Изучаем звук и букву "З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Словохотова Лариса Геннадьевна

Занятие по обучению грамоте: звук и буква "З"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_z.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква З»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели:

 коррекционно - образовательные:

  1. закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
  2. закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;
  3. знакомство с буквой З

коррекционно- рзвивающие:

  1. развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
  2. развитие мелкой моторики;

 коррекционно -  воспитательные:

  1. формирование положительной учебной мотивации.
  2. Формирование умения работать в коллективе в заданном темпе.

Оборудование: 

предметные картинки, счетные палочки, мяч су-джок, рабочие тетради, карандаши, нитки или проволока.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика(мяч су-джок)

Эта ручка правая, эта ручка левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильна правая, будет сильна левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

  1. Сообщение цели занятия.

Сегодня на занятии мы поговорим про звук [ З] .

  1. Уточнение и повторение правильной  артикуляции звука [ З]  

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на меня и повторите мои действия:

 губы в улыбке, зубы видны; сделайте так, пожалуйста.

зубы сблизьте, но не смыкайте;

широкий кончик языка разместите за нижними резцами;

посередине языка должна идти воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, подуйте так.

воздушная струя идет через рот;

голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос .

 Если мы ладошкой потрогаем свое горлышко, то оно будет дрожать, как будто работает моторчик.

Вот так звенят комарики.

  1. Характеристика звука. (по схеме на доске)

 Дайте характеристику звука [ З]  

 - звук  [ З] - согласный, звонкий, твердый

  1. Игра « 4-й лишний». 

Детям предлагаются карточки. Они называют предметы, изображенные на ней,  и определяют “лишний” предмет, объясняя, почему они так думают.

  1. Автоматизация  звука в слогах и словах чистоговорок.

ЗА-ЗА-ЗА - ВОТ СТОИТ КОЗА

ЗУ-ЗУ-ЗУ – БУДЕМ МЫ ПАСТИ КОЗУ.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - НЕ БОИМСЯ МЫ КОЗЫ.

  1. Выделение звука на слух.

 Игра «Шифровка».

Ребята, мы с вами поиграем в разведчиков, я сейчас буду говорить слова, а вы, если услышите звук [ З], хлопните в ладоши, «зашифруйте» его. (жук, суп, зуб, жаба, туча, мозаика, узор, ваза, журнал, запонки….).

  1. Слоговой анализ слов.

Ребята, я сейчас буду называть слова, и мы  вместе эти слова разделим на слоги («кусочки» слов) и  назовем, сколько их  в слове. А затем назовем слоги в словах по порядку.

Зубик, азбука, музыкант.

  1. Физ. минутка.

 Мы хлопаем в ладоши  -  хлоп, хлоп, хлоп.
хлопки над головой
Мы топаем ногами -  топ, топ, топ.
высоко поднимаем колени
Качаем головой
подвигать головой вперед - назад

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем,

Немножко отдохнули, работать вновь начнем.

  1. Звуковой анализ слова.

Ребята, посмотрите на картинки и назовите их.

А теперь я предлагаю вам новое задание: давайте проанализируем слова по звукам и дадим им характеристику.

Но первое задание мы с вами  сделаем вместе.

Слог ЗА -  разберем его:

 З – согласный, звонкий , твердый

 А – гласный.

Теперь сами -  ( ВАЗЫ, КОЗЫ,ТАЗЫ.)

  1. Знакомство с буквой З.

Ребята посмотрите на эту букву,  на что она похожа?

Буква «З»- как змея,

Извивается она.

Давайте  букву  З  выложим при помощи нитки или проволоки.

  1. Письменная работа.

 Молодцы! А теперь поставьте руки на локотки, и в воздухе пальчиком напишем  воображаемую букву в воображаемой клетке.

Теперь откройте свои тетради, обведите показ и напишите  эту букву целую строку.

  1. Итог занятия.

Что вам понравилось на занятии? Что было трудным? Вспомните слова со звуком [ З]. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем "Звук У" ,"Звук А"

Задания для изучения звуков...

Презентация "Авазларны өйрәнәбез" (Изучаем звуки)

Бу презентация мәктәпкә әзерлек төркемендә авазлврны өйрәнгәндә бик уңайлы , балалар ишетеп кенә түгел күреп тә аваз һәм хәрефләрне таныйлар....

Презентация "Изучаем звук А".

В презентации собраны различные задания и игры для изучения гласного звука А....

ИЗУЧАЕМ ЗВУК "Ч" СРЕДНЯЯ ГРУППА

Программное содержание:1.       Познакомить детей с новым звуком «Ч» правильно произносить звук «ч» упражнять в произношении звука изолированно в ...

Изучаем звуки А О У П

задания для развития фонематического анализа и синтеза, формирования предпосылок к обучению грамоте, обучение элементарным навыкам чтения рядов гласных звуков и обратных слогов....

Консультация для родителей "Изучаем звуки и буквы"

В консультации представлена информация о звуках русского языка, о особенностях изучения звуков с детьми на занятиях с логопедом. Даны конкретные рекомендации о закреплении работы по формированию навык...

Тема: «Изучаем звуки [М], [М\'] вместе с Машей и медведем»

Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.Задачи:Образовател...