перспективное планирование коррекционной работы логопеда по О.И.Крупенчук
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Герасименко Ольга Владимировна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО О.И.КРУПЕНЧУК

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( 5-6 лет)

I период 

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие общих  речевых навыков

1.Продолжать работу по развитию речевого дыхания

2.Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

3.Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

4.Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

Артикуляционная гимнастика

1.Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статической и динамической арт. гимнастики.

2.Подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков.

3. Развивать мимическую мускулатуру. 

Звукопроизношение

1.Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи.

2.Формировать правильное произношение звуков и начать автоматизацию у вновь поступивших детей.

3.Продолжать автоматизацию правильного звукопроизношения.

Работа над слоговой структурой слова

1.Воспириятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)

2.Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).

3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

Развитие фонематических представлений

1.Учить различать неречевые и речевые звуке по силе, высоте и тембру.

2.Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

3.Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.

4.Упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков А, У, И в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.)

Лексика

Лексические темы

Сентябрь                            4 неделя - « Грибы».

Октябрь                              1 неделя - «Овощи».

                                              2 неделя - «Фрукты».

                                              3 неделя - «Ягоды. Домашние заготовки».

                                              4 неделя - «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

Ноябрь                                 1 неделя - «Дикие животные».

                                             2 неделя - «Дикие животные готовятся к зиме».

                                             3 неделя - «Перелётные птицы».

                                             4 неделя - «Зимующие птицы».

1.Сиситематизация знаний о грибах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с осенними месяцами. Закрепить знания о названии деревьев.

2.Уточнить понятие «овощи», «фрукты» расширить представления о труде взрослых в огородах, садах, полях осенью. Закрепить знания названий основных цветов и их оттенков.

3.Систематиировать представления детей о многообразии перелетных и зимующих птиц.

4.Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.

5.Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.

6.Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных.Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.

7.Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.

8.Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда.

9.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и  глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

10.Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словобразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»).

2.Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).

3.Закрепить умение употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.

4.Уточнять понимание значений глаголов с различными приставками (о, под, при, под) и начать образовывать приставочные глаголы, а также  закреплять их в речи.

5.Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными (по указанным темам).

6.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи

1.Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2.Продолжать обучать составлять предложения по картинке (серии), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.

3.Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4.Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

5.Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.

6.Совершенствовать навык составления рассказов по картине ( по картинкам, по серии картинок).

7.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

8.Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных представлений

1.Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за.

2.Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, внизу, слева, справа.

3.Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.

4.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за, вы, пере, ото, у).

5.Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.

6.Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3-4 признакам.

II период

 (декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжать работу по развитию  у детей правильного речевого дыхания.

2.Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

3.Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

4.Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

5. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений , развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность.

Артикуляционная гимнастика

1.Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

2.Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

3.Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение

1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

2.Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

Работа над слоговой структурой слова

1.Проговаривать слова доступного речевого класса.

2.Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений

1.Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

3.Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.

Лексика

Лексические темы

Декабрь                            1 неделя - «Домашние животные ».

                                          2 неделя - «Домашние животные и птицы и их детёныши».

                                          3 неделя – «Зима. Зимняя одежда».

                                          4 неделя – «Зимние забавы. Новый год».

Январь                              1 неделя - «Человек. Части тела».

                                           2 неделя - «Транспорт».

                                           4 неделя - «Транспорт. Правила дорожного движения».

Февраль                              1 неделя - «Материалы и инструменты».

                                            2 неделя - «Профессии. Строительство».

                                            3 неделя - «Защитники Отечества».

                                            4 неделя - «Времена года. Календарь. Весна».

1.Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы.

Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.

2.Уточнить понятия , расширить представления о материалах и инструментах.

3.Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах.

4. Систематизировать представления детей о транспорте, о профессиях на транспорте.

5.Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.

6.Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

7.Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.

8.Ввести в активный словарь сущ., прил. и глаголы по изучаемым лексическим темам.

9.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед.ч. и мн.ч.( по темам: «Человек», «Части тела», «Транспорт», «Профессии», «Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».

2.Познакомить детей со способами словообразования( по теме «Материалы и инструменты»).

3. Продолжать работу по обучению согласовыванию имён прилагательных с именами существительными ( по всем лексическим темам).

4.Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).

5.Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с приставами; глаголы, обозначающие трудовые действия. (по всем темам).

6. Закрепить умение правильно употребить в речи простые и сложные предлоги (по темам «Зима. Зимняя одежда», «Домашние животные»).

7.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

Обучение связной речи

1.Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете с использованием коллективно составленного плана, по картинке.

2.Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3.Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.

4. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

5.Учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

Развитие пространственных, временных представлений

1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить пространственные отношения, выраженные сложными предлогами из-за, из-под  и т.п.

2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше,ниже.

3. Закреплять представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

4. Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

5.Упражнять в употреблении различных предложно - падежных конструкций.

6.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за-, вы-, пере-, от-, уехал).

III период 

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

1.Развивать правильное голосоведение.

2.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

3.Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.

4. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

5. Совершенствовать чёткость дикции.

6. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

Артикуляционная гимнастика

По необходимости (для детей пропустивших этот этап и для детей с тяжелыми формами дизартрии).

Звукопроизношение

1.Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.

2.Провести дифференциацию смешиваемых звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

2.Проговаривать двустишия и четверостишия.

Развитие фонематических представлений

1.Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.

2.Закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов кот, дом, сон.

Лексика

Лексические темы

Март                                1 неделя – «Мамин день. Семья ».

                                          2 неделя - «Ранние признаки весны. Первоцветы».

                                          3 неделя – «Электроприборы. Ателье».

                                          4 неделя – «Весна в природе».

Апрель                               1 неделя – «Труд людей весной».

                                           2 неделя - «Космос».

                                           3 неделя - «Возвращение птиц. Насекомые».

                                           4 неделя – «Посуда. Продукты питания».

Май                                    1 неделя - «Животные жарких стран».

                                            2 неделя - «Город. Адрес».

                                           

1.Обобщить представления о характерных явлениях в живой и не живой природе.

2.Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах и огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах.

3.Сформировать представления о космосе, о его освоении людьми.

4.Углубить и расширить знания о родном городе, о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной город.

5.Ввести в активный словарь существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам.

6. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.

7.Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).

8.Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

9.Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

1.Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. (по теме «Возвращение птиц. Насекомые».

2.Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: « Мамин день. Семья». «Город. Адрес».

3.Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.

4.Совершенствовать умение образовывать сравнительные степени прилагательных (по теме «Возвращение птиц. Насекомые»).

5.Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными( по всем темам).

Обучение связной речи

1.Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.

2.Развивать творческие способности детей в творческой речевой деятельности.

3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

4.Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

5.Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

6.Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

7.Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.

8.Учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.

Развитие пространственных, временных представлений

1.Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (неделя-месяц, месяц-год).

2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи.

3.Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.

4.Упражнять в употреблении различных предложно-падежных конструкций.

5.Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

6. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.


Список используемых пособий


  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Воробьёва Т.А.,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика .-  СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  3. Крупенчук  О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. -  СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
  4. Крупенчук  О.И. Стихи для развития речи. -  СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  5. Крупенчук  О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. -  СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : Детство – Пресс, 2009.
  7. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Л.В.Лопатиной. – СПб. : ЦЦК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционной работы в логопедической группе.

Перспективное планирование по формированию лексико - грамматического строя речи....

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Перспективное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в старшей группе комбинированной направленности.

В планирование входят 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь); 2 период (декабрь, январь, февраль); 3 период (март, апрель, май)....

Перспективное планирование коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Планирование делится на три периода 1 период(сентябрь,октябрь,ноябрь); 2 период(декабрь,январь,февраль); 3 период(март,апрель,май)...

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного словаря».

Планирование коррекционной работы логопеда в подготовительной группе  по направлению «Активизации и пополнение импрессивного и экспрессивного  словаря»....