Мастер-класс для родителей "Создаем речевое пособие"
консультация по логопедии на тему

Мутовина Оксана Викторовна

В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков. Доказано, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdaem_rechevoe_posobie.docx399.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №171»

 

Мастер-класс для родителей

«Создаем речевое пособие»

Подготовила: Мутовина О. В.,

учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

                                                             С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин 

Анонс мастер-класса:

В мастер-классе представлен опыт работы по применению различных приемов и нетрадиционных средств для автоматизации звуков. Доказано, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:

Во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;

Во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;

В-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».

Выход из данной ситуации оказался прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предложила родителям принять участие в мастер-классе, целью которого является автоматизация поставленных звуков через развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мастер-класс адресован родителям (законным представителям) воспитанников, посещающих логопедическую группу ДОУ. Продолжительность – 45 мин.

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Цель: создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

 - расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель- логопед;

- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

-познакомить участников мастер – класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

 - научить изготовлять звуковую дорожку,  «логопедический» коврик

Участники мастер – класса: учитель – логопед высшей квалификационной категории Мутовина О.В; родители (законные представители) воспитанников, посещающих старшую логопедическую группу ДОУ. Выставка пособий: дид. игра «Магазин», дид. игра «Завяжи столько узелков, сколько я скажу слов со звуком «Р»,  дид. игра «Собери цветочек», дид. игра «Строим башню» и т.д.

Оборудование: Музыкальное оформление. Раздаточный материал:  фетр, ножницы, иголка, нитки «ирис», тесьма «вьюнок», картинки (гараж, Снегурочка, снежинки, змея, домик), декоративные пуговицы.

План:

1.Организационный момент.

2.Основная часть:

  -Знакомство с нетрадиционными приемами автоматизации звуков

-Практическая часть (работа в группах)

-Обсуждение результатов работ групп

3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов

Предполагаемый результат: 

-Участники мастер-класса получат знания об  эффективных приемах автоматизации звуков;

-Родители будут использовать приобретенные знания и приемы в занятиях с детьми дома, что будет способствовать совершенствованию звукопроизношения у дошкольников.

        

Ход мастер-класса:

1.Организационный момент:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе «Создаем речевое пособие». Нередко  бывает, что мы часто встречаемся, даже не знаем друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому я предлагаю познакомиться. Для этого мы сыграем в простую, но очень важную игру «Будем знакомы».

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

Уважаемые родители, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни. А теперь я попрошу вас занять свободные места (родители занимают места)

2.Основная часть:

В последнее время, вы, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело. Я решила вам предложить выход из данной проблемы

– Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков. Вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию. Кроме этого я вас научу, как с помощью подручных средств можно изготовить звуковую дорожку и логопедический коврик для работы с ребенком дома. Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»

Ответы родителей …

В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра. Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа.  В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша задача  – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи . А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дидактические упражнения, которые помогу вам дома проводить занятия с детьми. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.

Практическая часть:

 - Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку дидактических пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику. (Логопед демонстрирует выполнение упражнений)

Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.

 Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

 - Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

«Собери цветочек».

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

«Слова вокруг нас».

 Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

 «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом: - называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком;

Кроме таких игр на автоматизацию и развитие мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения: Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий. Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

 • отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

 • нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

 • игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук) и т.д.

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. 
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.  
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. 
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
Давайте и мы с вами попробуем сделать звуковую дорожку. Для этого мы разделимся на группы. Первая группа родителей занимает места за столом, где изображена буква «С», это те родители, дети которых научились изолированно произносить звук «С» и сейчас идет работа по автоматизации этого звука. Вторая группа родителей занимает места за столом, где изображена буква «Ш», это те родители, дети которых научились произносить звук «Ш» и сейчас начинается автоматизация этого звука. Третья группа родителей занимает места за столом, где изображена буква «Р», это те родители, дети которых научились произносить звук «Р» и сейчас этот звук находится в стадии автоматизации у данных детей. (Родители занимают места   в соответствии с изучаемым звуком у их детей.)

 Итак, уважаемые родители, вы познакомились с играми и упражнениями для автоматизации звуков с использованием различных средств. А теперь, я предлагаю вам сделать звуковую дорожку, которая позволит не только автоматизировать звук изолированно, но и станет отличным тренажером для развития тонких движений пальцев рук.  Для этого нам понадобится: фетр, тесьма «вьюнок», нитки, ножницы, иголка, игрушки (собачки, машинки, змея и т.д.)

Каждая группа будет изготавливать дорожку для своего звука.  Первая группа сделает дорожку «Холодный ветерок» (помочь снежинкам долететь до Снегурочки), вторая группа изготовит дорожку «Змейка» (помочь Змейке добраться до своего домика), третья группа выполнит дорожку «Собачка» (помочь собачке собрать все косточки).(Логопед демонстрирует образец выполнения дорожки для звука «Р»)

             C:\Users\User\Desktop\IMG_0968.JPG

Начинаем нашу работу с подбора материалов и инструментов: фетр, нитки («Ирис», «Мулине»), иголка, ножницы,  тесьма, картинки, игрушки. Следующий этап работы - выкладываем тесьму в виде дорожки и начинаем пришивать. Приклеиваем картинки. Наша дорожка готова. Можно играть.

(Логопед знакомит с правилами использования дорожек)

Упражнение «Холодный ветерок»

Ребенок помогает снежинкам долететь до Снегурочки, проводя пальчиком по дорожке, отчетливо произнося: С-С-С

Упражнение «Змейка»

Ребенок помогает змейке добраться  до своего домика, проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш

Упражнение «Собачка»Поможем собачке собрать все косточки»

Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к «косточке»собачка рычит [р-р-р], возле косточки отдыхает и так до конца дорожки. Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

Эти упражнения помогут вам, уважаемые родители, в игровой форме закрепить правильное изолированное произношение звуков «С», «Ш», «Р». Рекомендуется, после того как у ребенка получился правильный звук, сразу же закреплять его в слогах и словах. Для этого мы с вами изготовим коврик для автоматизации звуков в словах. (Логопед демонстрирует пособие)

                     C:\Users\User\Desktop\IMG_0969.JPG

Нам понадобится фетр, нитки, иголка, ножницы и декоративные пуговицы. Выкладываем декоративные пуговицы на фетр и начинаем пришивать. (участники мастера-класса изготавливают «логопедический коврик» под спокойную музыку)

Логопед знакомит с заданиями и упражнениями для автоматизации звука «С»: 

1.Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с']  в словах.

2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов.

3. Назови слова, в которых звук [с ]  находится в начале слова, в середине, в конце слова.

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

5.Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под листочком? Справа от самолета? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

6. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

7. Назови транспорт, животных и т.д.

8. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета самолет, сердечко и пр.

9.Отгадать загадку, отгадку посчитать до пяти.

10.Назвать предметы красного, желтого цвета и т.д.

11."Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости взрослый помогает, задает наводящие вопросы.

3.Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов:

«Чудесный ларец»

 Родителям предложено ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном мастер-классе.

Спасибо Вам за работу! Удачи всем Вам! Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми!

(Логопед раздает буклеты с правилами использования изготовленных пособий)