Интеграция образовательных областей. Речевое развитие.Художественно -эстетическое развитие.
консультация по логопедии на тему

Жданова Наталья Викторовна

В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как   «Речевое развитие»,  "Художественно-эстетическое развитие", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему:

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие..

                                                                    Учитель –логопед. Жданова Н.В.

2017год

Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными требованиями Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное  условие  при выполнении основной общеобразовательной (ФГТ, Приказ №655 от 23.11 2009г.). В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как   «Речевое развитие»,  "Художественно-эстетическое развитие", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке  к обучению в школе, развитии познавательных процессов в  целом. Интеграция позволяет сделать занятия более интересными и динамичнымиДети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. При реализации интегрированного подхода необходимо следовать следующему принципу: содержание смежных областей, привлекаемых в качестве добавлений не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы. Сейчас перед педагогами и специалистами дошкольных учреждений стоит совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы».

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы

Система занятий по развитию речи, как и система художественно- эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной “глухоте”. В то же самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.

Познавательно – речевое и художественно – творческое направление, как синтез различных сфер человеческой деятельности, содержит потенциальные возможности для интеграции образовательных областей и видов детской деятельности. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года) Тема: "Снежная шубка для ёлочки". (Интеграция образовательных областей:«речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие»)

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года)Тема: "Снежная шубка для ёлочки" Задачи: - продолжать закреплять умение детей рисовать пальчиковым  методом,-...

Интеграция образовательных областей Речевое развитие - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыка) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Тема «Лес – крас

Цель: формирование ответственного отношения к природе: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года. Задачи:Образовательные: расширить представление дете...

CПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК 23 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» (НОД с интеграцией образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие» (для подготовительной группы)

Вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, где учащиеся приобретают навыки и умения в беге, в прыжках, в метании, в играх, развивают двигательные качества и ...