Главные вкладки

    Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ
    картотека по логопедии (старшая группа) на тему

    Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domashnie_zadaniya_st._gr.docx37.65 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       

               Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми      

                нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  

                                             направленности ДОО.

                                  

                                Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

    1.Беседа о приметах осени. Становится холодно, часто идут дожди и бывает пасмурная погода, солнышко светит редко и уже почти не греет, люди одеваются в осеннюю одежду и обувь, перелетные птицы улетают в теплые края, дикие животные готовят запасы на зиму, листья на деревьях становятся разноцветными  и опадают, трава желтеет и т.д.

    2.Назови осенние месяцы Какое время года было до осени? Какое будет после осени?

    3. Назови листья:

        у клена – кленовый, у березы - …, у ивы - …, у тополя - …, у дуба - …, у рябины - … .

    4. Сосчитай листочки.

        Один дубовый листочек, два дубовых листочка, … пять дубовых листочков.  (Липовый, березовый, тополиный и т.д.)

    5. Подбирай, называй, запоминай.

        а) Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.           Дождь осенью (какой?) - …

           Солнце осенью (какое?) - …                                           Листья осенью (какие?) - …

           Ветер осенью (какой?) - …

        б) Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

           Осенью дождь (что делает?) - …                               Осенью птицы (что делают?) - …

           Осенью солнце (что делает?) - …        

    6.Составьте с ребенком рассказ (с опорой на картинку). Пример. Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут дожди, дует сильный ветер. Солнышко светит редко и уже не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к зиме. Люди на полях и в огородах собирают урожай овощей и фруктов.

                                           

                                     Огород. Овощи.

    1.Вспомни  8-10 названий овощей.

    2.Какая? Какой? 

                               Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая …

                               Огурец - …  Помидор - … и т.д.

    3.Назови ласково:

                               огурец – огурчик;                      тыква - ….

                               лук - …                                        чеснок - ….

                               морковь - ….                              помидор - …

    4.Счет 1-5.

                               Один огурец, два огурца … пять огурцов.

                               Один помидор …

                               Одна морковь … и т.д.

    5.Что лишнее и почему?

                              Морковь, капуста, опенок, чеснок.

                              Огурец, груша, кабачок, тыква.

    6.Назови соки:

                              Из моркови - …(морковный), из огурца - …, из чеснока - … и т. д.

    7.Расскажи об овоще. Нарисуй его (ее).

              Я люблю … , он (она) …  цвета,  …. формы,  … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить … . А я люблю есть его (ее) … (сырым, в салате…)

                                                                  САД. ФРУКТЫ.

    1.Назови 8 – 10 названий фруктов.

    2. Назови ласково:

                                         яблоко – яблочко, лимон - …, мандарин - …, банан - ….

    3. Один – много.

                                         яблоко – яблоки, лимон – лимоны, груша – груши,  и т.д.

     4.Сосчитай до пяти. (Лимон, яблоко, груша, слива, банан)

                        Один лимон, два лимона … пять лимонов.

    5. Назови соки:

                                 из лимона - лимонный, из апельсина - …, из яблока - …, из сливы - …

    6. Продолжи предложение.

                                          В магазине продают много  персиков, (груш, слив, яблок….)

                                          В саду убирают груши, (сливы, яблоки…)

    7. Расскажи о своем любимом фрукте. Нарисуй его (ее).

              Я люблю…, он (она) … цвета,… формы, … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить ….         Я люблю есть его (ее) …(сырым, в компоте…)

                                                       

                                                               ИГРУШКИ

    1.Закрепите обобщающее понятие «игрушки» (кубики, кукла, машина, и т.д. это –

           игрушки)

          Ответь на вопросы полным предложением.

          Где изготавливают игрушки? ( Игрушки изготавливают на фабрике).

          Где продают игрушки? ( Игрушки продают в магазине).

          Что делают дети с игрушками? ( Дети играют с игрушками).

    2. «Какой? Какая? Какие? Какое?»

           Мишка из меха - какой? (Меховой). Пирамида из дерева – какая? (Деревянная).     

           Ведерко из металла - …, кубики из пластмассы - …, мяч из резины - …, лото из  

           картона   - …, свистульки из глины - …

    3. «Наоборот».

           Мишка мягкий, а кубик … (твердый). Машина тяжелая, а шарик … (легкий).   

           Пирамидка новая, а ведро …(старое). Мячик гладкий, а кубик … (шершавый).

    4. «Подбери семейку слов.» (Образование однокоренных слов)

           Игрушка – … играть, игрушечка, игра, игротека.

    5. Расскажи о своей любимой игрушке.

          Как она называется? Из каких деталей она состоит? Какая она по цвету? Какая она по

          размеру? Из чего она сделана? Какая она на ощупь? Как можно с ней играть?

          Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапы, уши. Он коричневый,  

          большой, меховой. На ощупь он мягкий. Я буду играть с ним в цирк.

                                                       

                                                               

                                                                   

                                                           

                                                   

                                                     Лес. Грибы. Ягоды.                                                                 1.Назови лесные ягоды ( голубика, ежевика, клюква, черника, морошка, земляника, брусника), садовые ( черная и красная смородина, крыжовник, клубника, малина).

    2.Назови ласково:

    Клубника – клубничка, клюква - …, черника - …, малина - …, смородина - …, крыжовник - …

    3.Назови компот:

    Из малины (какой?) – малиновый, из клюквы - …, из черники- … и т.д.

    4.Назови съедобные грибы (белый гриб, грузди, лисички, сыроежки…), несъедобные (мухомор, бледная поганка, ложные опята…)

    5.Скажи наоборот:

    большой гриб – маленький гриб, высокая ножка - …, толстая ножка - …, шляпка вогнутая - …,

    шляпка гладкая – (шероховатая)

    6.Соберем семейку (образование однокоренных слов)

                                   Гриб- грибок  -грибной – грибница – грибник – грибочек.

    7.Сосчитай до пяти.

    Один крупный боровик, два крупных боровика, - … пять крупных боровиков. Один белый гриб, два … . Одна бледная поганка, две … и т.д.

    8.Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

                                    Не одет он никогда,

                                    Но без шляпки  - никуда. (Гриб)

                                                       Одежда

    1.Напомните ребенку:

    - для чего нужна одежда; из чего ее делают;

    - виды одежды ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);

    - части одежды (карман, воротник, пояс, рукава, пуговица, петля, молния).

    2. «Какой, какая, какое?»

    Куртка из кожи – (какая?) кожаная; платье из шелка – (какое?) шелковое; юбка из шерсти - …; шуба из меха - …;  куртка из вельвета (какая?) - …; пиджак из льна (какой?) -…; платок из ситца (какой?) - … ; халат из фланели (какой?) - ….

    3. Скажи наоборот.

    Надевать – снимать, мять – гладить, пачкать – чистить, вешать (в шкаф) – доставать из шкафа.

    4. «О чем я говорю?»

                                   Теплая – (шапка), теплый – (шарф), теплые – (носки);

                                   Летний – (сарафан), летняя – (юбка), летние – (шорты).

                Шерстяная – (кофта), шерстяной – (свитер), шерстяное – (пальто), шерстяные – (рукавички)

    5. Сосчитай до пяти.

                                Один теплый шарф, два теплых шарфа… пять теплых шарфов.

                                Одна кожаная куртка…. Одно шелковое платье….

    6. Расскажи о своих (своем, своей) любимых (ем, ей) брюках (шортах, платье, блузке…)

                               Мои брюки – красивые, новые, шерстяные, удобные, теплые…

     

                                                                   

                                                                         ОБУВЬ

    1.Напомните ребенку:

    - для чего нужна обувь; из чего ее делают;

    - виды обуви ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);

    - части обуви (голенище, каблук, подошва, носок, пятка).

    2. «Какие?»

             Туфли из кожи – (какие?) - кожаные;

             тапки из шерсти – (какие?) -…, вельвета, меха - …;

             сапоги из   резины – (какие?) - …, замши - … .

    3. «Четвертый лишний».

             Кроссовки, панама, ботинки, тапки;

             шлепанцы, пальто, плащ, юбка;

             сапоги, шорты, босоножки, туфли.

    4. Сосчитай до пяти.

             Один резиновый сапог, два резиновых сапога… пять резиновых сапог.

    5. Расскажи о своих  любимых  кроссовках (туфлях,…)

             Мои кроссовки – красивые, новые,  удобные, легкие…

    6.Пальчиковая гимнастика.

     Как у нашей кошки на ногах сапожки.                                Загибать пальцы на обеих руках,

     Как у нашей свинки на ногах ботинки.                                начиная с больших, на каждое

     А у пса на лапках голубые тапки.                                         название обуви.        

     А козленок маленький обувает валенки.

     А сыночек Вовка – новые кроссовки.

     Вот так, вот так, новые кроссовки.                              «Шагать» по столу указательными и

                                                                                                средними пальцами обеих рук.

                                                             

                                                                        ПОСУДА

    1.Рассмотрите с ребенком чайную, столовую и кухонную посуду. Объясните, какие предметы относятся к каждому из этих видов. Он должен знать и уметь называть части чайника ( крышка, носик, донышко, ручка), кастрюли ( две ручки, крышка, донышко).

    2. «Что -  для чего?»:

    Посуда для хлеба – хлебница; для сахара - …, для супа - …, для перца -…, для конфет - …, для салата - …, для селедки - …, для соли – солонка, для масла - …, для молока – молочник, для кофе - …, для соуса - …

    3. «Назови ласково»

    Кастрюля – кастрюлька, сковорода – сковородка, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, нож – ножик, вилка – вилочка, чашка – чашечка, кувшин – кувшинчик.

    4. «Какой?», «Какая?», «Какие?» «Какое?»

    Кувшин из стекла - какой? (Стеклянный.). Чашка из фарфора – какая? (Фарфоровая).  Ведерко из серебра  - какое? (Серебряное). Вилка из металла - …, поднос из пластмассы - …, ложка из дерева - …, блюдо из фаянса - …, ножи из стали -…

    5.Опиши (по образцу).

    Например. Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая, У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль.

    6.Выучи загадку.

     На моей тарелке лодочка плывет.

     Лодочку с едою отправляю в рот.  (Ложка).

                                             

                                                    ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    1.Приметы зимы. Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом. Стало холодно, на улице мороз. Дуют сильные ветры, часто бывают метели и снегопады. Ночи стоят длинные, а дни короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. 

    2. «Какой? Какая?»

            Снег (какой?) – белый, холодный, рассыпчатый ...,  лед - …,  день зимой - …,  ночь зимой - …

            У сороки белые бока – белобокая сорока. У снегиря красная грудь -  красногрудый снегирь.

           У вороны длинный клюв – ... У дятла красная голова – …. У синицы желтая грудь – …

       3. О чем можно сказать?

              Ударили - … ( морозы),  хрустит - …( снег), бушует - …(метель),  замерзли - …, скрипит - …

             Морозный – (день, воздух, ветер…); холодное - (утро, солнце, небо…), снежная – (улица,  

            горка…), ледяные – горки, реки, озера…).

    4. Доскажи словечко.

              Синица с елки … (улетела), синица в кормушку …, вокруг кормушки …, с ветки на ветку …,  

             синица в дупло …

    5. Сосчитай до пяти. 

              Одна ворона, две вороны …, пять ворон.

              Голубь.., дятел.., сорока.., клест.., кукушка.., синица.., снегирь.., воробей.., сова..

    6. Составь рассказ о зимующей птице. Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

    7. Пальчиковая гимнастика.

    Сколько птиц к кормушке нашей                Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

    Прилетело? Мы расскажем:                         На каждое название птицы загибать по

    Две синицы, воробей                                    одному пальчику на обеих руках, начиная

    Шесть щеглов и голубей,                             с больших.

    Дятел в пестрых перышках,

    Всем хватило зернышек.                               Снова сжимать и разжимать кулаки.

       

                                                ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ  ЗИМОЙ

    1.Беседа. Дикими мы называем тех животных, которые живут на воле. Они сами строят себе

          жилище, сами добывают себе еду. Дикие животные  это – лиса, волк, медведь, белка, ежик,…

    2. « Назови детеныша.»

         У лисы – лисенок, у медведя – медвежонок, у волка – волчонок, у белки – бельчонок, у ежа –

         ежонок, у барсука – барсучонок, у рыси – рысенок, у бобра – бобренок,…

    3. «Чей? Чья? Чьи? Чье?»

         Чей хвост у лисы? – Лисий. Чья морда у лисы? – Лисья. Чьи лапы у лисы? – Лисьи. И т. д.

    4. «Чей дом?»

         Берлога – дом медведя. Логово – дом волка. Нора – дом лисы. Дупло – дом белки. Хатка – дом

         бобра. Норка – дом ежа.

    5. Какое слово не подходит? Почему?

         Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

         Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

     6. Составь рассказ о животном. Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый, у

        него большая голова и сильные лапы, На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос.  

        Хвостик у медведя очень маленький.    

    7. Пальчиковая гимнастика.

        Еж, медведь, барсук, енот                          Поочередное соединение всех пальцев с большим,

        1-2       1-3         1-4       1-5                         начиная с указательного и кончая мизинцем.

        Спят зимою каждый год                            Смена рук.

         1-5      1-4        1-3     1-2  

         Волка, зайца, рысь, лису                          В обратном направлении – от мизинца к указательному

          1-2        1-3     1-4      1-5

         И зимой найдешь в лесу.

       1-5    1-4       1-3          1-2

                                                                      НОВЫЙ ГОД

    1.Беседа. Скоро наступит Новый год. Его будут встречать все люди. В домах украсят елки. К

        детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и

        радоваться.

    2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

        Шарик из стекла (какой?) – стеклянный;  шишка из пластмассы (какая?) – пластмассовая;  

        снеговик из ваты –   ватный; флажок из бумаги – бумажный; лошадка из дерева – деревянная.

    3.Предложите составить рассказ – описание о любой елочной игрушке. Например. Это –  

       елочная   игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем  

       нарисованы  белые снежинки. Он очень красивый.

    4.Пальчиковая гимнастика.

        На елке, на елке                                  Ритмично хлопать в ладоши.

        Зайчата и волки                                       Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших

        Мохнатые мишки.                              Пальцев, на каждое название животных.

        Танцуют зверята,                                    Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.

        Смеются, резвятся,

        Котяток мышата

        Совсем не боятся.

                                                               

                                                                         

                                                                      МЕБЕЛЬ

    1.Беседа. Рассмотрите мебель, которая стоит в вашем доме. Расскажите о том, что она бывает кухонная, столовая, гостиная, спальная, детская. Попросите назвать, например, кухонную: стол, стул, шкаф, полка и т.д. Покажите и назовите части мебели: ножка, спинка, сиденье, дверцы, ящики, подлокотники и т. д.)

    2.Предложите ответить на вопросы:

                     Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу)

                     Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

                     На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

                     Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу)

    3. «Раздели на слоги»

                     Ди - ван  - 2 слога, 1 –ди, 2 – ван. Кро - вать – 2,...

                     Стол – 1,... Ко - мод – 2,... Стул  -1,...  Ку – шет - ка – 3,...

    4. «Назови ласково»

                    Синий диван – синенький диванчик.             Легкий стул - …

                    Мягкий пуф – мягонький пуфик.                    Тяжелый шкаф - …

    5.  «Скажи наоборот»

                    Большой стол – маленький стол.                    Мягкое кресло - …

                    Высокий стул – низкий стул.                           Тонкая ножка - …

                    Широкая кровать – узкая кровать.                  Длинная полка – …

    6. «Собери семейку»

                    Стол – столик, столовая, столешница, настольная.

    7.Опиши предмет. Например. Это шкаф, Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.

                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

    Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

    Рабочая программа средней «В» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4-5 лет разработана на основе общеобразовательной программы МДОУ №15 «Золотая рыбка» в соответствии с ФГОС. (Прик

    Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего ...

    Перспективный план по лексическим темам для детей с О.Н.Р. в подготовительной группе.

    Перспективный план по лексическим темам для детей с О.Н.Р. в подготовительной группе....

    Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).

    В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....

    конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелым нарушением речи в средней группе "В гости к весне"

    Уточнение и закрепление у детей представлений о признаках весны, об изменениях в животном и растительном мире весной.Вовлечение родителей в активное сотрудничество....

    Сценарий ко Дню Защитника Отечества для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Аты-баты шли солдаты»

    Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине....