Конспект психолого-логопедического практикума "На пороге школы" для воспитателей подготовительных групп
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Задачи: ознакомить воспитателей с основными аспектами понятия "психологическая готовность к школе", обучить практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе, познакомить с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка» города Невинномысска
КОНСПЕКТ
ПСИХОЛОГО- ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
Подготовили и провели:
Учитель- логопед Ширяева Е.И.
Педагог- психолог Иванова Н.А.
Дата: декабрь- январь 2015-16 г.
Задачи:
- ознакомить воспитателей с основными аспектами понятия «психологическая
готовность к школе»;
- обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе;
- ознакомление с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы;
- ознакомление с компонентами, составляющими речевое развитие детей подготовительного возраста (приемы, методы в их освоении).
Ход практикума.
Приветственное слово ведущих, сообщение темы.
Педагог- психолог: Я хочу начать практикум словами выдающегося детского психолога Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать и писать, считать. Это значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
1) интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем мире, запас знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития- наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на впихивание в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития- наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на впихивание в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество. Степень осознанности, четкость представлений;
2) волевая готовность – управление своими эмоциями. Поведением, умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижении. Результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый;
3) мотивационная готовность – принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят учиться в школе, следовательно мотивационная готовность у них есть. Однако, это не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому. Что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он умеет читать, писать, считать.
4) социально- психологическая готовность – потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать информацию.
Учитель- логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
1) сформированность звуковой стороны речи – владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп;
2) полная сформированность фонематических процессов – умение слышать и различать, дифференцировать фонемы родного языка;
3) готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи – умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из 3 звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный- согласный) типа «ап»; умение слышать и выделять 1 и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;
4) сформированность грамматических категорий и связной речи – правильное употребление слов с уменьшительно- ласкательным значением; - употребление антонимов;- образование сложных слов путем соединения 2х корней;- образование притяжательных прилагательных от существительных; - умение подбирать слова-рифмы;- умение употреблять и объяснять пословицы;- образование относительных прилагательных от существительных;- умение уточнять многозначность существительных;- умение употреблять слова с переносным значением;- умение употреблять несклоняемые существительные;- употребление сложных предлогов –из-под, - из -за, -со, -около, -к, -от, -вместо, -до;- употребление существительных мн.ч. в разных падежах; - умение согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными; - употребление глаголов с приставками –за, -вы, -при, -пере, -до, -у, -с; - умение образовывать слова разными способами; умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложение по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ – описание.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии ведет к серьезны проблемам в усвоении программ школы.
Формирование грамматически правильной и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе- одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка. Важно, чтобы воспитатели совместно с родителями вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи ребенка. Чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Педагог- психолог: Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе – это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему.
Практическая часть.
1) Упражнение «Давайте поздороваемся». Когда я хлопну в ладоши 1 раз, нужно пожать друг другу руку, когда 2 раза – потереться носами, 3 раза- обняться. Замечательно.
2) Игры на развитие фонематического слуха:
- «Угадай звук» - называя картинки, надо определить и назвать встречающийся в
словах одинаковый звук;
- охарактеризовать звуки «К» и «КЬ» по артикуляционным и акустическим
признакам и обозначить цветом твердый и мягкий звук;
- «Где звук?» - называя предметы на рисунках, надо определить позицию звуков
«К» и «КЬ»;
- звуковой анализ слогов КА, КУ и слов КОТ, КИТ.
- Настольно- печатные игры: «Найди ошибку в слове», «Букет», «Волшебный
кубик», «Гусеница».
3) Игры на формирование грамматического строя речи:
- «Подбери слово»- нужно правильно употребить слово –шел. Папа на работу (ушел). Папа с работы (пришел). Из магазина (вышел) и через дорогу (перешел). В гараж (зашел). Папа до дома (дошел). Папа с моста (сошел).
- «Летит – едет- плывет». Я буду называть различные предметы. Если предмет
летит – машем руками над головой, если едет – топаем ногами, если плывет – разводим руками в стороны. Предметы: самолет, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шар, корабль, поезд, велосипед, кит, птица.
- Настольно- печатные игры: «Определения», «Соедини части предложения».
4) Игры на формирование словаря.
- «Договори пословицу». Как известно, о матери сложено много пословиц и
поговорок. Первой команде я даю карточки, на которых написано начало пословиц. Второй команде я даю карточки, на которых написано начало поговорок. Вам нужно прочитать то, что на них написано и найти подходящий по смыслу конец к вашим пословицам и поговоркам.
Поговорки: Куда матушка, (туда и дитятко).
Мать кормит детей, (как земля людей).
Мать высоко замахивается, (да не больно бьет).
Маменька родимая – (свеча неугасимая).
Пословицы:
При солнышке тепло, (при матери добро).
Материнская забота в огне не горит, (в воде не тонет).
Птица рада весне, (а младенец – матери).
Для матери ребенок (до ста лет дитенок).
- «Образуй слово»- снег падает – снегопад, лист падает, сам варит, сам катает, сам
летит, мясо рубит, орехи колет, овощи режет, машина снег убирает, бетон мешает, молоко возит.
5) Игры на развитие связной речи:
- Описание предметов по теме «Фрукты» по схеме:
- Цвет
- Форма
- Размер
- На вкус
- На ощупь
- Запах
- Что внутри? Что снаружи?
- Где растет?
- Как собирают?
- Что и как можно приготовить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Семинар-практикум на тему: «Семья на пороге школьной жизни» (подготовительная группа)
Семинар-практикум на тему:«Семья на пороге школьной жизни»(подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/11/picture-403818-1494486077.jpg)
Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»
Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-775501-1539198995.jpg)
Конспект открытого занятия по окружающему миру воспитателя подготовительной группы Кормителевой Лорэны Эдуардовны тема: «Мое отечество Россия - путешествие в Москву».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Детский сад «Снежинка» Конспект открытого занятия по окружающему миру воспитателя подготовительной группыКормителевой Лорэны Эдуардов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-977618-1517321707.jpg)
Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга
Конспект психолого-логопедического занятия с детьми ОВЗ с элементами психологического тренинга...
Педсовет с участием родителей, детей-будущих первоклассников, в форме дискуссии с элементами практикума: « Ребёнок на пороге школы». Воспитатель подготовительной группы Воробьева Ольга Григорьевна
laquo;Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»:1. «О воспитании самостоятельности» Наши дети стали взросл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-508798-1678441847.jpg)
Занятие-практикум с родителями детей подготовительной группы "На пороге школы"
Рассматривается один из вариантов работы с родителями по повышению компетентности в вопросах психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе....