Тема: «Изучаем звуки [М], [М'] вместе с Машей и медведем»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ковалёва Наталья Андреевна

Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

-Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);

-Продолжать учить звуковому анализу слова.

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3-колонка, столы (6 штук), оборудование для ДА.

Демонстрационный материал: письмо, символы гласных звуков, презентация – сопровождение, плакат (картинки со звуками).

Раздаточный материал: «лопатки» (твёрдый, мягкий звук), зеркала, тетради в клетку, цветные карандаши, клей-карандаш, медальки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_m_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с согласными звуками         [М] и [М']  и буквой « М»

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М);

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материал:  карточка с изображением буквы и звука « М» ( шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений , схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения  твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные),  предметные картинки, где присутствует звук «М»,  картинки – сюрпризы.  

Ход:

Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

- доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы?  - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

- Сядет тот, кто придумает  слово  со звуком (А) в начале.  

– Сядьте  правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру           « Весёлый язычок», возьмите зеркала  - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка»  (схемы – карточки для  показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы.

- Они какие?

- Гласные.

-  почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка:  

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)  

Появляется соответствующая картинка.

Слушайте третью загадку:

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.  

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)

 - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

 - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

 - Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

-  Что происходит с нашими губами?

-  Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Что происходит с нашими зубами?

- они смыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

-  Да, а воздух выходит свободно?

-  нет, воздух встречает преграду

-  Что ему мешает?

-  губы.

- Звук (М) какой?

- согласный, твёрдый.

- каким мы его обозначаем цветом?

 -Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- согласный , мягкий.

- каким цветом мы его обозначаем?

- зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- А для того, чтобы это всё получше  запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»

( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.

Физкультурная минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

- посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан) 

Гимнастика для глаз.

- дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

- Дети, что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

- А буквы ?

- Пишем.

- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

- На что похожа буква М? (ответы детей)

-  А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Молодцы.

Звуко – буквенный  анализ слова « Мак»

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).

У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).

- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

- Под маком нарисованы клеточки,

- Что это обозначает?

(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

- Какой звук первый?    - ( м) – согласный, твёрдый, синим цветом.

- Какой второй? - (а)- гласный, красный.

- Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.

 - Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

- Сколько согласных?- два,  какие?- (м), (к).

- Сколько гласных? – один, какой?-  (а)

- Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один ( обозначают полоской).

 - Оживите звуки , первый и второй. ( дети ставят вместо фишек буквы)

4)  Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

- Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Мак»

 - Составьте  предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме. 

( звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.

Анализ предложения:

- С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.

- Что ставится в конце предложения? – точка.

- Сколько слов в предложении? – три

- Какое первое?

- Какое второе?

- Какое третье?

- Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.

- Молодцы, справились с заданием.

-  Давайте заселим  букву М  в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят , в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).

- (дети встают в круг)

Рефлексия:

 - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- С буквой М (м).

- Какой звук она обозначает?

- Звук [ м ].

- Какой это звук? (согласный)

- А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким)

- Правильно.

- А что вам больше понравилось?

- Что  интересного запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями  я вам  хочу подарить волшебные  «картинки – невидимки» ( с изображением буквы М точками.)

- Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник 8 марта "Праздник вместе с Машей и Медведем"

Сценарий для детей средней группы...

Конспект НОД с использованием ИКТ по математическому и сенсорному развитию «Учим математику вместе с Машей и Медведем» в старшей группе

Конспект НОД с использованием ИКТ по математическому и сенсорному развитию «Учим математику вместе с Машей и Медведем» предназначен для старшей группы....

Конспект занятия на автоматизацию звука [ш] по мотивам сказки "Маша и медведь".

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь" предназначен для дошкольников с фонетическим и фонетико-фонем...

Весенний праздник вместе с Машей и Медведем для младшей группы

Тематический  весенний досуг в младшей группе...

Конструкт по теме: итоговое занятия с использованием ИКТ «Поможем Маше и Медведю помириться»

Тема: Планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО Тема: итоговое занятия с использованием ИКТ «Поможем Маше и Медведю помириться»Возраст...

Конспект занятия по формированию функциональной грамотности (математика) у детей средней группы (4-5) "Вместе с Машей и медведем".

Данный конспект подготовлен на основе игрового материала, представленного в методическом пособии для воспитателей  Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», Практический курс...

Сценарий на 8 марта в младшей группе «Праздник вместе с Машей и Медведем»

Сценарий на 8 марта в младшей группе«Праздник вместе с Машей и Медведем»...