Интегрированное занятие "Ветерок спасаем - осень изучаем"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лагутина Светлана Равиковна

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы в форме квест-игры с использованием АМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_od_veterok_spasaem-osen_izuchaem_19.09.2017g.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Ветерок спасаем – осень изучаем» с использованием АМО в форме квест-игры в логопедической подготовительной к школе группе

Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, c использованием активных методов обучения.


Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнение и активизация словаря по теме «Осень».

- Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения с противопоставлением) и грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

 - Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

- Совершенствование навыков: звукового анализа слова «дубы». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов.

-  Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков. 


Коррекционно-развивающие задачи:

-  Развитие связной речи, просодических компонентов.

- Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса; мышления, восприятия и памяти; тонкой и общей моторики.

- Закрепление навыков самооздоровления.

-  Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии. 


Коррекционно-воспитательные задачи: 

- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности. 


Оборудование: запись музыкального произведения «Осенняя песня» П. Чайковского; музыкального сопровождения к упражнению «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой; музыкальное сопровождение для проведения зрительной гимнастики. Корзинка с осенними листьями разных деревьев. Резиновый мяч. Надувной бассейн с водой и настоящими осенними листьями. Листы бумаги на каждого ребенка, контейнеры с карандашами, дубовые листья. Контейнеры с фишками для звукового анализа на каждого ребенка. Зрительные ручные тренажеры «Листочки» на каждого ребенка. Медали  каждому ребенку. 


Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе. Обучать умению узнавать деревья по листьям. Беседа об эмоциональном состоянии, которое возникает во время прогулки (экскурсии). Обучение умению разгадывать загадки. Развитие умения ловить мяч и одновременно давать продуманный ответ. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов, развитие мелкой моторики (штриховка и обводка) на индивидуально-подгрупповых занятиях с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно-игровых минутках в группе. Разучивание упражнения «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой., слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Осенняя песенка» на музыкальном занятии. 

Ход занятия

  1. Метод приветствия «Осенние листочки» (1 минута).

(Фоном звучит музыкальное произведение «Осенняя песня» П. Чайковского)
Логопед: представьте себя разноцветными листочками, растущими на дереве. Подул прохладный осенний ветерок и сорвал с деревьев листики, закружив их в легком танце. Сели листики на полянку и протянули свои ладошки- листики, поздоровавшись друг с другом:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай, друг, ладошку мне давай!» 


2. Вхождение в тему занятия (2 минуты). Метод начала образовательного мероприятия «Корзина с листьями»

(В руках у логопеда корзинка, наполненная  разноцветными листьями разных деревьев. Педагог просит детей выбрать каждому по одному листочку)

Логопед: вспомните название дерева, с которого упал  листок. Затем назвать какие это листья. Например, лист березы- березовый лист, лист клена- кленовый лист и т.д. 
-  какие листья на вид, на ощупь, как они пахнут

 -  Какие осенние листья?

Логопед: Дети! Вы догадались. О чём будем говорить сегодня?

Сегодня на занятии мы будем говорить об осени, её периодах, учиться составлять красивые предложения.

3.Инициатива.  (Шишка забрасывается, письмо и карта)

 - Как вы думаете, от кого письмо?

 - Что для этого нужно сделать?

Читает письмо:

 «Ребята! Злой волшебник запер меня в темнице. Помогите выбраться на волю. Для этого следует выполнить задания. А карта вам в этом поможет. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по букве. Из них составите слово, что и будет ключом  к освобождению. За моё спасение вы получите золотую медаль.

                                                                                                 Ваш Ветерок»

4. Квест-игра

1 задание:  (конверт  № 5 лежит возле телевизора)

Интерактивная игра «В гости к Лесовичку» (созданная с помощью программы «Конструктор картинок» портала Мерсибо.

Задачи: развивать понятийный словарь (тема «Осень»); развивать умение ребенка узнавать графический образ буквы; развивать навыки словообразования; закреплять навыки счета; развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память.

Инструкция: Отправляемся в гости к Лесовичку. Как же мы найдем дорогу? Нам помогут следы (ребенок может выполнять движения либо пальчиками, либо шагает). Перешли через мост. Куда же нам идти? В какую сторону? Справа корзинка. Давайте сделаем подарок Лесовичку. Он любит грибы. Собери и посчитай. Сколько ? Какой лишний?

Задания от Лесовика: Назови, от какого дерева листок. Придумай слово

 ( лист клёна – кленовый и т.д.) Скажи, какие буквы спрятались? Что лежит на тележке? Как ты думаешь, какое время года любит Лесовичок ?

(получают одну букву)

2 задание: (конверт № 4 лежит на паласе в игровой комнате)

Эмоциональная  разрядка . Подвижное упражнение «Ветер и листья» (1,5 минуты). [Поддержание динамики урока, положительной атмосферы. Развитие координационно-регулирующих функций речи и движения]. 
(Дети превращаются в осенние листочки, которые отправляются в «лес»)

Ветер и листья.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал

Вот дубовый, 
Вот кленовый, 
Вот рябиновый резной, 
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил. 
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой. 
И последний лист с осинки 
ветер кружит над тропинкой.

.

(получают одну букву)

3 задание: (конверт № 1 лежит на столе)

Работа в тетрадях (О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет)

Проработка содержания темы (5 минут). Индивидуальная работа. 
Метод организации самостоятельной работы над темой.

  1. Дети выполняют задание № 4 – заполняют клетки по образцу.
  2. Выполняют зад. № 6 – называют деревья, находят 4-й лишний, рассказывают так:

Это лист с осины – осиновый лист.

Это веточка с осины – осиновая веточка.

(получают одну букву)

4 задание: (конверт № 3 лежит на столике перед зеркалом)

Эмоциональная разрядка (1 минута). Групповая работа. 
Метод релаксации: танцы для глаз «Листопад» по методике В.Ф. Базарного [Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зрительного напряжения.] 
Логопед: начался листопад. Возьмите по листочку и поиграйте с ними, а заодно дайте отдохнуть глазам, после работы с компьютером и в тетрадях. 


(
Дети ритмично выполняют движения глазами под текст и музыкальное сопровождение «Вальс» И.Брамс.)


И.П. –стоя, выполнять медленно, ритмично. 
1. 1-2-3-4-5, листья будем с листьями играть (глаза широко открыты - смотрят на тренажер) -5 сек. 
2. Закружился надо мной дождь из листьев озорной (глаза прослеживают траекторию движения тренажера наверх) – 7 сек. 
3. Без конца и без начала танцевать под ним мы стали (тренажером прорисовываем в воздухе спираль: сверху - вниз, глазами следим за траекторией движения) – 4 круга. 
4. Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я (тренажером рисуем «лодочку» - глазами прослеживаем траекторию движения)- 4 раза. 
                                           (получают одну букву)

5 задание: (конверт № 6 прикреплён к напольному стенду «Колобок» в спальной комнате)

Объяснение информации (5 минут). Индивидуально-групповая работа. 
Метод презентации учебного материала «Периоды осени».

[Развитие эмоционального мира. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин. Развитие всех видов восприятия. Развитие связной речи]. 

 Логопед: Посмотрите на картины и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться, а потом расставьте картины  именно в таком порядке (выполняют).

 - Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.

1-й ребенок. На первой  картине листья на деревьях и трава еще зеленые. Только кое-где начинает проглядывать желтизна. Поэтому я подумал, что это ранняя осень.

2-й ребенок. На второй  картине  мы видим деревья, покрытые золотыми листьями. Они горят на солнце. Эту картину можно было назвать «Золотая осень».

3-й ребенок. На третьей картине мы видим почти голые деревья, сухую траву, серое небо. Художник изобразил самую грустную осеннюю пору — позднюю осень.

                                           (получают одну букву)

6 задание: (конверт № 2 лежит на дидактическом столе с водой в спальной комнате)

Эмоциональная разрядка: дыхательный тренинг (1,5 минуты).Подгрупповая. 
Метод релаксации «Листья в пруду» [Снятие напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задач]. 
Логопед приглашает детей пройти к «большому пруду», в котором плавают разноцветные листья. Предлагает присесть «на берегу пруда» и представить себя ветром. Подуть на листики так, чтобы они поплыли по воде, не забывая о правилах дыхания (вдох через нос, выдох- губы трубочкой и не раздувать щёк). Логопед контролирует выполнение задания. Детьми выполняется не более трех раз. 
                                          (получают одну букву)

7 задание: (конверт № 7 лежит на паласе в спальной комнате)

Игра «Что делает?»

(Логопед  берет в руки мяч )

 - Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?»

 Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне.

Дождь  (что делает?) (идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше).

Ветер…. (дует, воет, гудит, срывает).

Листья… (краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают).

(получают последнюю  букву и выкладывают на напольном стенде «Колобок» слово МОЛОДЦЫ)

5. Подведение итога занятия (3 минут). Индивидуально-групповая работа. 
Рефлексия занятия «Корзинка с листьями» (1 минуты).

[Умение анализировать свое состояние, поведение, проявленные умения на занятии и давать оценку.] 
Логопед предлагает детям выбрать листья того цвета, которые бы соответствовали их состоянию на занятии:

Зелёный - если было познавательно, весело;

жёлтый - если сначала было непонятно, скучно а затем стало интересно;

красный - если чего-то опасались, что-то не получилось. 


Метод оценки работы «Корзинка с листьями» (2 минуты).

 [Оценка работы детей. Совершенствовать умение быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль.] 
Логопед подводит итог изучения темы и задает детям контрольные вопросы.

Вторая шишка с письмом и медалями падает на палас.

- Как вы думаете, от кого письмо?

 Читает письмо:

 «Дорогие мои спасители! Вы очень постарались и отлично справились со всеми заданиями. Показали свои умения работы в команде. За моё спасение вам вознаграждение -  золотые медали.

                                                                                                 Ваш Ветерок»

 Награждение детей за старание золотыми медалями. 

Использованная литература. 
1. Использование логопедической ритмики при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста./ Сост. Емченко С.А., Силяева Г.Б.- Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2006. 
2. Методы профилактики близорукости и сохранение здорового зрения при использовании компьютеров в дошкольном учреждении./ Сост. С.А. Емченко, Г.Б. Силяева. – Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009. 
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Февраль-май. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Спасем Буратино!"

Конспект интегрированного занятия "Спасем Буратино!"...

Конспект интегрированного занятия "Спасем бабушку Красной Шапочки"

Цель: создать условия для формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочения коллектива, умения сотрудничать, прийти на помощь....

«КАК МЫ СПАСАЛИ ОСЕНЬ»

laquo;КАК МЫ СПАСАЛИ ОСЕНЬ» Средняя группа. Под фонограмму песни «Листик-листопад» дети и ведущие входят в зал, становятся в шахматном порядке. В руках у девочек колокольчики, ...

«СПАСАЕМ ОСЕНЬ»

Сценарий осеннего праздника  с элементами геокешинга...

Конспект интегрированного занятия "Спасем весну"

Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ (ЗПР) "Спасем весну"....

Интегрированное занятие "Спасем планету от мусора" в подготовительной группе

Цель: Создание плаката «Спасем планету от мусора»Задачи:Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.Развивать умение анализировать экологическую проблему.Разв...