НОД на основе технологии интегрирования образовательных областей. Тема: Письмо от Незнайки
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дорожкина Светлана Александрована

Современные образовательные стандарты требуют включения в коррекционную деятельность помимо логопедической работы и работу по другим образовательным областям. Данная НОД включает в себя задачи таких образоваптельных областей, как " Речевое развитие", "Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие". "Художественно-эстетическое". "Физическое развитие", обеспечивает их интеграцию с логопедической работой и между собой. Для позитивной коммуникации, сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками использованы следующие  формы организации детей: индивидуальная, работа парами, тройками, всей группой. В основе НОД лежит принцип концентртзма: материал берется в пределах одной лексической темы "Дикие животные", независимо от видов работы. Интересным  моментом данного занятия считаю включение элементов простейшего экспериментирования, стимулирующих поисковую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_pismo_ot_neznayki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

               План – конспект   НОД на основе технологии интеграции

                           образовательных областей.

           ( для детей логопедической  подготовительной группы)

                         Тема:  Письмо от Незнайки.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • расширять запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, выделения причинно-следственных связей  (« Познавательное развитие»);
  • совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать( «Познавательное развитие»);
  •  различать и называть плоские и объемные предметы, узнавать их в ближайшем окружении ( «Познавательное развитие»);
  •  обеспечить понимание и использование  в речи слов-антонимов («Речевое развитие»);
  • закрепить усвоение притяжательных прилагательных («Речевое развитие»);
  • развивать связную речь при составлении  коллективного  рассказа по ролям, используя модуляции голоса, интонацию (« Речевое развитие»);

Развивающие:

 

  • формировать умение  устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности  («Познавательное развитие»);
  • совершенствовать конструктивный праксис в работе  с разрезными картинками  4-6 частей («Художественно-эстетическое развитие»);
  • развивать координацию речи с движением, с музыкой, ловкость  («Физическое развитие»);
  • развивать пальцевую моторику («Физическое развитие);
  • прививать  элементарные навыки познавательного экспериментирования («Познавательное развитие».

 

Воспитательные:

  • Развитие воображения, творческих способностей;
  • Побуждать детей к коммуникативному взаимодействию, стимулировать потребность в сотрудничестве друг с другом ( «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

Практические:  дидактическая игра с мячом « Скажи наоборот»; практическое       эксперементирование: превращение объемных фигур в плоские и обратно; дидактическое упражнение «Осколочные картинки» (изображение тени животного из 4-6 частей ); п/игра « Олень и заяц»; дидактическая игра «Путаница».

Наглядные;  почтальон принес письмо (конверт с заданиями):  письмо- рисунок Незнайки (чистый лист);  наблюдение за действиями логопеда в процессе экспериментирования; просмотр видео; диктофон для записывания рассказов детей ; осколочные картинки; минифланелеграфы.

Словесные; сюрпризный момент; приход почтальона ; создание проблемной ситуации комментирование слайдов детьми; составление рассказа («мультфильма» ) на тему «Заяц и волк».

Материалы и оборудование;

 конверт с письмом Незнайки; логопедический мяч, ком теста, скалка, пластилиновые комочки для раскатывания, дощечки; альбомный лист на каждого ребенка, слайды, телевизор для демонстрации; шапочки для подвижной игры, осколочные картинки, минифланелеграфы; предметные картинки; фланелеграф для демонстрации «кадров мультфильма»,диктофон.

                        Логика образовательной деятельности.

 

деятельность взрослого

деятельность детей

  1. Сюрпризный момент - приход почтальона.

 Привлекает внимание детей к стуку в дверь, предлагает открыть. Почтальон уточняет адрес и номер группы и вручает детям письмо.

Логопед предлагает по картинке на конверте отгадать, от кого письмо и читает его: « Здравствуйте, дорогие ребята.  Я знаю, вы готовитесь к  обучению в школе, я тоже скоро пойду в школу и стараюсь многое узнать. Но на некоторые вопросы я просто не могу ответить. Надеюсь, вы поможете мне. Например, я никак не могу посчитать, сколько предметов существует вокруг нас».

Ребята,  мы  сможем ответить на этот вопрос ?

Логопед уточняет: « Предметы бывают разные, иногда абсолютно противоположные»

  1. Игра с логопедическим мячом « Скажи наоборот»

 Дерево высокое – дерево  низкое

   Тропинка кривая…

   Животное крупное…

   Волк голодный…

   Лось старый…

   Шерсть мягкая…

   Уши длинные …

   Предмет мокрый…

   Предмет  плоский…???

А как же наоборот?

3. Проблемная ситуация .

Наоборот  будет объемный. Давайте вместе постараемся узнать, какие предметы называются плоскими, а какие объемными (предлагает детям подойти к столу)

 4.Решение проблемной ситуации путем практического экспериментирования.

(логопед обращает внимание на ком теста)

а/  Вы наверное видели, как бабушка или мама лепят пирожки. Сначала они месят тесто, потом делают из него большой  теплый ком. Его даже можно обнять руками. А  все, что можно обнять руками, имеет объем и называется объемным. Но стоит только этот ком раскатать скалкой, он превращается в большой блин, обнять его будет невозможно, потому что он стал плоским.  ( Объяснение сопровождается демонстрацией действий).

б/  У вас на столе пластилиновый ком. Обнимите его, почувствуйте его объем. Какой это предмет? А сейчас прижмите этот комок и получим -?... круг, лепешку, блин.

в/ Еще более плоский, чем блин, лист бумаги, попробуйте его обнять. Есть у него объем? Если же бумагу скомкать в шарик, он сразу станет какой? (плоский).

г/ А человека можно обнять? Обнимите друг друга, почувствуйте объем друг друга. Значит человек тоже объемный. А если мы обнимем медведя, почувствуем его объем? А если медвежий на тропинке можно обнять? Значит он …плоский.

5. Дидактическая игра «Собери тень»

Все объемные предметы имеют свою тень. У вас на столе картинки, на которых изображена тень какого-то животного, но картинка распалась на кусочки, надо ее собрать и тогда вы поймете , чья эта тень.

6. Чтение письма Незнайки.

Предлагает вернуться к Незнайкиному письму.

Далее он пишет: « А недавно наш художник из Цветочного города Тюбик дал мне задание: нарисовать белого зайца. Я так старался: взял белую краску и нарисовал белого зайца на белом снегу. А Тюбик меня поругал и сказал, что я ничего не понимаю в рисовании. Вот мой рисунок. ( демонстрирует чистый белый лист).  В чем ошибка Незнайки? Почему мы ничего не видим?

(подводит детей к пониманию, что белое на белом, зеленое на зеленом и т.д не видно ) .

И это очень помогает животным и насекомым спасаться от врагов.

7. Просмотр видео, комментирование картинок детьми.

8. Динамическая пауза.

П/игра «Олень и зайка». Разделитесь на пары, договоритесь, кто будет оленем, кто зайкой.

У оленя дом большой.

Смотрит он в свое окно-

Зайка по лесу бежит,

В дом к нему стучит.

Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу волчище злой.

В дом скорее забегай, лапки мне давай.

Второй раз дети меняются ролями.

9.Коллективное составление рассказа (мультфильма ) с опорой на картинки (кадры) по ролям. 

Давайте для Незнайки придумаем подарок, создадим для него мультик про то, как белая шубка спасла зайца. ( обращает внимание на картинки в виде кадров фильма). У нас есть кадры этого мультика, теперь их нужно озвучить.

Записывание рассказов на диктофон для дальнейшего прослушивания.

«Однажды заяц увидел высокую, пушистую ель и сказал: «Какая ты красивая, зеленая и ветки до самой земли». Сел белый заяц возле зеленой ели и стал любоваться. В это время мимо пробегал голодный волк , увидел зайца и говорит: «Сейчас я поймаю этого зайца и съем». Заяц заметил волка и побежал изо всех сил. А потом он вспомнил и говорит :«У меня ведь есть белая шубка, она меня спасет». Заяц присел, спрятал ушки и превратился в снежный ком. Волк пробежал мимо и не заметил зайца. Так шубка спасла зайца.

  ( Повтор тройками 2 раза)  Этот мультик не только понравиться Незнайке, но и научит его правильно выбирать цвет при рисовании.

10.Дидактическая игра «Путаница»

Нам надо разобраться еще в одной задаче Незнайка составил картинки и я подозреваю, что он опять ошибся. Посмотрим. Что получилось:

У медведя -лисьи уши, у волка- заячьи и т.д.

Помогите друг другу, обменяйтесь частями так, чтобы было правильно.

Все наши ответы, наш фильм мы отправим Незнайке. Я думаю, наша помощь ему пригодится.

11.Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, помогли ли мы Незнайке справиться с трудными вопросами?

Дидактическое упражнение «Круг дружбы».

Мы хорошо поработали, давайте похвалим друг друга: « Катя, ты сегодня молодец»

(умница, умник-разумник, настоящий молодец, большой молодец, супермолодец ).

Дети здороваются с почтальоном, рассматривают письмо.

Делают предположения: «Много, очень много, тысячи, миллионы» и т.д.

Дети стоят в кругу, ловят мяч, подбирают нужное слово, произносят и бросают обратно.

Подходят к столу, встают вокруг

Наблюдают за действиями логопеда

Обследуют комок пластилина, расплющивают его

минают лист бумаги в комок

Обнимают друг друга

Собирают картинку, определяют животного по силуэту

Слушают логопеда, делают предположения, рассматривая чистый лист, обосновывают свой ответ

Просматривают видео, комментируют: «белого зайца не видно на белом снегу; зеленого кузнечика не видно в зеленой траве, разноцветную бабочку не видно среди разноцветных цветов».

Выполняют движения по тексту

Пересказывают

рассказ по ролям с опорой на картинки-кадры

Обмениваются частями, собирают картинки на минифланелеграфах.

Встают в круг, обращаются друг к другу.

 

                       Итоговое мероприятие по теме.  Тестопластика.

                   Изготовление печенья из соленого теста в виде животных .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: ·   создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:·   создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»

Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»

Цель НОД:·        овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...