"Театр скороговорок"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) по теме

Саламатова Анна Игоревна

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_skorogovorok.docx20.56 КБ
Файл teatr_skorogovorok.pptx175.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Солнышко» г. Топки

Консультация для воспитателей

«Театр скороговорок»

Подготовила учитель-логопед:

                                                                                 Саламатова А.И.

январь 2016

Традиционно в работе с детьми дошкольного возраста скороговорки используются как эффективное средство для развития четкой дикции, фонематического слуха (звуковую ткань многих скороговорок составляют акустические звуки), речевого дыхания, качеств речевого голоса (силы, высоты, звучности, выносливости). Возможности скороговорок значительно шире. В них, конечно, нет таких глубоких мыслей, как в пословицах и поговорках, но всегда есть материал для шутки и забавы. Поэтому скороговорки можно использовать как средство развития воображения ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения. В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх и т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

     Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками:

• Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговарива-лочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

•  В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

•  Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

•  Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

•  Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.

Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз),

Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

Шалила, потому и не вынырнула.

Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).

Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Нина няня Анина,

Аня нынче нянина.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),

Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала

Да не выболтала (разочарованно).

Наш Полкан из Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением),

Лакал... да и не вылакал.

Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им  эту деятельность, можно использовать следующие технические приемы:

1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикули-руя.

2.  Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;

перебрасывать мяч из руки в руку;

отбивать его от стены или от пола.

3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.

• Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ X х хХ (х - слабый хлопок, X - сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.

4.     Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.

5.  На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременноменять.

6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.

У иркутского поэта Ю. Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил  бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепёлку перепел!

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

 

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

 

Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕАТР СКОРОГОВОРОК Подготовила учитель-логопед: Саламатова А.И. 2016 год

Слайд 2

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш ) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат рифмы . Используются для тренировки дикции и произношения.

Слайд 3

Правила при работе со скороговорками : Использовать на первых порах на­звание « чистоговорка » и « выговарива-лочка », поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка». В скороговорке не должно быть зву­ков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя бо­лее трудные. Обязательно объяснять ребенку зна­чение непонятных слов. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обсто­ятельства, которые оправдывают много­кратное повторение текста.

Слайд 4

Скороговорка особенно эффективна, ес­ли ее проговорить несколько раз. Корот­кую скороговорку можно повторять цели­ком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Можно обыграть эти скороговорки . В длинных скороговорках логичнее по­вторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Слайд 5

Дети, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие приемы: 1. Проговорить скороговорку очень мед­ленно, беззвучно артикулируя. 2. Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола. 3. Научить ребенка воспринимать и вос­производить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример. Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как буд­то по нему голосом ударили. Он называет­ся ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ X хХ (х - слабый хло­пок, X - сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скорого­ворку медленно, одними губами, без голо­са. А теперь быстрее и с голосом. 4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массаж­ный мяч на каждый ударный слог. 5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять. 6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быст­рее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.

Слайд 6

Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.

Слайд 7

УДАЧИ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

Театр скороговорок

театр скороговорок...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Театр скороговорок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениед \с «Светлячок» г. Цимлянска         КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Театр с...

50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1

1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...

Консультация для педагогов. "Театр скороговорок".

Скороговорки очень полезная и необходимая для развития ребёнка вещь. Какую же пользу несут в себе эти небольшие, порой нелепые и смешные фразы? Пользу от проговаривиния скороговорок трудно переоценить...

Театр скороговорок

В презентации указаны задачи скороговорок, правила их правильного заучивания. А также игры со скороговорками и мнемотаблицы....