наглядное моделирование
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Портнова Наталья Владимировна

Наглядное моделирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл метод наглядного моделирования347.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Учитель – логопед Портнова Н.В.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d65/00071244-3c6e670e/hello_html_17e6c77e.jpg

Основная часть методов развития детской связной речи, в том числе и развитию навыков составления описательного рассказа базируется на специальных упражнениях, в которых используется образный материал. Такие методы достаточно эффективны, так как активируют мотивацию ребенка. Используя наглядно-образную память, дети легко запоминают предъявляемые изображения, произношения и смысл слов.

Таким образом, исходя из анализа различных методик можно сделать вывод, что в современной практике многие педагоги широко используют метод наглядного моделирования для развития навыков описательного рассказа.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому, на занятиях в детском саду, где задействован только один вид памяти – вербальный, используются опорные схемы, которые помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • Во-первых, ребенок-дошкольник легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
  • Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
  • В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Разные авторы называют моделирование по-разному. В.П. Глухов называет это блоками-квадратами, Т.А. Ткаченко предметно схематическими моделями, Л.Н. Ефименкова просто схемой составления рассказа, В.К. Воробьева сенсорно-графические планы.

Использование метода наглядного моделирования при развитии навыков описательного рассказа облегчает детям процесс овладения содержанием, структурой описательных текстов, их связностью.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки  психического развития, в том числе и речи.    Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

Метод наглядного наглядного моделирования в процессе автоматизации фонем

Работа на логопункте,  где  коррекционно- образовательная деятельность  введется согласно теории и методики развития речи детей дошкольного возраста с учетом специфики башкирского языка...

Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

 В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми на...