Перспективное планирование коррекционной работы в логопедической группе.
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Перспективное планирование по формированию лексико - грамматического строя речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

                                         ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

                                                                        (подготовительный возраст)

    месяц

неделя

   лексика

           грамматика

Фонематические представления. Грамота.

      Связная речь

      Моторика

сентябрь

1-3

   4

Обследование

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью.

состояния речи и неречевых

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в ед. и множ. числе. Продолжить работу по обучению согласования прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных прилагательных в речи. Учить подбирать действия и признаки к предмету.

психических

Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить произвольно изменять силу голоса.

Звуки и буквы: А-У

функций. Заполнение карт.

Совершенствовать навык составления небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картин. Продолжать обучать составлению рассказов и предложений по опорным словам.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Работать с трафаретами и обводками по контуру.

октябрь

     1

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Продолжить работу по обучению в падежном и предложном согласовании слов в предложении. Совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также умение согласовывать числительные «два» и «пять» с существит. Продолжать обучать образованию и практическому употреблению глаголов с различными приставками. Учить образовывать по образцу родственные слова.

Продолжать работу по развитию речевого дыхания. Учить говорить детей в спокойном темпе. Продолжать работу над чёткостью дикции и интонационной выразительности речи.

Звук и буква -И -.

А-У-И

Учить стихи, загадки.

Обучать составлению рассказа по плану. Совершенствовать навык составления описательных рассказов о предмете. Учить грамотно задавать вопросы.

Развивать координацию речи с движением. Развивать конструктивный праксис (работать с палочками, разрезными картинками).

октябрь

   2

Фрукты.

Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Учить составлять сложноподчинённые предложения. Учить составлять сложносочинённые предложения по схеме и образцу. Практическое употребление в речи относительных прилагат. Совершенствовать умение согласовывать числительные «два» и «пять» с существительными. Продолжать учить подбирать признаки и действия к предмету.

Продолжать работу по развитию общих речевых навыков.

Звуки и буквы: -О-,

-Э-.

Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Учить стихи, загадки.

Совершенствовать навык составления описательных рассказов по плану.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением.

Работа с карандашом.

октябрь

   3

Осень. Грибы. Ягоды.

Продолжить работу по обучению согласования прилагательных с существительными. Начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги «из-под», «из-за».

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными. Учить подбирать родственные слова по образцу (гриб-грибник и т. д.) Учить подбирать действия и признаки к предмету.

Продолжить работу по развитию общих речевых навыков.

      -Ы-

     Ы - И

Учить стихи, загадки, совершенствовать навык составления описательного рассказа по плану. Учить грамотно задавать вопросы.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Составление и распространение предложений по картине.

Развивать ориентацию в пространстве.

Работа с карандашом.

Графические диктанты.

октябрь

   4

Перелётные птицы.

Совершенствовать навык употребление родительного падежа имён существительных в единственном и множественном числе. Обучать образованию и практическому употреблению глаголов с различными приставками. Продолжить обучать согласовывать прилагательные с существительными. Практическое употребление относительных и притяжательных прилагательных.

    - М -      - Н -

Учить стихи, загадки.

Совершенствовать навык составления описательного рассказа о птице по плану. Обучать составлению предложения по картине.

Пальчиковая гимнастика. Развивать координацию речи с движением. Работа с карандашом, обводки, штриховка, раскрашивание.

ноябрь

    1

Домашние животные и их детёныши.

Обучать практическому употреблению существительных с суффиксами (ищ, ик). Подбирать признаки и действия к предмету. Закрепить умение правильного употребления творительного падежа имён существительных (игра «Кто с кем?»), а также притяжательные прилагательные и предлоги (под, из-под) по картинкам.

       -П-    -Пь-

        -Б-   -Бь-

Учить стихи, загадки.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Закрепить умение составлять описательные рассказы. Продолжать обучать составлению предложений по опорным словам.

Развивать конструктивный праксис.

Пальчиковая гимнастика. Речь с движением. Работа с карандашом.

ноябрь

   2

Дикие животные и их детёныши. Подготовка животных к зиме.

Продолжать обучать подбору родственных слов. Закрепить навык практического употребления творительного падежа имён существительных с предлогом «в» (игра «Кто где живёт?»), а также родительный падеж имён существительных во множественном числе (игра «Кого не стало?»).

Порядковые числительные. Продолжать работу по практическому употреблению притяжательных прилагательных в речи.

   -Б-П-   -Бь-Пь-

          -Т-Ть-

Учить стихи, загадки.

Учить самостоятельно составлять описательный рассказ, придерживаясь плана. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, продолжать обучать составлению предложений по картине.

Пальчиковая гимнастика.

Координация речи с движением.

Работа с карандашом.

ноябрь

    3

Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы. Материалы, из которых они сделаны.

Совершенствовать навык практического употребление относительных , притяжательных прилагательных. Закрепить умение согласовывать числительные «два» и «пять» с существительными. Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».

            -Д-Дь-

              Т-Д

             Ть-Дь            

Закреплять умение составлять описательные рассказы о предмете.

Учить грамотно задавать вопросы и правильно отвечать на них.

Отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика. Работа со шнуровкой, застёгивание пуговиц. Развивать пространственную ориентацию, работа с карандашом.

ноябрь

    4

Поздняя осень. Обобщение.

Продолжить работу по обучению правильного употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных.

              К –Кь

               Г-Гь

Учить стихи, пословицы.

Учить составлению рассказа, используя элементы мнемотехники.

Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением. Развивать художественно-творческую деятельность (рисунки по теме).

декабрь

   1

Зима. Зимующие птицы. Дикие животные зимой.

Закрепить умение детей употреблять в речи простые и сложные предлоги. Совершенствовать умение образовывать и употреблять в речи глаголы с приставками. Продолжать работу по обучению согласования имён прилагательных с именами существительными. Совершенствовать навык образования и использования в речи имён существительных в единственном и множественном числе. Продолжать учить подбирать и образовывать родственные слова (по образцу).

             Х-Хь

           К-Г-Х

         Кь-Гь-Хь

Учить стихи, загадки, совершенствовать умение составлять описательные рассказы о предмете по плану, по картине, по серии сюжетных картин. Учить детей составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.  

Развивать координацию речи с движением. Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать конструктивный праксис (работа с мозаикми, разрезными картинками).

Работа с карандашом (обводки, по трафаретам, по контурам, штриховка и раскраска).

декабрь

    2

Мебель. Назначение мебели. Части предметов мебели.

Совершенствовать умение согласовывать порядковые и количественные числительные с существительными. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных. Продолжить учить образовывать родственные слова по образцу. Продолжать упражнять детей в предложном и падежном согласовании слов в предложении. Учить детей образовывать сложные слова.

            В-Вь

           Ф-Фь

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навык составления описательного рассказа.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать пространственную ориентацию (продолжать учить ориентироваться на листе бумаги).

декабрь

    3

Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых она сделана.

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Продолжить знакомить детей со способами словообразования. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных. Закрепить умение согласовывать порядковые и количественные числительные с именами существительными. Продолжать работу над умением образовывать и употреблять глаголы, обозначающие трудовые действия.

              В-Ф

             Вь-Фь

              С-Сь

Учить стихи, загадки. Обучать детей способам сравнения.

Пальчиковая гимнастика. Работа с карандашом. Развитие художественной и творческой деятельности.

декабрь

     4

Новый год.

Продолжить работу по обучению подбора признаков и действий к предмету. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги. Совершенствовать навык образования и использования в речи имён существительных в единственном и множественном числе. Учить правильному согласованию порядковых и количественных числительных с существительными. Продолжать упражнять детей в предложном и падежном согласовании слов в предложении (работа с деформированном предложением).  

             З-Зь

              -Ц-

Учить стихи, загадки. Учить детей составлять рассказы из личного опыта или по серии картин. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи (учить инсценировки).

Развивать координацию речи с движением. Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать художественно-творческую деятельность (рисовать ёлку с игрушками). Развивать конструктивный праксис (работа с палочками).

январь

     2

Зимние забавы.

Закрепить навык практического употребления дательного падежа имён существительных. Развивать умение образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками. Продолжать обучать детей способам словообразования, а также образованию сложных слов. Закрепит умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги. Совершенствовать умение образовывать антонимы.

            С-З-Ц

               -Ш-

Учить стихи, загадки. Совершенствовать умение составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать навык составления рассказа по серии сюжетных картин. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Работа с карандашом.

январь

   3-4

Правила дорожного движения.

Продолжить учить образовывать сложные слова (самолёт). Учить детей подбирать синонимы к глаголам (мчаться, нестись и т. д.), антонимы к словам (взлёт, посадка и т. д. ). Совершенствовать умение предложного и падежного согласования слов в предложении (работа с деформированным предложением). Закрепить умение согласовывать числительные с существительными. Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.

                -Ж-

              Ш-Ж

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навык составления описательных загадок. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Продолжать учить детей грамотно задавать вопросы.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Развивать пространственную ориентацию.

февраль

    1

Животные жарких стран.

Закрепить умение правильного употребления окончаний имён существительных в косвенных падежах множественного числа. Учить детей подбирать синонимы. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными. Закрепит умение правильного употребления в речи простых и сложных предлогов. Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных.

            С-Ш

         -Ч-       -Щ-

Совершенствовать навык составления описательного рассказа по плану. Учить стихи, загадки. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Работа с карандашом.

февраль

    2

Животные холодных стран. Повадки. Детёныши.

Закрепить умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Учить составлять сложносочинённые предложения с союзом «а». закрепить умение правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

           З-Ж

           Ш-Ц

Учить стихи, загадки, разучивать инсценировки. Совершенствовать навык составления описательного рассказа по плану. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, учить составлять сравнительные рассказы.

Развивать координацию речи с движением. Проводить пальчиковую гимнастику. Развитие мелкой моторики (обводки, штриховка, раскрашивание).

февраль

    3

День защитника отечества.

Учить правильному употреблению в речи существительных, образованных суффиксальным способом. Учить подбирать признаки к предмету. Продолжать учить образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

             Л-Ль

              -Й-

Учить стихи. Совершенствовать навык составления рассказа по серии сюжетных картинок. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов. Продолжать обучать составлению предложений по картине, учить распространять предложения.

Развивать конструктивный праксис (работа с палочками и мозаиками).

февраль

     4

Зима. Обобщение.

Закрепить умение подбирать родственные слова по образцу. Учить подбирать признак к предмету и наоборот. Совершенствовать навык предложного и падежного согласования слов в предложении (работа с деформированным предложением). Совершенствовать умение образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

           Л-Й

Учить стихи, загадки.

Совершенствовать навык составления рассказа по серии сюжетных картинок. Совершенствовать навык пересказа текстов. Учить составлять рассказы , используя элементы мнемотехники.

Проводить пальчиковую гимнастику, развивать координацию речи с движением. Развивать пространственную ориентацию. Развивать графомоторные навыки.  

март

     1

Ранняя весна.

Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Учить подбирать антонимы. Продолжать обучать согласованию имён прилагательных с именами существительными. Учить подбирать признаки и действия к предмету.

              Р-Рь

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навыки полного и краткого рассказа по картине и серии картинок. Учить составлять рассказы, используя элементы мнемотехники.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Развивать графомоторные навыки.

март

     2

8 марта. Женские профессии.

Учить подбирать признаки и действия к предмету. Закрепить навык практического употребления винительного и дательного падежей имён существительных. Продолжить работу по обучению подбора родственных слов. Совершенствовать навыки словообразования. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Учить изменять глаголы по временам.

               Р-Л

             Рь-Ль

Учить стихи, составлять рассказы из личного опыта (мамина работа). Совершенствовать умение составлять и распространять предложения по сюжетным картинкам. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

Развивать художественно-творческую деятельность. Развивать графомоторные навыки.

март

     3

Перелётные птицы.

Продолжать упражнять детей в словообразовании. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными. Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Совершенствовать навыки предложного и падежного согласования слов в предложении.

           Р-Рь

             Л-Ль

        -Е-        -Ё-

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа. Закрепить умение составлять описательные рассказы. Совершенствовать навык составления рассказа по серии сюжетных картинок. Учить рассказывать от первого лица.

Развивать координацию речи с движением. Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать графомоторные навыки.

март

    4

Наша Родина-Россия. Санкт-Петербург.

Учить подбирать признаки и действия к предмету. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными. Учить подбору синонимов.

       -Ю-     -Я-

Учить стихи. Учить составлять рассказы из личного опыта. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа. Развивать художественно-творческую деятельность. Развивать индивидуальные способности детей в творческой деятельности.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением.

апрель

   1

Животный мир морей и океанов.

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Продолжить работу по обучению согласования имён прилагательных с существительными. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными. Продолжать учить правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги. Учить образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

       -Ъ-     -Ь-

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа небольших текстов. Использовать в работе научно- энциклопедическую литературу.  

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Развивать конструктивный праксис (работа с палочками, мозаикой).

апрель

    2

День космонавтики.

Продолжить обучать подбору родственных слов (космос-космонавт….)

Совершенствовать навык предложного и падежного согласования слов в предложении (работа с деформированным предложением). Учить подбирать признаки к предмету. Закрепить умение правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными.

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа небольших текстов. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

Развивать конструктивный праксис (работа с палочками). Развивать художественно-творческую деятельность (рисовать картину на тему «Космос»).

апрель

    3

Библиотека. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина и детских писателей.

Упражнять детей в понимании и практическом употреблении предлогов, выполнении действий по заданию. Закрепить умение подбирать родственные слова по образцу. Продолжать учить подбирать признаки и действия к предмету.

Анализ и синтез сложных слов.

Учить стихи, загадки. Учить составлять рассказ о любимой книге. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа. Учить рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным.

Развивать художественно-творческую деятельность и графомоторные навыки.

апрель

    4

Школа. Школьные принадлежности.

Совершенствовать навык предложного и падежного согласования слов в предложении. Продолжить обучать подбору признаков к предмету, антонимов. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Звукослоговой анализ слов.  

Учить загадки, стихи. Совершенствовать навык составления рассказа, используя элементы мнемотехники. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать графомоторные навыки.

май

     1

День Победы.

Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Продолжать работу над умением подбирать и употреблять в речи синонимы, антонимы, родственные слова.

Звукослоговой анализ слов.

Учить стихи. Учить детей рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

Развивать конструктивный праксис (работа с палочками, мозаикой, разрезными картинками).

май

   2

Лес - наше богатство. Сад. Парк. Луг. Цветы.

Совершенствовать навык предложного и падежного согласования слов в предложении (работа с деформированным текстом). Закрепить правильное использование в речи притяжательных прилагательных. Согласование прилагательных и числительных с существительными. Совершенствовать навык образование сложных слов (садовод). Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Подбор схем к словам различной слоговой структуры.

Учить стихи, загадки. Совершенствовать умение составлять описательные загадки о цветах и деревьях. Продолжить обучение составления рассказа по серии сюжетных картинок. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать графомоторные навыки.

май

    3

Насекомые.

Совершенствовать навык употребления всех форм косвенных падежей имён существительных в единственном и множественном числе. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Продолжать учить образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

Подбор слов к данным схемам.

Учить стихи, загадки. Совершенствовать навык составления описательных загадок. Учить составлению сравнительного рассказа (басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Развивать конструктивный праксис (работа с палочками, мозаикой, разрезными картинками). Развивать графомоторные навыки.

май

    4

Весна. Обобщение.

Совершенствовать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Продолжать учить образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками. Продолжать работу над умением подбирать и употреблять в речи синонимы, антонимы, родственные слова.

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, рассказа по картине и серии картинок, рассказа из личного опыта. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы). Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды.  

Проводить пальчиковую гимнастику. Развивать координацию речи с движением. Развивать графомоторные навыки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционной работы средней логопедической группы

Перспективный план коррекционной работы средней логопедической группы...

Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе по лексическим темам

Представляем планирование коррекционной работы в логопедической группе по лексическим темам....

Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Развитие словаря1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим ...

Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной группе

Перспективное планирование работы с подгруппой детей подготовительной к школе группы по периодам....

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе...

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей группе компенсирующей направленности

Работа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности....

Перспективное планирование кружковой работы старшей логопедической группе «Пифагорка» (ментальная арифметика)

Педагогическая целесообразность кружка «Ментальная арифметика» обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного (пространственного...