буклет для родителей "Практические советы по развитию речи детей
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

В буклете представлены игры и упражнения для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики ребёнка, а так же игры на развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Домашняя игротека»

Предлагаем Вам игры на развитие различных речевых навыков.

1. Игры на кухне:

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно «вынуть» из борща, винегрета, кухонного шкафа и т.д.

«Приготовим сок» - Из яблок сок..(яблочный), из вишни…(вишнёвый) и т.д.

«Волшебные палочки» - Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них геометрические фигуры, предметы, узоры.

2.Игры по дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил» - «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Вот кошка – она пушистая» и т.д.

«Волшебные очки» - «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, жёлтым..)

Посмотри в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красное дерево, красный дом, красная собака и т.д.

«Большой-маленький» - «Я увидел большой дом, а ты маленький…(доми) и т.д.

«Доскажи словечко» - Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей чирикает; у коровы телёнок, а у лошади…(жеребёнок) и т.д.

Вы называете обобщающее понятие, а ребёнок конкретные слова. Например: овощи – это (огурец, помидор,                                                 капуста…)

  

 

 

Уважаемые родители!

     

 Убедительная просьба: не будьте посторонними наблюдателями в процессе речевого развития вашего ребёнка, а постарайтесь принять в нём активное участие, так как именно ваша роль в его речевом развитии очень значима. Каждая речевая игра, каждая беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если вы,  родители, будете устраняться от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает ваш ребёнок. 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 муниципального образования Тимашевский район

 

Подготовила: учитель-логопед

                            Шувалова И.А.

С помощью этих упражнений укрепляются мышцы артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более чётко. Все эти упражнения нужно проводить в игровой форме, обязательно показывая движения. Вот некоторые из них:  «Пузырь лопнул» - надуть щёки, а затем прижать то одну, то другую пальцем (упражнение укрепляет мышцы щёк).                            «Иголочка» - упираться кончиком языка до внутренних поверхностей щёк (укрепляются мышцы щёк и языка).

«Зайку приняли за волка» - вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы (укрепляются мышцы щёк и губ).

«Рыбка» - широко открывать и закрывать рот (улучшает работу нижней челюсти).

«Лошадка» - пощёлкать языком, приподнимая его к верхнему нёбу. Пусть малыш работает языком постоянно: «Олег поскакал на лошадке в ванну!» или не просто пошли в садик, а «поскакали на лошадке».

«Трактор» - воспроизводите звуки мотора трактора, энергично произнося «д-т-д-т», меняя громкость и длительность «работы трактора» (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).

«Гудок паровоза» - через нос с шумом наберите воздух, задержите дыхание на 1-2 секунды, а затем с протяжным звуком «у-у-у-у» выдохните воздух через сложенные трубочкой губы.

«Стрельба» - представьте, что вы пришли в тир и стреляете из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнесите «к-г-к-г» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы глотки).

Развитие общей моторики 

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

«Гимнаст» - Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребёнка пройти по ней, не сходя на пол, вперёд и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

«Акробат» - На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идёт по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.

«Котёнок» - На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5м. К концу её привязан бантик. Пусть малыш, как котёнок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.

«Ручеёк» - Ребёнок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«Зайка» - Предложите ребёнку попрыгать «как зайчик» («Зайка прыгает высоко»- прыжки вверх; «Зайка попрыгал вперёд, а теперь назад»; «А теперь зайка прыгает на одной ножке» и т.д.)

Игры с мячом

1.Встаньте напротив малыша на расстоянии одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.

2.Стоя рядом с ребёнком, слегка толкните лежащий на полу мяч вперёд. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.

3.Киньте мяч ребёнку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Постепенно увеличивайте расстояние.

4.Учите ударять мяч о землю и ловить его.

5.Подбрасывать мяч вверх и ловить его.

6.Покажите, как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнёру по игре.

 Постепенно уменьшайте размеры мячей.

 Развитие тонкой моторики рук

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно.

Полезно делать массаж с помощью различных предметов

1.«Колобок» - покатать грецкий орех между ладошками, постепенно увеличивая нажим и темп.

2.Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением нажима и темпа.

3.Постукивание тупым концом карандаша по ладони, затем по тыльной стороне ладони.

4.«Ёжик» - катание между ладоней массажного мячика.

Ребёнок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

1.Попасть шариком в цель (игрушку).

2.Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3.Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

4.«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

5.Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребёнка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберёт, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку.

Существует множество занимательных игр и упражнений с  мелкими предметами, кольцами, шнурками, пуговицами, мозаикой и т.д. Заинтересуйте ребёнка, играйте вместе с ним и тогда у него всё получится!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет"Роль пальчикового театра в развитии речи детей"

В даном буклете дана информация о том , как важен пальчиковый театр в развитии речи детей"....

Советы педагогам " Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с художественной литературой"

Формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг  осуществляется через решение следующих задач:- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений...

Буклет для родителей: "Игры для развития речи детей 3—5 лет. Дикие животные и птицы"

Буклет по теме "Дикие животные и птицы" содержит много заданий по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Игры и упражнения, а также пальчиковые гимнастики и стихи помо...

Буклет для родителей "Советы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста"

В буклете содержатся советы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Поговори со мной" (Советы по развитию речи детей)

В буклете предлагаются советы родителям для развития речи детей дошкольного возраста, предлагаются прииеры упражнений....