статья "Интернальная интеграция в системе ДОУ"
статья по логопедии по теме

Гарагуля Ольга Викторовна

Статья о работе учителя-логопеда группы интегрированного обучения.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchitel-logoped_garagulya_o.v.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 41

 в условиях интернальной интеграции

Гарагуля Ольга Викторовна,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга,

учитель-логопед

В последнее время многие педагоги, работающие в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), всё чаще сталкиваются с проблемами совместного обучения и воспитания детей с разным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Это связано с тем, что западные интеграционные тенденции в системе специального образования оказали влияние на позицию государства, общества, средств массовой информации в решении проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями развития.

В настоящее время можно выделить два вида образовательной интеграции: интернальная и экстернальная.

Интернальная интеграция – это объединение внутри системы специального (коррекционного) образования детей с различными нарушениями психического и физического развития.

Экстернальная интеграция – это слияние систем общего и специального образования, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в группы образовательных учреждений общего типа.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 Пушкинского района Санкт-Петербурга также входит в число образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в которых осуществляется интернальная интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью. Основным контингентом нашего учреждения являются дошкольники с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития, однако, в последние годы наблюдается тенденция увеличения числа воспитанников с выраженной речевой и интеллектуальной патологией, а также имеющих различные индивидуальные отклонения (нарушения зрения, и др.).

Рассказывая о работе учителя-логопеда группы интегрированного обучения, необходимо остановиться на трех значимых моментах:

– создание службы ранней помощи;

– особой организации коррекционно-педагогического процесса;

– работе с родителями.

Известно, что первым шагом на пути построения интегрированной модели обучения детей с ограниченными возможностями развития является создание службы ранней помощи. Поэтому на базе нашего ДОУ осуществляется консультации родителей, чьи дети только стали посещать дошкольное образовательное учреждение и не охвачены коррекционной помощью. Учителя-логопеды, учитель-дефектолог в течении одного месяца в году обследуют всех детей сада и по результатам данного логопедического, а по необходимости, и дефектологического обследования, проводят консультации для родителей. Педагог-психолог и воспитатели проводят открытые мероприятия для родителей детей младшего возраста направленные на быструю адаптацию детей в ДОУ.

Второй особенностью деятельности учителя-логопеда группы интегрированного обучения является особая организация коррекционно-педагогического процесса. При этом содержание его деятельности аналогично деятельности логопеда групп детского образовательного учреждения компенсирующего вида.

Учитель логопед ежедневно проводит индивидуальные занятия и два раза в неделю подгрупповые занятия. Кроме того, дети с более низкими возможностями обеспечиваются дополнительными индивидуальными занятиями, обеспечиваются дополнительными индивидуальными занятиями (один раз в неделю) или занятиями в малой группе 2-3 человека. В том случае, если ребенок не способен заниматься в подгруппе (даже малой), с ним проводится только индивидуальная работа. Продолжительность таких занятий не превышает 15-20 минут.

Основной упор делается на разработку индивидуального образовательного маршрута и организацию индивидуальной работы. Для этого с особой тщательностью ведется динамическое наблюдение за каждым воспитанником, учитываются его возрастные и индивидуальные особенности, его способности. Выявленные особенности позволяют выстроить целенаправленную программу индивидуального развития ребенка, вовремя скорректировать его образовательный маршрут.

Третья значимая составляющая в работе учителя-логопеда интегрированной группы – работа с родителями. Они могут присутствовать на занятии, принимать активное участие в нём. Основной целью данной работы является повышение родительской компетентности, ознакомление со специфическими приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком. Родители обучаются методике работы со своими детьми, проводят большую работу при выполнении рекомендаций, полученных от специалистов.

Итак, в обязанности учителя-логопеда группы, в которой осуществляется интернальная интеграция, входит:

– планирование (совместно с другими специалистами) и организация изменений учебно-воспитательного процесса в условиях целенаправленной интеграции детей в детском образовательном учреждении;

– координация коррекционной психолого-педагогической и медицинской помощи детям с отклонениями в развитии и консультирование членов их семей;

– участие в работе детско-родительских групп;

– консультирование воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помощь в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

– проведение совместных занятий с другими специалистами;

– ведение необходимой документации.

Таким образом, работа учителя-логопеда группы интегрированного обучения имеет как сходные, так и отличительные черты от подобной деятельности в условиях дифференцированного образования детей с разным уровнем развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в системе дошкольного образования

В статье раскрывается взгляд педагога на новые ФГТ и предлагаются личные находки в использовании инновационных технологий. ...

Мастер-класс. Тема: «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы».

В папке материал мастер-класса с презентациями и конспектом занятия для средней группы( Интегрируется 7 областей)...

Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития

В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нар...

Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания

Развитие художественных способностей дошкольников через интеграцию различных видов деятельности, нетрадиционную форму организации НОД...

Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"

Презентация "Тематическая интеграция в системе работы учителя- логопеда в ДОУ"...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА

В данном методическом пособии раскрываются сущность, содержание, структура иметодика проведения интегрированных занятий; представлены тематические циклыинтегрированных занятий с детьми разных возрастн...

"Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"

quot;Тематическая интеграция в системе работы учителя-логопеда в ДОУ"...