Особенности письменной речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коломийчук Ксения Александровна

В данной статье описываются особенности писменной речи детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности письменной речи учащихся с задержкой психического развития

Группой специалистов-дефектологов были выявлены особенности нарушений речи детей с ЗПР (В.А. Ковшикова, Ю.Г. Демьянова). Ими отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи.

Характерными признаками клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии. Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психическими особенностями этих детей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуются нарушением речи как системы, своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей данной группы являются неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи (В.И. Лубовский, Г.И. Жаренкова).

Все вышеперечисленные психические особенности детей данной категории усугубляются пребыванием в учреждении интернатного типа. Сироты, как правило, пассивно подчиняются указаниям взрослого, не стремясь проявить инициативу, включить воображение, не умеют творчески подойти к решению любой задачи. Отсутствие ласки и любви матери (депривация) отрицательно влияет на формирование личности ребенка- сироты. Первичной для него в школе является не возможность получить новые знания, а похвала и любовь, доброе отношение учителя, логопеда. Именно этим мы и привыкли руководствоваться в своей работе.

Нарушения чтения и письма широко распространены в школе-интернате. Они являются одной из причин хронической неуспеваемости и школьной дезадаптации.

Ребенок, которому нужно написать слово, должен не только представить его значение, но и понимать, из каких звуков оно состоит, и какими буквами эти звуки будут выражаться графически при письме. Градация – «буква-звук» - очень важна.

На ранних этапах овладения навыком письма каждая отдельная операция – анализ звука, определение каждой буквы, ее написание – является еще отдельным, самостоятельно осознанным действием. Написание слова, таким образом, распадается для ребенка на ряд операций. На этом этапе включаются и зрительные ориентиры, и пространственные, и фонематический слух.

По мере развития навыка, психологическая структура письма меняется. Ребенок приучается писать сочетания букв, а затем и целое слово. Выделение отдельных звуков, нахождение нужных графических знаков, написание букв – все это перестает занимать его произвольное внимание – автоматизируется, превращаясь в отдельные операции, подчиненные общему целому.

В овладении письмом полностью прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий длительного времени (по П.Я. Гальперину).

  1. Ребенок услышал или увидел, следовательно, опознал слово, состоящее из звуков;
  2. Проговорил его вслух;
  3. Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы;
  4. Ребенок перестает шевелить губами и записывает слово, не проговаривая его.

Первой из специальных операций, сопровождающих процесс письма, является анализ звукового состава слова, которое предстоит написать. Затем следует второй этап, выделенные фонемы должны быть переведены в зрительную графическую схему. Каждая фонема переводится в соответствующую букву-графему. На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, потом они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизировано. У некоторых детей именно на этом этапе начинают возникать трудности (пропуски букв, слогов, недописывание окончаний, соединение одной части слова с другими и т.д.), с которыми поможет «бороться» логопед.

Остановимся более детально на специфических ошибках письма, которые может обнаружить учитель при проверке тетрадей.

Их можно разделить на несколько категорий:

  • замена одних букв на другие, фонематически или графически близкие.
  • неверное графическое моделирование фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв).
  • ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствие точек в конце предложения и пропусков между словами, слитное написание предлогов, первое слово в предложении написано со строчной буквы.

Правильно спланированная коррекционная работа помогает скоррегировать специфические ошибки письма, довести их до минимума.

В нашей школе набор в логопедические группы проводится по итогам диагностики в конце сентября. Для изучения первоклассников используется экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу (В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Суть этой методики в выделении умения ребенка:

  • определять и различать сходные фонемы на слух;
  • сходные фонемы в произношении;
  • выявить готовность ребенка к звуковому анализу.

Так, например, результаты проведения диагностики в 2003-04 учебном году в 1 классе показали, что большее количество детей класса (80%) не владеют элементарными навыками звуко-слогового анализа, и это, к сожалению норма для детей-сирот. Из 10 учеников только 2 справились с заданиями по повторению ритмического рисунка (отстукивание), а также способны были повторить слоговую цепочку вслед за логопедом. Никто из первоклассников не смог верно выделить первый, последний звуки слова, определить количество звуков в нем.

Таким образом, делаем вывод о том, что у детей данного класса навыки слухового внимания и фонематического слуха не сформированы, а это, в свою очередь, свидетельствует о полном отсутствии готовности ребенка к звуковому анализу, следовательно, логопеду предстоит большая работа.

Проведенная коррекционная работа на основе дифференцированного подхода, выбора адекватной коррекционной программы для каждого ребенка позволяет ему успешно справиться с заданиями итоговой диагностики проводимой нами в конце учебного года, включая и отсроченную диагностику. Эта модель была взята и модифицирована нами из газеты «Школьный психолог»: «Путешествие в Волшебную страну» Т.Азаровой, М.Битяевой, Т.Земских, Е.Королевой, О.Пятковой. Наша модификация коснулась качества и количества выполняемых детьми заданий, а также включения блока логопедических заданий. Она проводится совместно с учителем и психологом. Суть диагностики заключается в определении сформированности у детей учебных заданий и навыков полученных за год. Эта работа проводится в форме игры-путешествия в замок Снежной Королевы. У каждого специалиста - свой набор заданий, позволяющих, нам судить о том, насколько продуктивными оказались меры коррекционного воздействия, и насколько успешно была проведена работа по формированию того или иного навыка. (Приложение № 2).

Нами, логопедом, психологом и учителем был собран материал по устранению имеющихся недостатков письма и их коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дети с ЗПР имеют значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности в сравнении с полноценно развивающимися сверстниками....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные».

Презентация по ознакомлению с с окружающим миром и развитию речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме «Дикие животные»....

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...