Занятие по подготовке детей к обучению грамоте.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рыбинцева Галина Валентиновна

Закрепление понятий "Слово", "Предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. 

Цель: вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте. 

Задачи: активизировать словарный запас детей в рамках темы “Осень. Осенний лес.”; 

закрепить понятие “слово” 

продолжить работу по формированию понятия “предложение”; 

упражнять в умении составлять простые предложения, определять количество и место слова в предложении, составлять схемы по предложенным предложениям и самостоятельно составленным; 

формировать умение делить слова на слоги.  

 

Ход занятия: 

Дети входят в группу 

Воспитатель: Проходите ребята. Поздоровайтесь с гостями. 

Дети: Здравствуйте. 

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Буратино. Мальвина сказала ему, что он не знает, что такое – «слово» и совсем не умеет составлять предложения. Я предлагаю вам помочь Буратино, пусть он сегодня останется у нас. Я думаю, что он узнает очень много нового. 

Воспитатель сажает Буратино на полку лицом к детям 

 

Воспитатель: А я приглашаю вас в осенний лес. Проходите, ребята, присаживайтесь. 

Воспитатель: Вот мы и очутились в осеннем лесу. 

Дети проходят к доске и садятся на стулья 

- Ребята, что вы видите в осеннем лесу? (деревья, листья, тучи, небо…) 

- Какой лес осенью? (разноцветный, нарядный…) 

Что делаю осенние листья (опадают, летят, кружатся…)  

 

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно: деревья, листья, тучи, небо, летят, качаются, разноцветный, нарядный… (что вы сейчас назвали?). 

Дети: слова.  

 

Воспитатель: Правильно, вы сейчас назвали слова. Словами мы называем все то, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас. 

Всему название дано - и зверю и предмету. 

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нет. 

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами, 

И всё, что в памяти у нас, - названо словами. 

Воспитатель: Ребята, вы доказали, что знаете много слов, и мы сейчас поиграем в игру «Добавь нужное слово».   

 

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы подбирать нужное слово  (фишки) 

 

  • Деревья (что делают?) качаются; 
  • Листья (что делают?) падают, кружатся, облетают; 
  • Лес (какой?) нарядный, разноцветный; 
  • Небо (какое?) хмурое, серое; 
  • Погода (какая?) дождливая, пасмурная, холодная. 

 

(Когда дети называют слова, воспитатель ставит фишку на мольберт) 

 

Воспитатель: Молодцы, как много слов вы подобрали! Воспитатель: Буратино теперь знает, что такое слово. 

Воспитатель: Дети, а как вы думаете,  что можно составить из слов?  (Предложение) Правильно: “Предложение состоит из слов. Мы учились каждое слово в предложении  обозначать полоской. 

Воспитатель: В лесу живет много разных зверей, и вот один из них (выставляю картинку, где нарисован медведь). 

Воспитатель: Кто это?  (Медведь) (Воспитатель ставит полоску, обозначающую слово на мольберт) Медведь какой?  (Косолапый, лохматый, большой) А медведь что делает, когда злится?  (Рычит).  

Воспитатель: Сколько слов вы назвали? (Три) 

Воспитатель: Что мы узнали о медведе?  (Медведь косолапый рычит) 

Воспитатель: Дружат эти слова между собой? 

Воспитатель: Ребята, если слова дружат между собой и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. 

Воспитатель: Посмотрите, чего не хватает в этой схеме, чтобы получилось предложение?  

(Вызываю 1 ребёнка, он дополняет схему вертикальной полоской и точкой) 

Воспитатель:  

  • Зачем, Миша поставил вертикальную палочку, о чём она говорит?  
  • Почему в конце схемы стоит точка? 

Если мысль закончил ты, 

Записал на строчку, 

Не забудь, в конце поставь 

Кругленькую точку. 

  • Сколько слов в этом предложении?  
  • Какое первое слово в предложении? Второе? Третье? 

 

Воспитатель: Теперь мы знаем, что для каждого предложения можно составить (что?)… схему. Каждое слово в предложении мы обозначаем (чем?)…полоской. Маленькая вертикальная полоска указывает, что это… начало предложения, а в конце предложения ставится… точка. 

Воспитатель: Проходите за столы, и мы выполним следующее задание. 

Дети садятся за столы. 

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще один лесной житель появился в нашем лесу – кто это?  (Белка) Послушайте слова, которые я вам скажу (грызть, белка, орешки). Какое предложение можно составить из этих слов.     

Внимание, выложите схему этого предложения (Работа за столами). 

Воспитатель:  

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием! 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру  «Живые слова»  Какое предложение только что вы составили? (Белка грызет орешки) Воспитатель предлагает слова 3 детям,  каждому своё слово. (Белка, грызет, орешки)  Ребята, займите своё место в предложении. А сейчас повторим предложение.  Даша скажет свое слово и даст руку Егору. Егор скажет свое слово и даст руку Саше. А Саша уже скажет свое слово. 

Воспитатель: Вот так ребята можно подружить слова и они превратятся в предложение. Начало предложения,  как обозначаем (вертикальной полоской). Правильно, поднимай Даша руку. А в конце предложения что ставим (точку). Правильно, чтобы слова не разбежались из предложения, запираем их на замочек - сжимай руку в кулачок, Саша, и поставим точку. 

- А сейчас следующее живое предложение, слушайте слова!  (Хитрая, заяц, догонять, лиса)  Следующие 4 ребёнка составляют предложение, а воспитатель выставляет остальных лесных жителей.  

- Ребята, посмотрите на наш чудесный лес. Я вам предлагаю составить свое предложение и выложить его схему.  

- Послушайте, какое предложение составила Полина. Сколько слов в твоем предложении? 

- Миша, а у тебя что получилось? Сколько слов в твоем предложении?    

Воспитатель: Теперь ты знаешь, Буратино, что такое предложение! Наша речь состоит из предложений и слова в предложении дружат между собой. 

 

Физминутка  «Игра для вас» 

 

А теперь игра для вас  (встаньте около стульчиков) 

В ней проверим мы сейчас 

Ваше умение: 

Различать слова и предложения. 

 

Воспитатель: Если я скажу слово, вы хлопните в ладоши. Если я скажу предложение, вы потопаете. 

Воспитатель: Наступила золотая осень. Дерево. Кружатся осенние листья. Желтеют. Нарядный. Звери делают запасы. Звери. Дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края (дети садятся). 

 

Воспитатель: Ребята, теперь Буратино знает, что такое слово и предложение. Но учили его не только мы, но и лесные жители. Предлагаю покатать их на веселом паровозике (Выставляю вагончики). Но для того, чтобы животные правильно заняли свои места – нужно им  помочь. Необходимо название животного разделить на слоги. (Миша, выходи, кому ты хочешь из лесных зверей помочь (лисе), раздели слово «лиса» на слоги)….. Даша, а ты кому хочешь помочь?....... 

- Молодцы, Ребята, но я думаю, Буратино тоже хочет прокатиться, в каком вагоне он поедет?  (Дети делят на слоги слово БУРАТИНО)

Воспитатель: Но прежде чем отправиться к Мальвине, Буратино просит вас помочь ему выполнить домашнее задание. Мальвина запутала все слова в предложении. Поможем Буратино? Слушайте внимательно! 

- Орешки грызут белку. 

- Деревья опадают с листьев. 

- Рыжий заяц догоняет лису. 

- Гриб наколол ежика на иголки.  

 

- Молодцы, ребята, помогли Буратино.  Он благодарит вас и дарит вам подарки.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...

занятие по подготовке детей к обучению грамоте "Звук Ы"

Практический материал педагогам для использования в непосредственно-организованной деятельности с  воспитанниками старшего дошкольного возраста....

Использование авторских стихов на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте.

На занятиях по подготовке детей к обучению грамоте мне помогают короткие стихи, которые я люблю сочинять. Занятия проходят живо, интересно и предложенный материал усваивается легко....

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Открытое занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе "Ученый Кот в гостях у детей"

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Ученый кот в гостях у детей»Данное занятие было разработано с целью  закрепления имеющихся знаний у...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...