Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Пересказ произведения Зотова "Сказка про щегла"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Повернова Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_shchegle.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия для детей

старшего  дошкольного возраста для детей с ОНР

Пересказ произведения  Зотова “ Сказка про щегла»

подготовила учитель – логопед Повернова Н.Н.

Цель: закреплять умение пересказывать литературное произведение.

Задачи:

  • Расширять словарь по теме: «Птицы» (подбирать родственные слова, осваивать значение многозначных слов (глаголов);
  • Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;  образовывать сложные прилагательные;
  • Формировать умение образовывать приставочные глаголы;
  • Продолжать  развивать умение толковать пословицы и крылатые выражения, используя в доказательстве сложноподчиненные предложения; углублять представление детей о прямом и переносном значении слов.
  • Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий.

Оборудование: картинки птиц ласточка, грач, скворец ; веточки  для  построения гнезда; картинки насекомых; картинка скворечника; аудиозаписи голосов  ласточки , грача, скворца  и пения птиц; задания, напечатанные на листочках в форме пера; счетные палочки;  серия картинок, нарисованная по тексту Зотова «Сказка про щегла»;

Ход занятия:

1. Логопед:

- Ребята, посмотрите за окно на березку. Внимательно проследите глазами снизу вверх, вокруг. Вы кого – то  заметили на березке?

- А сидела только на березке только что сорока, которая прилетела к нам в гости.

Показывают игрушку сороки.

- Как ещё сороку называют? (сорока – белобока).

- У сороки длинный хвост, значит она… (длиннохвостая).

- Сорока к нам прилетела из леса и принесла на своем хвостике вот такую весть.

-  Как вы понимаете выражение  «принесла на своем хвостике весть»?

- Сорока все трещит , трещит мне на ухо.

- Как понять, что сорока  «трещит», объясните. (Ответы детей)

- О чем можно сказать еще «трещит» ?

Варианты ответов: трещит лед, трещит старое дерево, палка трещит, одежда трещит  по швам, кузнечики трещат.

Логопед:

- Ребята, есть такое выражение «Голова трещит». Как вы понимаете это выражение?

- Так вот, сорока принесла нам на своем хвостике весть о том, что лес спит, потому, что птички не поют и не хотят встречать весну.

- И просит она вас, дети, помочь ей разбудить птиц и наконец-то разбудить лес. Поможете?

2. Логопед:

- Сорока принесла на своем хвостике вам подсказки.

Первая подсказка.  На пере показывается задание.

Логопед:

- О ком говорят, что он «зиму ломает»? (о граче).

Показывают картинку грача.

- Да, есть такая пословица: « Грач  зиму ломает».  Объясните, как вы понимаете эту пословицу.

- Вспомните слова – родственники к слову грач и  положите к нему веточку, чтобы он мог построить себе гнездо.

За каждый ответ ребенок берет веточку и выкладывает гнездо.

птенец грача – грачонок

его мать – грачиха

его гнездо – грачиное

скопление грачиных гнезд – грачевник

хвост у грача – грачиный

крыло у грача – грачиное

Логопед:

- Ребенок говорит, что грач проснулся и сказал вам «крак». Послушайте, как кричит грач.

Включается аудиозапись песни грача.

Вторая подсказка. На  пере напечатана загадка.

Логопед:

- Послушайте  загадку:

Черный костюмчик,

Белая рубашка,

Прилетела из – за моря

Быстрокрылая птаха.

- О ком говорится в этой загадке?

Выставляется картинка ласточки.

- Что значит черный костюмчик, а белая рубашка?

В доказательствах дети используют  сложноподчиненные предложения.

Логопед:

- Теперь образуйте новые слова. Называете и кладете насекомое, которым питается ласточка.

Дети образуют слова  и выкладывают картинки насекомых.

Ласточка любит тепло – теплолюбивая ласточка.

У ласточки острые крылья – острокрылая ласточка.

У ласточки белая грудка – белогрудая ласточка.

У ласточки звонкий голос – звонкоголосая ласточка.

- Вот и ласточка проснулась, запела .

Включается аудиозапись  песни ласточки.

Третья  подсказка.

Выставляется картинка скворечника.

Логопед:

- Ребята, что это такое? Как вы думаете, какая птица живет в этом домике?

- Вы говорите ласковые слова и кладете палочки, из которых мы построим скворечник.

Дети говорят и выстраивают скворечник из счетных палочек.

скворец – скворушка

птица – птичка

клюв – клювик

крыло – крылышко

хвост – хвостик

гнездо – гнездышко

Логопед:

- А теперь мы поиграем со словами:

скворец  по небу – (что делает?)  летает

                из скворечника – вылетает

                к скворечнику – подлетает

                от скворечника – отлетает

                весной скворцы - прилетают  

                осенью – улетают.    

Звучит аудиозапись песни скворца.

- Разбудили мы с вами и скворца.

3. Четвертая подсказка

Выставляется картинка с серенькой птичкой.

Логопед:

- Как вы думаете, какая птичка здесь грустит?

- Вспомните, «Сказку про щегла» и перескажите ее с помощью картинок.

Выставляется серия картинок  по сказке «Сказка про щегла». Дети пересказывают сказку, включая  в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий.

Логопед:

- Сорока мне стрекочет, что щегол проснулся.

Включается аудиозапись песни щегла.

- В этой сказке щегол щеголяет, как вы понимаете слово «щеголять»?

Итог:

Включается аудиозапись голосов птиц.

Логопед:

- Вот и запели наши птицы. Послушайте, как красиво они поют.

- Разбудили мы птиц! Лес проснулся!

- Сорока говорит вам: « Спасибо милые дети, полетела я в лес –там у меня много дел, надо весну встречать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятиядля второй младшей группы "Путешествие в лес"

Разработка музыкально - ритмического занятия для младшей группы...

Конспект занятиядля детей средней группы "Деревянные чудеса"

Расширить представления о дереве,его качествах и свойствах....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ) С ОНР. Тема:«В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЗВЕРЯМ»

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Дикие животные»....

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...

Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.

В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...