Советы педагогам " Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с художественной литературой"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Игонина Нина Васильевна

Формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг  осуществляется через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_pedagogam.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ИХ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Советы педагогам.

(подготовила учитель-логопед  Шапова  О.В.)




В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выделяется особая образовательная область - "Чтение художественной литературы"

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

А.В.Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально-волевых процессов. Между этими процессами и литературным произведением существует взаимопроникающая связь: с одной стороны психические процессы обеспечивают восприятие текста в полном объеме, с другой стороны работа над текстом позволяет развивать психические процессы.

Психические процессы (внимание, память, мышление воображение, эмоции) позволяют:

- выслушать текст до конца;

- усвоить информацию;

- понять содержание текста, подтекст;

- понять языковые средства, иносказания, обороты речи…

- установить связи, отношения, последовательность;

- оценить поступки героев;

- представить «в красках» изложенное в литературном произведении.

- высказать личное отношение.

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с ОНР.

1) Могут понять не всё. Часто имеют малый жизненный и литературный опыт (знакомы с малым количеством литературных произведений).

2) Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.

3) Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.

4) Могут не уловить смысла содержания, т.к. привлекает форма, ритм произведения, мелодика речи рассказчика.

5) Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.

6) Не могут выслушивать до конца объемные произведения.

7) Недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет.

8) Не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста с ОНР:

— Формировать интерес к художественному слову, к книге.

— Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.

— Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.

— Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.

— Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства.

— Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления.

— Формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя рисование героев, сцен, обложек произведений)..

— Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.

Формы работы.

1) Занятия. Специально организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой.

2) Деятельность вне занятий: чтение книг, драматизации, конкурсы, викторины, развлечения.

3) Работа в «Книжном уголке».

Занятие по ознакомлению с художественной литературой – основная форма работы с детьми. Подготовка педагога к данному виду занятия:

- анализ произведения,

- подготовка выразительного чтения (расстановка пауз, подбор интонации, выбор ритма), - выбор методических средств (иллюстрации, игрушки, модели…)

Занятие по ознакомлению с художественной литературой имеет 3части:

1 часть – вводная беседа и само чтение произведения. Вводная беседа помогает

сосредоточить внимание детей, вызвать интерес к произведению.

Приёмы: загадки, иллюстрации, активизация жизненного опыта, справка

об авторе.

2 часть – работа с текстом, беседа по прочитанному.

Приёмы: вопросы, показ иллюстраций, чтение отдельных отрывков,

объяснение трудных слов.

3 часть – заключительная. Подведение итога. (2 – 3 мин.)

- обращают внимание на название произведения, жанр;

- фиксируют внимание на том, что можно отразить в рисунке,

Инсценировке;

- отмечается активность детей, их внимание, доброжелательность к

товарищам, уважительное отношение к высказываниям товарищей;

- повторное обращение к произведению

(чтение отрывка по желанию детей).

Существенным приемом, используемым на занятии по ознакомлению с художественной литературой, являются ВОПРОСЫ. Вопросы по произведению бывают:

1) Вопросы, выявляющие эмоциональное впечатление, отношение к героям, фактам (Кто больше понравился? Почему?). Лучше задавать вначале беседы, т.к. впечатления ярче сразу после прочтения.

2) Вопросы, помогающие связать события в единый сюжет, понять сюжетно-смысловые связи.

3) Вопросы, помогающие раскрыть особенности персонажей, их чувства, мысли, мотивы поступков.

4) Вопросы, привлекающие внимание к жанровым особенностям произведения («Колобок» - сказка, «Четыре желания» К.Ушинского – рассказ, «Что такое хорошо, и что такое плохо» - стихотворение)

5) Вопросы, выявляющие художественные средства (образность, обороты речи, сравнения…)

Виды занятий. Занятия по ознакомлению с художественной литературой могут быть не только

А) по чтению художественных произведений.

Б) но и в виде бесед на литературные темы.

В) викторины.

Цель бесед на литературные темы: обобщить, систематизировать литературный опыт детей. Беседы могут быть:

А) о жанрах;

Б) о сказках, о загадках, о пословицах, о стихах… как о жанре;

В) о творчестве писателя, поэта, иллюстратора.

Рекомендации педагогу к проведению работы по ознакомлению с художественной литературой детей с ОНР:

1) Произведение не должно изобиловать незнакомыми словами. Произведение нельзя превращать в источник новых слов. Следует провести предварительную словарную работу, либо заменить слова на знакомые и понятные.

2) Педагог должен обращать внимание на правильность построения фраз при ответе. Следить за своей речью и речью детей.

3) Сказки лучше рассказывать, а не читать. Личностный зрительный контакт даёт эффект лучшего восприятия произведения.

4) Использовать эффективные приемы работы:

- вопросы, содержащие часть ответа (вначале учебного года, с вновь поступившими детьми, детьми, имеющими тяжелую степень нарушения). Например, «Какие в этой сказке звери: злые, сердитые или добрые, гостеприимные?»

- моделирование символами,

- использование наглядных схем,

- использование рисунков детей (дети сначала нарисовали, а затем рассказывают и показывают соответствующий рисунок).

5) Правильно подбирать произведения.

Правила подбора произведений.

Произведение должно:

- соответствовать возрасту детей (опираемся на «Программу…»)

- иметь художественную ценность.

- дидактическую целесообразность (соответствовать задачам воспитания и обучения, лексической теме).

Существенный элемент художественного исполнения текста - логика чтения. Логическое ударение – это выделение наиболее важного в смысловом отношении слова. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, смысловое содержание фразы в этом случае не доходит до сознания ребенка-слушателя. Станиславский писал: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в тексте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. Логическое ударение передаётся:

- усилением голоса,

- повышением и понижением его;

- замедлением темпа или паузой перед выделяемым словом.

Логическим ударением может быть выделено любое слово предложения в зависимости от того, на что именно хочет обратить внимание слушателей, говорящий.

Логическим ударением обычно выделяются:

1) Новые понятия, явления, новые действующие лица.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

2) слова содержащие противопоставления

Не ветер бушует над бором…

Мороз-воевода дозором

3) Подлежащие в нераспространенном предложении:

Играют волны,

Ветер свищет

4) слова, выражающие сравнение.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

5) Обращение стоящее в начале фразы:

Колобок, колобок, я тебя съем………. и другие правила.

Интонация. Интонация говорящего зависит от его стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушателю, с тем чтобы воздействовать на него. Когда человек говорит от себя, своими словами он не заботиться об интонации, она рождается непроизвольно, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

Текст содержит замысел автора, его чувства. Поэтому при чтении художественного произведения интонация возникает вследствие осмысления текста читающим. Желая верно передать смысл произведения, читающий должен осознать происходящее в произведении.

Пример из сказки К Чуковского «Бармалей»:

Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами,

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями!

Но ответил людоед:

«Не-е-ет!!!»

В зависимости от того с какой интонацией произнести всего одно слово «Не-е-ет!!!», слушатели воспримут по разному образ Бармалея. Если сказать с угрозой – Бармалей покажется злым и беспощадным; сказать ехидно – он станет коварным и хитрым, произнести пренебрежительно – создаться впечатлении о высокомерном Бармалее.

Поговорим о жанрах, используемых в детском саду.

Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомиться в детском саду. Сказка увлекает и содержанием, и художественным словом. Сказки воспитывают любовь к Родине, приближают детей к культуре народа, знакомят с родной природой, обычаями и укладом жизни родного народа. Белинский В.Г.: «В них виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве»

Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, фантазии, художественного вкуса. Они учат его преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства вызывают стремление быть добрым, храбрым, отзывчивым и т.д. Горький А.М.: « Чудеса… сказок возбуждают желание самому творить чудеса».

Сказки являются мудрым воспитателем, они всегда поучительны. К.Д.Ушинский считал сказку замечательным методом воздействия на ребенка: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель – рассказчик должен бережно донести её до ребёнка-слушателя. Сказка имеет традиционные приемы повествования: повторность действия, наличие рифмованных фраз, песенок, действенность диалога, меткие прозвища героев.

Потешки. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом самый ранний этап жизни ребенка. Народные песенки и потешки – это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Спокойный ритм колыбельных успокаивает ребенка, веселая потешка его радует. Много ласки и тепла звучит в песенках о ребенке, о любимых животных. С помощью потешек воспитатель подводит маленьких детей к восприятию художественного слова, развивает чувство ритма и мелодики речи, повышает настроение, вызывает добрые чувства к окружающему. Потешки нередко сопровождаются движениями. Поэтому их можно использовать для проведения динамических пауз на занятиях и вне занятий.

Стихи. Со стихами дети знакомятся рано. Стихи оказывают положительное воздействие: развивают эстетический вкус и поэтическое восприятие окружающего мира, пробуждают чувство ритма, развивают музыкальный слух, тренируют память. Стихи развивают способность думать образами, обогащают речь ребенка новыми словами, эпитетами, не используемые, в обычной жизни. Если ребенок их запоминает, то его речь становится богаче. Вывод следует заучивать стихи с детьми, так как это мощное средство обучения. Однако каким образом же вовлечь малыша в заучивание стихов? Есть несколько советов:

- НЕ следует учить стих, значение которого малышу не понятно. Не понимая даже только одно – два слова, малыш не сумеет его запомнить, не прилагая усилий. Приступая к заучиванию стихотворения приходится разъяснить ребенку смысл каждого слова.

- Стих должен соответствовать возрасту ребенка.

- После того как ребенок поймет смысл, надо прочитать стихотворение медленно, выразительно с интонацией, чтоб ребенок представил образы стихотворения.

- Стихи ребенок должен воспроизводить точно – соблюдая ритм, делая логические акценты.

- Надо облегчить запоминание (например, можно использовать Метод заучивания текстов по графическим рисункам) .

Рассказ – один из распространенных литературных жанров широко используемых в детском саду. Они знакомят детей с окружающим миром, с явлениями общественной жизни, учат правилам поведения, развивают интерес к природе, помогают оценивать поступки людей, воспитывают любовь к Родине, учат честности, смелости и другим положительным качествам. Рассказы читают по книге. Это привлекает внимание детей к книге, как источнику знаний, вызывает интерес к чтению. Главное при чтении рассказов правильно организованная беседа, вопросы к содержанию текста.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский [8], Е. И. Тихеева [7], Л. С. Выготский [4], А. В. Запорожец [5] и другие. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

        Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Но для этого воспитатель должен сам владеть интонационной стороной речи (упражнение для педагогов). Основная задача педагогов - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

        Таким образом, только в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия и развития речи детей.

       При чтении стихотворений, педагог, выделяя ритмичность, должен подчёркивать образные выражения, развивать у детей способность понимать богатство родного языка. Повторяя за нами текст, дети в начале подражают вашей выразительности, потом начинают проявлять некоторую самостоятельность в использовании интонации, пауз, передавая этим своё отношение к стихотворению, свои чувства и настроение. Хотя творческие способности в выразительном чтении проявляются ещё в элементарной форме.

        Мы обращаем внимание детей на чёткость и отчётливость произнесённых звуков и слов, стремимся добавить проговаривание детьми полных фраз и предложений, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь. То есть, в средней группе, продолжается  подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит, отбирать слова, точно передающие то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы.

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматрива...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразн...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...