Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква К"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Демидова Галина Владимировна

Тема:  Звук и буква К .

Цели: Коррекционно - образовательные:

  • -познакомить    со    звуками Кь,    К,    способом  его    характеристики    с    опорой     на артикуляцию и  понятием «согласный звук»,  «твёрдый, мягкий»;
  •  продолжать учить выделять место согласного звука в словах;
  • познакомить с буквой  К  (без установки  на запоминание буквы);
  • уточнение словаря по теме «овощи, огород»;
  • учить составлять деформированные слова;
  • закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
  • Коррекционно - развивающие:
  • развивать общую,  мелкую  и  артикуляционную  моторику;
  • развивать графомоторные навыки;
  •  развивать дыхание и  голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развитие пространственного восприятия и памяти, внимания.
  • Коррекционно - воспитательная:
  • воспитывать  уважение к  сельхозхозяйственному труду
  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_i_bukva_k._podgotovitelnaya_gruppa.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Звук и буква К .

Цели: Коррекционно - образовательные:

-        познакомить    со    звуками Кь,    К,    способом  его    характеристики    с    опорой     на артикуляцию и  понятием «согласный звук»,  «твёрдый, мягкий»;

  •  продолжать учить выделять место согласного звука в словах;
  • познакомить с буквой  К  (без установки  на запоминание буквы);
  • уточнение словаря по теме «овощи, огород»;
  • учить составлять деформированные слова;
  • закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
  • Коррекционно - развивающие:
  • развивать общую,  мелкую  и  артикуляционную  моторику;
  • развивать графомоторные навыки;
  •  развивать дыхание и  голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развитие пространственного восприятия и памяти, внимания.
  • Коррекционно - воспитательная:
  • воспитывать  уважение к  сельхозхозяйственному труду.

Оборудование: вязанные  гусеницы, игрушка лягушонок, картинки овощей, предметные  картинки  со звуком К  в начале, схемы звуков и букв, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления  схем, «рыбки»- схемы  для определения места звука в слове, буква К, тетради, карандаши.

  1. Организационный   момент.

- Сядет тот, кто назовет, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

- Сядете тот, кто назовет слово с буквой П в начале.

-Сядет тот, кто назовёт овощ, в названии, которого есть звук П  (помидор, капуста, репка)

2.Развитие мелкой моторики.      Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать.

Кинезиологические упр. Зайчик - козочка - Колечко.    Пальчики здороваются.

3. Самомассаж. «Времена года. Осень».

Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят...
Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

 Дождь с собою принесла.

 Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,
В огород нас позвала.
Не ленись, да поспевай,

 Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

4. Мимические упражнения. Задача детей - изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Какой большой арбуз! Выразить удивление с произнесением звука «О-о-о-о-о!».

Коза в огороде. Изобразить хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Показать, как рассердилась хозяйка на козу. Изобразить страшное огородное пугало, показать, как его испугались вороны

5.Артикуляционные упражнения.   Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка оставила сердитого пса сторожить огород. Поднять верхнюю губу. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки. Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.

«Луковые перышки». Показать, какие острые перышки у лука. Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать его в таком положении под счет до 5.

«Лопата». Будем копать картошку. Нужна лопата. Положить широкий язык на нижнюю губу.

6.Работа над развитием дыхания и голоса. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (на счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

    Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук у-у-у-у-у на одном выдохе.

Разговоры овощей.   Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

7. Объявление темы  занятия. Ребята, как квакает лягушонок.(ква-ква-ква).Какой звук слышите в начале . Сегодня   мы   с   вами   познакомимся   с новым звуком.

8. Акустико — артикуляционный образ  звука.  Ребята произнесите звук К - как мы его произносим? Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его долго произнести, пронянуть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный).

Звук К – согласный, твёрдый и ( послушайте своё горлышко) глухой - обозначать  мы его  будем фишкой синего цвета. А ещё у него есть младший братец –Кь –  с более мягким характером.

9.Развитие      фонематического      слуха:      опознание      звука       в      ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому       подобию, из слогов (учетом вышеуказанных рекомендаций),  из слов.   Логопед   произносит   ряд   звуков:   АН,К,У, И,Н, А,К, О,М,К, И, П,Н К, О, И, У,К   дети хлопают, когда слышат звук К.

10.Связь звуков  и  буквы. Логопед выставляет букву К, а дети  говорят  о  том,  на что она похожа.     Куда смотрит буква К? вправо.

Ай да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун- буква К!

                         Е.Тарлапан.

                                                            Придумайте для нашего клоуна слова на К.

Покажем букву К  руками

11.Работа на тетрадях (развитие графомоторных навыков).Давайте пропишем эту букву. Какого цвета карандаши возьмёте?. Найдите в зашумлённых картинках все буквы и обведите их.

12.Закрепление звука  в слогах.

Звуковой анализ слогов КА - АК  - КИ  выкладыванием схемы

  13.  Физминутка

Одолела нас дремота

Шевелиться неохота

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Потянись и проснись. 

Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.

14.Закрепление звука в словах. Развитие слухового внимания, памяти.

 Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки –

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

15.Д/упр. «Найди ошибку» Вредные гусеницы перепутали слоги в словах, поможем вернуть всё на свои места.

Ста-ка-пу, ва- тык, ла- свек, ла- жан-бак, ба- ка- чок

16.«Определи место звука» 

У детей картинки, в названиях которых есть звук К.И определяют фишками место звука на своих схемах.

17.Итог занятия

С какими звуками мы сегодня познакомились? (звук К,Кь)

Какой это звук? (согласный, звонкий)

Фишкой,  какого цвета будем его обозначать'? (синего, зелёного)

18.Оценка работы детей.  Кто, сколько овощей собрал сегодня?

-Я собрал …5; 6….овощей.