Дифференциация звуков и букв "З-Ж"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Словохотова Лариса Геннадьевна

Дифференциация звуков и букв "З-Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_z-zh.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Дифференциация звуков З-Ж, буквы З-Ж. Слог. Слово.»

Цель: Различение звуков «з - ж» и букв з - ж.

Программные задачи.

Образовательная:

  1. Закрепление правильного произношения звуков Ж-З;
  2. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
  3. Закрепление умения делить слова на слоги,
  4. Составление слов из разрезной азбуки;
  5. Составление предложений и схем к ним;
  6. Активизация словаря детей.

Развивающая:

  1. Развитие умения  отгадывать загадки;
  2. Развитие координации речи с движением;
  3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
  4. Развитие зрительного восприятия.

Воспитательная:

  1. Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
  2. Самоконтроль за плавностью речи.

Методы и приемы:

Практические:

 Дидактические игры «Мяч по кругу я катаю», «Отгадай и назови, букву в слове напиши   », «Большой - маленький», «Раздели на слоги», «Два прихлопа – три притопа», «Доскажи словечко», « Звук в словах замени, слово новое назови», «Буквы перепутались»

Наглядные:

Рассматривание буквы, картинок.

Словесные:

беседа, рассуждения, стихотворения о буквах и жуке.

Материалы и оборудование: 

Картинки с изображением  животных:  жираф, зебра, коза, козлята, ёж, морж, газели, шимпанзе;  жук, еж; индивидуальные зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы.  Кукла Буратино, письмо с заданиями для детей и призами; карточки с изображением букв Ж, З; кружки для звукового анализа (синего, красного и зелёного цвета);  предметные картинки: зонт, коза, замок, жук, дождик, жаба, зубр; схемы предложений ; 3 загона и буквы из разрезной азбуки, мяч, маски медвежат, клубок ниток.

Ход ООД:

  1. Орг. Момент

Ребята, у нас сегодня необычное занятие: несколько заданий мы выполним в детском саду, а затем сходим с вами в зоопарк.

Раздаётся стук в дверь, учитель-логопед  приглашает героя (куклу)  зайти на занятие.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Кто это?

(дети отвечают - это Буратино)

-Здравствуй, Буратино, наши дети сегодня пришли учиться, хочешь с ними?

- Конечно, ребята,  у меня есть задания, с которыми я  не смог справиться! Я только ещё учусь, а вы  много уже знаете и умеете! Помогите мне, пожалуйста!

- Итак, первое задание Буратино: «Отгадай и назови,  букву в слове напиши»

-Ребята, конечно же мы поможем!

 Но сначала давайте  разомнём наши руки. В этом нам  помогут  мячики су-джок.

Упражнение 1. (массаж пальцев рук мячиками су-джок)

 Мяч по кругу я катаю,

Назад - вперёд его гоняю!

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка!

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

Упражнение 2. игра «Отгадай и назови,  букву в слове напиши»

Вот и первое задание Буратино:

-На слова вы посмотрите,

 Верно букву допишите.

(работа у доски).

Слова: …адина, …онт, …ук, …амок, ...аба, …акат.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, какие буквы вы вставили? Верно. Сегодня мы будем различать звуки и буквы З-Ж в словах.

3.Артикуляционная гимнастика

-Ребята, ответьте, какие органы артикуляции нам помогают произносить слова?

- Губы, зубы и язык.

-Верно,  мы с вами и с Буратино отправимся в зоопарк и там сделаем зарядку для язычка и губ, чтобы все звуки говорить красиво и правильно. А помогут нам животные.

Проводится артикуляционная зарядка с использованием индивидуальных  зеркал:

  1. Чередование «Улыбка» -  «Хоботок» -  « Двери открываются»

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

  1. «Зайчик»

Губку верхнюю поджав,

Замер зайчик, зубки сжав.

  1. «Обезьянка»

На нижнюю губку положен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

  1. «Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит он назад - вперёд,

Как же он не устаёт?

4. Основная часть.

Упражнение 3. Характеристика звуков Ж и З

- Мы с вами сделали гимнастику, и я предлагаю вам отправиться по зоопарку дальше.

 Отгадаете загадки и узнаете, кого мы сейчас с вами увидим.

Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.

Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт.
— Пусть меня найдут ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт?

Он ходит голову задрав,

Не потому что важный граф,

А потому что он …. (жираф)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит мне …(жираф)

- С какого звука начинается это слово? (Со звука [Ж])

- Что вы знаете об этом звуке?

 (Звук [Ж] –согласный, звонкий,  всегда твёрдый)

- Как мы его произносим?

 (Зубы сомкнуты, губы широкой «трубочкой», язык «чашечкой» поднят вверх, идёт тёплая воздушная струя, приложите руку, произнесите)

- На что похожа буква Ж?

Вспомните стихотворение.

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

 Молодцы! Отгадайте другие загадки:

Хитрый след плести стараясь,

 по сугробам прыгал … (заяц)

Мчится без оглядки, 
Лишь сверкают пятки. 
Мчится что есть духу, 
Хвост короче уха. 
Живо угадай-ка, 
Кто же это?... (Зайка)

- А какой первый звук в этих словах?

(Звук [З])

- Какой буквой обозначаем этот звук?

-Буквой З

 

Прочтите стихотворение об этой букве.

Буква «З» как змея,

Извивается она.

- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]?

(Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый .)

Как мы его произносим?

(губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, идёт холодная струя воздуха, произнесём и проверим).

- Сравните звуки [Ж] и [ З]. Что общего? В чём разница?

Общее - согласные, звонкие.

Разница- в артикуляционном укладе;

звук Ж всегда твёрдый и непарный.

- По моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хотела сказать.

Упражнение 4. Игра «Два прихлопа – три притопа»

Ход игры. Дети должны  хлопнуть, услышав в названии картинки один из дифференцируемых  звуков и топнуть, услышав другой.

На звук Ж - хлопаем. На звук З - топаем.

(усложнение для детей, педагог закрыл рот рукой, дети должны на слух определить звук)

Слоги :за, жа, жу, зы, жи, зу, зо, жо; слова: жадина, забор, железо, жакет,

завод, зонт, жезл, загадка.

Упражнение 5. Игра « Звук в словах замени, слово новое назови» (с использованием мяча)

За—жа,

жо—зо ,

зу—жу ,

жи—зы,

Зал – жал

луза – лужа

залей—жалей

везу—вяжу

роза- рожа

рожок – разок

наживать – называть…

Упражнение 6. «Буквы перепутались» .

Загадки, анализ слов, предложений,  составление из букв слов.

-- Буратино приготовил вам и другие загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, педагог выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

  1.  Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своею делиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

  1.  Висит над крылечком,

Свернувшись колечком,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

  1. Себя он раскрывает.

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет,

 Сделает наоборот. (Зонт)

  1. Длинна, а не нитка

Зла, а не ведьма.

         Черна, а не ворон. (Змея)

  1. В болоте живёт,

Мошек и комаров жуёт. (Жаба)

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик)

  1.  Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадёт – землю роет. (Жук)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

-- Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его.

Сделайте звуковой анализ своих слов.

- Придумайте предложения с этими словами и составьте схемы.

5. Физминутка.

А сейчас мы  с вами продолжим прогулку по зоопарку! И посмотрим….(логопед показывает картинку, дети договаривают: …медвежат)

Мы немножко покружились,

В медвежат мы превратились.

Дети надевают маски (ободки) медвежат и имитируют их игру.

Медвежата

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили,

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Упражнение 7.Слого-звуко-буквенный анализ слов. Работа у доски.

 - Пока вы делали зарядку,  животные вышли из клеток и теперь свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места.

- Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку.

Логопед выставляет картинки животных, дети называют их.

- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

- Первый звук [З], а последний – [Р]. (Зубр)

- В названии этих животных есть такие буквы: Ё, Ж;   М, О, Р, Ж.

- А здесь слоги перепутались:  ШИМ-ЗЕ-ПАН; ЛЯ-ТА-КОЗ.

Упражнение 8 «Всех животных разыщи, в свой загон определи»

- Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в загоны и клетки.

Перед вами 3 загона: маленький, средний и большой. Как назвать маленький? (Загончик). Средний? (Загон). Большой? (Загонище) .

Животных нужно распределить в эти загоны по количеству слогов. А кто вспомнит, что такое «слог»?

Итак,  если в названии животного 1 слог – в загончик, 2 слога – в загон, 3 слога – в загонище.

Дети выполняют задание.

Упражнение 9. Игра на дифференциацию Ж и З.

"Клубочек"

Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

"По дорожке (Имя ) шла/шёл,

    Клубок ниточек нашла/нашёл,

            ты слова на (заданный звук) скажи,

                                          Нашу нитку не порви".

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

6. Итог занятия.

- Молодцы! Я вами горжусь! Вы очень хорошо выполняли  все задания, помогли Буратино.

Скажите, что вам понравилось делать больше всего? А что было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...