Конспект психолого-логопедического практикума "На пороге школы" для воспитателей подготовительных групп
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Задачи: ознакомить воспитателей с основными аспектами понятия "психологическая готовность к школе", обучить практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе, познакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка» города Невинномысска

КОНСПЕКТ

ПСИХОЛОГО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

                                                                                    Подготовили и провели:

                                                                                   Учитель- логопед Ширяева Е.И.

                                                                                    Педагог- психолог Иванова Н.А.

                                                                                    Дата: декабрь- январь 2015-16 г.

Задачи:

  • ознакомить воспитателей с основными аспектами понятия «психологическая  

          готовность к школе»;

  • обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе;
  • ознакомление с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы;
  • ознакомление с компонентами, составляющими речевое развитие детей подготовительного возраста (приемы, методы в их освоении).

                                                         Ход практикума.

Приветственное слово ведущих, сообщение темы.

Педагог- психолог: Я хочу начать практикум словами выдающегося детского психолога Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать и писать, считать. Это значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1) интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем мире, запас знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития- наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на впихивание в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития- наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на впихивание в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество. Степень осознанности, четкость представлений;

2) волевая готовность – управление своими эмоциями. Поведением, умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижении. Результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый;

3) мотивационная готовность – принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят учиться в школе, следовательно мотивационная готовность у них есть. Однако, это не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому. Что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо  учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он умеет читать, писать, считать.

4) социально- психологическая готовность – потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию.

Учитель- логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

1) сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп;

2) полная сформированность фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка;

3) готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из 3 звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный- согласный) типа «ап»; умение слышать и выделять 1 и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;

4) сформированность грамматических категорий и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно- ласкательным значением; - употребление антонимов;- образование сложных слов путем соединения 2х корней;- образование притяжательных прилагательных от существительных; - умение подбирать слова-рифмы;- умение употреблять и объяснять пословицы;- образование относительных прилагательных от существительных;- умение уточнять многозначность существительных;- умение употреблять слова с переносным значением;- умение употреблять несклоняемые существительные;- употребление сложных предлогов –из-под, - из -за, -со, -около, -к, -от, -вместо, -до;- употребление существительных мн.ч. в разных  падежах;  - умение согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными; - употребление глаголов с приставками –за, -вы, -при, -пере, -до, -у, -с; - умение образовывать слова разными способами; умение пользоваться  развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложение по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ – описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии ведет к серьезны проблемам в усвоении программ школы.

Формирование грамматически правильной и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе- одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка. Важно, чтобы воспитатели совместно с родителями вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи ребенка. Чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Педагог- психолог: Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе – это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему.

                                    Практическая часть.

1) Упражнение «Давайте поздороваемся». Когда я хлопну в ладоши 1 раз, нужно пожать друг другу руку, когда 2 раза – потереться носами, 3 раза- обняться. Замечательно.

2) Игры на развитие фонематического слуха:

  •  «Угадай звук» - называя картинки, надо определить и назвать встречающийся в  

словах одинаковый звук;

  • охарактеризовать звуки «К» и «КЬ» по артикуляционным и акустическим

 признакам и обозначить цветом твердый и мягкий звук;

  • «Где звук?» - называя предметы на рисунках, надо определить позицию звуков

«К» и «КЬ»;

  • звуковой анализ слогов КА, КУ  и слов КОТ, КИТ.
  • Настольно- печатные игры: «Найди ошибку в слове», «Букет», «Волшебный

кубик», «Гусеница».

 3)  Игры на формирование грамматического строя речи:

  • «Подбери слово»- нужно правильно употребить слово –шел. Папа на работу (ушел). Папа с работы (пришел). Из магазина (вышел) и через дорогу (перешел). В гараж (зашел). Папа до дома (дошел). Папа с моста (сошел).
  • «Летит – едет- плывет». Я буду называть различные предметы. Если предмет

летит – машем руками над головой, если едет – топаем ногами, если плывет – разводим руками в стороны. Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шар, корабль, поезд, велосипед, кит, птица.

  • Настольно- печатные игры: «Определения», «Соедини части предложения».

4)  Игры на формирование словаря.

  • «Договори пословицу». Как известно, о матери сложено много пословиц и

поговорок. Первой команде я даю карточки, на которых написано начало пословиц. Второй команде я даю карточки, на которых написано начало поговорок. Вам нужно прочитать то, что на них написано и  найти  подходящий по смыслу конец к вашим пословицам и поговоркам.

Поговорки: Куда матушка, (туда и дитятко).

                    Мать кормит детей, (как земля людей).

                    Мать высоко замахивается, (да не больно бьет).

                    Маменька родимая – (свеча неугасимая).

Пословицы:

                    При солнышке тепло, (при матери добро).

                    Материнская забота в огне не горит, (в воде не тонет).

                    Птица рада весне, (а младенец – матери).

                    Для матери ребенок (до ста лет дитенок).

         

  • «Образуй слово»- снег падает – снегопад, лист падает, сам варит, сам катает, сам

летит, мясо рубит, орехи колет, овощи режет, машина снег убирает, бетон мешает, молоко возит.

5) Игры на развитие  связной речи:

  • Описание предметов по теме «Фрукты» по схеме:
  •  Цвет
  • Форма
  • Размер
  • На вкус
  • На ощупь
  • Запах
  • Что внутри? Что снаружи?
  • Где растет?
  • Как собирают?
  • Что и как можно приготовить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)

Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...

Конспект открытого занятия по окружающему миру воспитателя подготовительной группы Кормителевой Лорэны Эдуардовны тема: «Мое отечество Россия - путешествие в Москву».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Детский сад «Снежинка»  Конспект открытого занятия по окружающему миру воспитателя подготовительной группыКормителевой Лорэны Эдуардов...

Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга

Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга...

Занятие-практикум с родителями детей подготовительной группы "На пороге школы"

Рассматривается один из вариантов работы с родителями по повышению компетентности в вопросах психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе....