Логопедический проект «Моя любимая игрушка»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Карпова Резеда Гулусовна

Логопедический проект «Моя любимая игрушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushka.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

«Моя любимая игрушка»

Вид проекта: досугово - познавательный.

1.  Тематическое поле:  

Развитие речи детей старшей группы с ОНР 3 уровня.

2.  Проблемы:

  • Структура предложений нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
  • Затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
  • Недостаточная  сформированность словообразовательной деятельности.
  • Недостаточная сформированность связной речи, как в детских диалогах, так и в монологах. 
  • Отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий.
  • Снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого.
  • Нечеткое и неточное выполнение некоторых игровых действий из-за нарушений мелкой моторики и  зрительно-двигательной координации.
  • Бедность игровых сюжетов. 
  • Недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры. 
  • Нарушения логической последовательности в цепочке действий. 
  • Игровые действия излишне детализированы, длительное время продолжают носить развернутый характер, не замещаются словом или символическим  жестом. 
  • Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения.

 3.  Цель:

  • учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ;
  • создание условий для развития творческой и коммуникативной инициативы детей с нарушениями в развитии речи.

4.  Задачи:

  • широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
  • постоянная  стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении  социального опыта, овладении представлениями  об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
  • адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей;
  • выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих  операций, их понимание, запоминание  и сопровождение речью;
  • повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков  в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

п/п

Мероприятие

Цели

Ответственные

I этап – подготовительный

1

«Круглый стол» с участием родителей и детей

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели, родители, логопед

2

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещение родителей

Воспитатели, логопед

3

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, игрушки

Создать условия для реализации проекта

Воспитатели, родители

II этап - основной

4

Знакомство с игрушками

Усвоение названия игрушек, как с ними обращаться

Воспитатели

5

Беседа об игрушках

Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, умение внимательно слушать взрослого и товарищей

Воспитатели, родители

6

Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история»

Систематизировать знания по теме «Игрушки», активизировать словарь по данной теме.

Воспитатели, родители

7

Занятие «Фабрика игрушек»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия игрушек, их частей, деталей, характерных признаков; упражнять в узнавании целого предмета по его части; формировать лексико-грамматические категории

Воспитатели, логопед, родители, дети

8

Лепка на тему «Моя любимая игрушка»

Закрепление темы «Игрушки»

Воспитатели

9

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Развитие мелкой моторики

Логопед, воспитатели

10

Развитие общей моторики

Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках

Логопед, воспитатели

11

Игра-драматизация «Прятки»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия игрушек, упражнять в словообразовании (формы родит. падежа мн.ч. сущ-х, уменьшительно-ласкательные формы); стимулировать развития внимания

Воспитатели

12

День загадок

Развитие у детей логического мышления. Способствование расширению кругозора, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес

Воспитатели

13

Музыкальная деятельность (разучивание песен, частушек об игрушках)

Развитие дыхания, голоса, интонации

Музыкальный руководитель

14

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Воспитывать активность при создании и реализации игровых замыслов. Развивать у детей умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Использовать группировки с положительными формами взаимоотношений в качестве основы развития детского самодеятельного коллектива. Следить за тем, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогать робким, застенчивым входить в игру. Совершенствовать у детей умение общаться друг с другом в игре, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивать умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

Воспитатели

15

Занятие «Игрушкины частушки»

Закреплять навык правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи

Логопед, воспитатели

16

Занятие «Как играют?»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия игрушек, действий с ними; стимулировать развитие мышления

Логопед, воспитатели

17

Занятие «Веселый поезд»

Закреплять навык правильного звукопроизношения, упражнять в делении слов на части (слоги), выделении заданного звука в слове

Логопед, воспитатели

18

Занятие «Игрушки-близнецы»

Развивать зрительное внимание, умение сравнивать игрушки

Логопед, воспитатели, родители

19

Реклама любимой игрушки

Развивать у детей умение выстраивать свои выступления убедительно и аргументировано, используя все доступные средства выразительности

Дети

20

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка»

Развивать воображение, творческую активность

Дети, родители

21

Составление рассказа о своей игрушке

Развитие связной речи (монологической)

Логопед, воспитатели, дети

III этап - заключительный

22

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

23

Презентация на тему «Игрушки»

Отгадывание загадок

Логопед, воспитатели, дети

Приложение

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

На большом диване в ряд            
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,                          

И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,                        

 Помогаем нашей Кате                                  

Мы игрушки сосчитать.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
(Загибают поочередно все пальчики.)

(Разгибают поочередно пальчики.)

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

 2. Упражнения “Мячик мой».

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет с ними уже знакомое упражнение.

Друг веселый, мячик мой,                    

Всюду, всюду он со мной.                    

Раз, два, три, четыре, пять,                

Хорошо мячом играть.  

                       

(4прыжка на носочках, руки на поясе.)

(По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу.)
(5прыжков на носочках, руки на поясе.)

( Вновь по два взмаха – “удара”.)

3. Загадки

***

Я достану их скорей,

Дом построю для зверей,

В доме будут стол и стул,

Чтоб уютней было в нем.

Для машинки я гараж с мостиком построю…

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Строительные кубики)

***

Он резиновый, упругий

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч)

***

Вот игрушка не простая,

А бывает, как живая.

Сбоку ключик покручу

Побежит, куда хочу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Заводная игрушка)

***

Без неё не обойтись,

Если жду гостей я к чаю:

Медвежонка, лягушонка,

Полосатого котенка.

Всех хочу я угостить,

Ароматный чай попить.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Игрушечная посуда)

***

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)

***

У братишки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

Мы с братишкой, если честно

В них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Машинки)

***

Он с бубенчиком в руке, 
В сине-красном колпаке. 
Он — веселая игрушка, 
А зовут его ... (Петрушка).

***

Серый байковый зверушка, 
Косоглазый длинноушка. 
Ты морковку ему дай-ка! 
Вот обрадуется... (зайка).

***

Не обижен, а надут, 
Его по полю ведут. 
А ударят — нипочем, 
Не угнаться за ... (мячом).

***

Эту толстую игрушку, 
Не уложишь на подушку. 
День и ночь стоит бедняжка — 
Спать не хочет ... (неваляшка).

***

Эти что за игрушки? 
Разноцветные сушки, 
На столбе — не на нитке. 
Это же ... (пирамидки).

***

Сам металлический, 
Мозг электрический. 
Раздается топот — 
К нам шагает... (робот).

4. Занятие «Фабрика игрушек» 

Материал: игрушки, картинки с изображением материалов, детали разных игрушек, незаконченные рисунки игрушек, картинки с изображением разных геометрических фигур.

Игра 1.  Воспитатель: В нашем саду организуется фабрика игрушек. Давайте откроем каждый свою мастерскую и попробуем собрать из деталей целые игрушки.

Дети подходят к столу по одному, выбирают детали и собирают игрушку, рассказывая, какая деталь от какой игрушки. Например: «Это колесо от машины. Это платье куклы».

Игра 2.   Воспитатель: Ребята, располагайтесь в конструкторском бюро фабрики игрушек. Конструкторы нарисовали модели (чертежи), а вы помогите их закончить.

Воспитатель раздает детям незаконченные рисунки и предлагает «починить» «схемы, чертежи» игрушек. Дети дорисовывают схематичные изображения игрушек.

Игра 3.   Воспитатель: Ребята, на фабрике игрушек все готовые изделия размещаются по материалу, из которого они изготовлены. Помогите работнику фабрики разложить игрушки на свои полки.

5. Занятие «Прятки»

Материал: игрушки, картинки с изображением материалов.

Игра 1. Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Он решил поиграть  с вами в прятки, но необычные. Он будет прятать ваши игрушки.

Игра «Чего не стало». Буратино выставляет игрушки (4 шт.). Дети должны запомнить их. Затем дети отворачиваются, а в это время Буратино прячет одну игрушку. Повернувшись, дети угадывают, какой игрушки не стало.

Игра 2. Воспитатель: Ребята, от Буратино убежали все его игрушки. Чтобы они вернулись их надо назвать ласковыми именами. Поможем Буратино?

6. Занятие «Игрушкины частушки»

Метод. рекомендации: чисто и правильно произносить фразу чисто- и скороговорки, декламировать стихотворный текст.

Воспитатель: Ребята, игрушки хотят устроить концерт для малышей. Помогите им разучить песенки-частушки. Только мы с вами будем исполнять их с разной интонацией (весело, бодро, строго, печально, злобно, грустно и т.д.).

Л –Р                                                                            

Юра у Юли забрал юлу                                      

И сел с юлой играть в углу.                              

Не захотела для Юры                                        

Юла петь без Юли.                                            

                                                                                             

З (Зь)

Мама Лизы, мама Зины

Побывали в магазине,

Лизе купили зайку,

Зине купили мозаику.

Из полена папа Карло                                        

Буратино смастерил.                                          

Неприятностей немало                                      

Папа Карло пережил.         

Ж-Ш  

Ростом разные подружки,          

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всего одна игрушка. (Матрёшка).

Игрушкины частушки.

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни –

кавалеры наши.

Мои игрушки.

У меня игрушек много,

Наберется целый воз.

Есть железная дорога,

Все вагоны без колес.

Есть военная машина

Без кабины и борта.

Есть безносый Буратино,

Хвост и лапы от кота.

Говорят мне: «Больше хлама

В нашем доме не копи…»

Но прошу я маму: «Мама!

Что-нибудь еще купи…»

7. Занятие «Как играют?»

Материал: разнообразные игрушки, геометрические фигуры, отличные по величине, форме, цвету.

Игра 1. Воспитатель: В наш сад в группы к малышам привезли новые игрушки. Но малыши не знают, как с ними играть. Поможем им?

Например: «Что можно делать с куклой? (Укладывать, качать, переодевать и т.п.)».

Игра 2. Воспитатель: Какие игрушки похожи на эти геометрические формы? Разложите все игрушки на полки в соответствии со значками геометрических фигур.

 

8. Занятие «Веселый поезд».

Материал: коробки для паровоза и вагонов, предметные картинки, буквы.

Игра «Делим слова на части». Воспитатель: На вагонах есть цифры. Это обозначено количество частей слова. Так, в первом вагоне с цифрой «1» поместим игрушки, в названии которых один слог: мяч, лук, куб, кот и т.п.

Дети при помощи логопеда или воспитателя разбирают слова, и определяют место слов в данных вагонах.

Игра «Выделяем заданный звук». Воспитатель: На вагонах вы видите буквы. В вагон с буквой «А» нужно разместить картинку, в названии которой есть этот звук: аист, астра, арбуз и др.

Разложите все картинки в подходящие вагоны.

9. Занятие «Игрушки-близнецы».    

Материал: игрушки – парные и одиночные, другие разнообразные предметы.

Игровые действия: отыскать в игровой комнате похожие, одинаковые игрушки, называть похожие признаки.

Игра «Найди в ряду одинаковые игрушки». Воспитатель: В нашей группе, ребята, всегда много игрушек. Вы любите с ними играть? Но сегодня их очень много – они везде! Некоторые из них грустят, потому что потеряли своих братьев-близнецов. Вы поможете их отыскать?   

Воспитатель показывает ряд однотипных игрушек (например, ряд кукол) и просит детей найти среди них две (три) одинаковые. При этом ребенок называет порядковый номер этих кукол в ряду. Например: «Первая и третья куклы одинаковые».

Игра «Найди в комнате две одинаковые игрушки».

Воспитатель раскладывает все игрушки в игровой комнате: одни игрушки могут «прятаться» за другими, меньшими по размеру; другие – в книжном или цветочном уголке, за столом воспитателя, на стуле и т.д. Детей нужно поделить на две команды. Победит та команда, которая больше всех найдет «близнецов».

Воспитатель: В нашей комнате есть несколько одинаковых игрушек. Помогите им найти друг друга.

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Матрешки - любимые игрушки малышей"

Цель: систематизировать зняания детей о русской народной игрушке - матрешке....

Паспорт проекта "Мои любимые игрушки"

Паспорт проекта "Мои любимые игрушки" для детей 3-4 лет....

Проект "Наши любимые игрушки"

Развивать интерес к различным игрушкам самостоятельность ввыборе игрушек....

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"

Тематическая неделя игры и игрушки : проект "Мои любимые игрушки"....

Проект: «Моя любимая игрушка» Вид проекта: творчески -игровой. младший возрост

. Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игра и игрушка - неотделимы друг от друга. Игр...

Краткосрочный проект по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Мои любимые игрушки»

Краткосрочный проект  по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Мои любимые игрушки»...

Результат творческого проекта "Моя любимая игрушка: Народная игрушка Матрёшка"

В данной презентации вы можете ознакомиться с проектом и его результатом...