Главные вкладки

    «Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/
    консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Бабакова Татьяна Геннадиевна

    Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными формами речевой патологии, все чаще в логопедической практике мы встречаемся с сочетанными, сложными нарушениями развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Поэтому при наличии у детей с ОВЗ речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной  помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.

    С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на  занятиях используются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, современные инновационные материалы, способствующие повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи. Широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет песочная терапия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pesochnaya_terapiya.docx22.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

    «Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии»

    /консультация для воспитателей/

    Учитель – логопед  

    высшей квалификационной категории

    Бабакова Т.Г.

    станица Тацинская

    август 2018 год

    Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС ДО дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство ДОУ, дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специально организованном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому каждое образовательное учреждение старается найти свои подходы к организации сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными формами речевой патологии, все чаще в логопедической практике мы встречаемся с сочетанными, сложными нарушениями развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Поэтому при наличии у детей с ОВЗ речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной логопедической помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.

    С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на логопедических занятиях используются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, современные инновационные материалы, способствующие повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи. Широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет песочная терапия. 

    Лечение песком представляет собой одно из направлений арт-терапии. «Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии. В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.
               В процессе работы ребенка с  песком, позволяет воздействовать на все стороны речи. Этот песок не вызывает аллергии, обладает свойствами антибактериального материала; является неблагоприятной средой для размножения бактерий; легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой.  Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма, рисунок сохраняется в течение длительного времени. Все эти свойства  песочной терапии позволяют активно использовать его как на коррекционных занятиях так и в повседневной жизни ребенка.

    Перенос занятий в мини-песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:

    • усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
    • развивается тактильная чувствительность;
    • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление);
    • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
    • создается ситуация психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии);
    • развиваются навыки сотрудничества, повышается уверенность детей.

    Традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок. Приведем некоторые из упражнений, активно применяющихся на  занятиях с использованием мини-песочницы.

    Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:

    • нарисовать какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
    • Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);
    • «Необычные следы»: «топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;
    • Создать узоры и рисунки, буквы.  Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
    • Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;
    • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.

    Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:

    • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;
    • «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;
    • Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).

    Упражнения на развитие силы воздушной струи:

    • Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;
    • Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.

    Упражнения на подготовку к обучению грамоте:

    • рисовать буквы на песке;
    • «Превращения букв» (Л в М, Л в А, Т в П и т.д.);
    • Писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным;

    делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок.

    Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.

    Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты:

    • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 
    • дошкольники чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
    • на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

    Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

    Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

    Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

    Песочная терапия для детей дошкольного возраста

    Игры с песком для дошкольников....

    Песочная терапия для детей дошкольного возраста

      Песочная терапия в детском саду способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук....

    Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

    Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...