытянула, бровки подняла, в теремок то так заглянет, то эдак. Потом постучала и спрашивает: «Тук - тук. Кто в теремочке живет? Тук - тук. Кто в невысоком живет?». «Лисичка - сестричка» (выражение хитрости, настороженности, любопытства). Бежит мимо лисичка - сестричка. Хитрющая, глазки узенькие, ко всему приглядывается, ко всему принюхивается, лапками осторожно ступает. Увидела теремок, заинтересовалась: «Ой, что это тут такое?». Подкралась потихонечку, ушки прижала, воздух нюхает, ушками слушает. Постучала и вкрадчиво, тихо говорит: «Тук

- тук! Кто в теремочке живет? Тук - тук! Кто в невысоком живет?».

«В Теремочке» (выражение радости общения, радости встречи). Сидят в теремочке лягушка - квакушка, мышка — норушка, зайка -побегайка, лисичка - сестричка. Хорошо им вместе, приятно. Сидят за столом, за лапки друг друга взяли, улыбаются, друг друга гладят, лапки жмут. И так им хорошо, что каждый хочет своим теплом с другом поделиться. Вдруг слышат: стучит кто - то. Удивились все, плечами пожимают, брови подняли, мордочки вытянули, спрашивают: «Кто это?». А это волчок - серый бочок к ним в теремок просится. Пустили его в теремок. Обрадовались все ему: обнимают, за лапку здороваются, в теремок приглашают: «Заходи - заходи! Мы так тебе рады!».

. Невербальное предвосхищение ситуаций, событий и отношений. В процессе обыгрывания отдельных сюжетных звеньев педагог стимулирует детей к выражению эмоций, состояний и отношений, не обозначенных в тексте. Например, в процессе подготовки к драматизации рассказа В. Сутеева «Палочка - выручалочка» дети обыгрывают сюжет «В лесу» (встреча с волком). Педагог воспроизводит текст, стимулирует детей к имитации ролевого поведения зайца: «Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза - сейчас Волк его съест. Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул и бежать! А Заяц и Ежик в это время...». Далее дети пытаются воспроизвести невербальное поведение Зайца и Ежика, выразить с помощью мимики и пантомимики их эмоции. Педагог комментирует действия детей, просит их озвучить персонажа. Составление плана.

Сначала дети при организующей помощи педагога составляют план отдельных сюжетных звеньев, а затем всего текста. При составлении плана отдельных сюжетных звеньев нужно отразить изменения эмоций персонажей, динамику действия. Созданная цепочка изображений становится опорой при пересказе, осуществляемом на логопедическом занятии. Для составления такого плана используются пиктограммы лица и подвижные фигуры человека. Пиктограмма представляет собой схематическое изображение эмоциональной мимики и позволяет создать графическую модель эмоционального ряда.

Можно использовать как целостные, так и разрезные пиктограммы, состоящие из отдельных элементов (контур лица, брови, глаза, губы). Подвижная  фигура  человека  представляет  собой схематическую плоскостную куклу. Подвижная фигура позволяет передать динамику движения, отразить позу персонажа.

В процессе составления плана сюжетного звена педагог помогает детям обозначить его тему, придумать название и подобрать соответствующее названию схематическое изображение. Например,

эмоциональный ряд рассмотренного выше сюжетного звена («В лесу») выглядит следующим образом. Стрелки внутри окошек отражают направленность общения персонажей, между окошками - динамику действия. Первое окошко отражает название сюжетного звена. Общий план текста состоит из последовательно расположенных тематических окошек. Например, общий план рассказа «Палочка -выручалочка» может содержать следующие схематически отображенные названия сюжетных звеньев: 1) встреча Зайца и Ежика; 2) спасение птенчика; 3) через ручей; 4) болото; 5) находка; 6) в лесу; 7) заяц дома; 8) чудесный подарок. Драматизация.

После последовательной отработки всех звеньев сюжета, на заключительном этапе работы, проводится драматизация. Вслед за этим детям предлагается сделать зарисовки отдельных персонажей или какого - либо эпизода. Рисунки выполняются детьми по желанию и позволяют педагогу увидеть, какие сюжеты оказались для детей наиболее значимыми интересными. Кроме того, рисунки позволяют понять, начали ли дети отражать эмоции и позы персонажей. Вербальные средства общения реализуются в процессе обучения составлению высказываний и рассказов по сюжетным изображениям и сериям картин. Материал

Сюжетные изображения представлены картинками, фотографиями и репродукциями картин, имеющих ярко выраженную эмоциональную и социальную окраску. Важно, чтобы эмоции персонажей могли быть легко опознаны детьми.

Серии сюжетных картин подбираются таким образом, чтобы динамика события напрямую была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.

Сначала подбираются изображения, где явно видна причина эмоционального состояния одного из героев. Например, девочка плачет: мальчик сломал построенную ею башню; мальчик радуется: ему дарят подарок; мальчик испугался: к нему подбежала большая злая собака.

Затем сюжеты становятся более сложными, причина не видна явно, но все - таки отражена в изображении. Например, мама сердится на мальчика: он разорвал брюки; девочка грустно смотрит на улицу: ей нельзя гулять (завязано горло); мальчик рад: бабушка пришла (вешает пальто на вешалку у дверей, у мальчика руки раскрыты для объятия).

На заключительном этапе изображения отражают лишь эмоции. Причина эмоционального состояния не отражена явно и может быть объяснена внутренними (желания, характер, состояние, отношение) или внешними. На этом этапе широко используются пиктограммы и фотографии детей, переживающих определенные эмоции. На снимках дети мимически выражают базовые эмоциональные состояния (радость, грусть, удивление, испуг, гнев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР».

В консультации представляется материал  для педагогов: «Особенности формирования социально-коммуникативных компетенций у детей с ТНР»....

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит зада...

консультация для педагогов «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ(для педагогов)  «Особенности и этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольно...

Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...