Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zadaniya_st._gr.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

           Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми      

            нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  

                                         направленности ДОО.

                              

                            Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

1.Беседа о приметах осени. Становится холодно, часто идут дожди и бывает пасмурная погода, солнышко светит редко и уже почти не греет, люди одеваются в осеннюю одежду и обувь, перелетные птицы улетают в теплые края, дикие животные готовят запасы на зиму, листья на деревьях становятся разноцветными  и опадают, трава желтеет и т.д.

2.Назови осенние месяцы Какое время года было до осени? Какое будет после осени?

3. Назови листья:

    у клена – кленовый, у березы - …, у ивы - …, у тополя - …, у дуба - …, у рябины - … .

4. Сосчитай листочки.

    Один дубовый листочек, два дубовых листочка, … пять дубовых листочков.  (Липовый, березовый, тополиный и т.д.)

5. Подбирай, называй, запоминай.

    а) Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое.           Дождь осенью (какой?) - …

       Солнце осенью (какое?) - …                                           Листья осенью (какие?) - …

       Ветер осенью (какой?) - …

    б) Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

       Осенью дождь (что делает?) - …                               Осенью птицы (что делают?) - …

       Осенью солнце (что делает?) - …        

6.Составьте с ребенком рассказ (с опорой на картинку). Пример. Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут дожди, дует сильный ветер. Солнышко светит редко и уже не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к зиме. Люди на полях и в огородах собирают урожай овощей и фруктов.

                                       

                                 Огород. Овощи.

1.Вспомни  8-10 названий овощей.

2.Какая? Какой? 

                           Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая …

                           Огурец - …  Помидор - … и т.д.

3.Назови ласково:

                           огурец – огурчик;                      тыква - ….

                           лук - …                                        чеснок - ….

                           морковь - ….                              помидор - …

4.Счет 1-5.

                           Один огурец, два огурца … пять огурцов.

                           Один помидор …

                           Одна морковь … и т.д.

5.Что лишнее и почему?

                          Морковь, капуста, опенок, чеснок.

                          Огурец, груша, кабачок, тыква.

6.Назови соки:

                          Из моркови - …(морковный), из огурца - …, из чеснока - … и т. д.

7.Расскажи об овоще. Нарисуй его (ее).

          Я люблю … , он (она) …  цвета,  …. формы,  … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить … . А я люблю есть его (ее) … (сырым, в салате…)

                                                              САД. ФРУКТЫ.

1.Назови 8 – 10 названий фруктов.

2. Назови ласково:

                                     яблоко – яблочко, лимон - …, мандарин - …, банан - ….

3. Один – много.

                                     яблоко – яблоки, лимон – лимоны, груша – груши,  и т.д.

 4.Сосчитай до пяти. (Лимон, яблоко, груша, слива, банан)

                    Один лимон, два лимона … пять лимонов.

5. Назови соки:

                             из лимона - лимонный, из апельсина - …, из яблока - …, из сливы - …

6. Продолжи предложение.

                                      В магазине продают много  персиков, (груш, слив, яблок….)

                                      В саду убирают груши, (сливы, яблоки…)

7. Расскажи о своем любимом фрукте. Нарисуй его (ее).

          Я люблю…, он (она) … цвета,… формы, … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить ….         Я люблю есть его (ее) …(сырым, в компоте…)

                                                   

                                                           ИГРУШКИ

1.Закрепите обобщающее понятие «игрушки» (кубики, кукла, машина, и т.д. это –

       игрушки)

      Ответь на вопросы полным предложением.

      Где изготавливают игрушки? ( Игрушки изготавливают на фабрике).

      Где продают игрушки? ( Игрушки продают в магазине).

      Что делают дети с игрушками? ( Дети играют с игрушками).

2. «Какой? Какая? Какие? Какое?»

       Мишка из меха - какой? (Меховой). Пирамида из дерева – какая? (Деревянная).     

       Ведерко из металла - …, кубики из пластмассы - …, мяч из резины - …, лото из  

       картона   - …, свистульки из глины - …

3. «Наоборот».

       Мишка мягкий, а кубик … (твердый). Машина тяжелая, а шарик … (легкий).   

       Пирамидка новая, а ведро …(старое). Мячик гладкий, а кубик … (шершавый).

4. «Подбери семейку слов.» (Образование однокоренных слов)

       Игрушка – … играть, игрушечка, игра, игротека.

5. Расскажи о своей любимой игрушке.

      Как она называется? Из каких деталей она состоит? Какая она по цвету? Какая она по

      размеру? Из чего она сделана? Какая она на ощупь? Как можно с ней играть?

      Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапы, уши. Он коричневый,  

      большой, меховой. На ощупь он мягкий. Я буду играть с ним в цирк.

                                                   

                                                           

                                                               

                                                       

                                               

                                                 Лес. Грибы. Ягоды.                                                                 1.Назови лесные ягоды ( голубика, ежевика, клюква, черника, морошка, земляника, брусника), садовые ( черная и красная смородина, крыжовник, клубника, малина).

2.Назови ласково:

Клубника – клубничка, клюква - …, черника - …, малина - …, смородина - …, крыжовник - …

3.Назови компот:

Из малины (какой?) – малиновый, из клюквы - …, из черники- … и т.д.

4.Назови съедобные грибы (белый гриб, грузди, лисички, сыроежки…), несъедобные (мухомор, бледная поганка, ложные опята…)

5.Скажи наоборот:

большой гриб – маленький гриб, высокая ножка - …, толстая ножка - …, шляпка вогнутая - …,

шляпка гладкая – (шероховатая)

6.Соберем семейку (образование однокоренных слов)

                               Гриб- грибок  -грибной – грибница – грибник – грибочек.

7.Сосчитай до пяти.

Один крупный боровик, два крупных боровика, - … пять крупных боровиков. Один белый гриб, два … . Одна бледная поганка, две … и т.д.

8.Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

                                Не одет он никогда,

                                Но без шляпки  - никуда. (Гриб)

                                                   Одежда

1.Напомните ребенку:

- для чего нужна одежда; из чего ее делают;

- виды одежды ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);

- части одежды (карман, воротник, пояс, рукава, пуговица, петля, молния).

2. «Какой, какая, какое?»

Куртка из кожи – (какая?) кожаная; платье из шелка – (какое?) шелковое; юбка из шерсти - …; шуба из меха - …;  куртка из вельвета (какая?) - …; пиджак из льна (какой?) -…; платок из ситца (какой?) - … ; халат из фланели (какой?) - ….

3. Скажи наоборот.

Надевать – снимать, мять – гладить, пачкать – чистить, вешать (в шкаф) – доставать из шкафа.

4. «О чем я говорю?»

                               Теплая – (шапка), теплый – (шарф), теплые – (носки);

                               Летний – (сарафан), летняя – (юбка), летние – (шорты).

            Шерстяная – (кофта), шерстяной – (свитер), шерстяное – (пальто), шерстяные – (рукавички)

5. Сосчитай до пяти.

                            Один теплый шарф, два теплых шарфа… пять теплых шарфов.

                            Одна кожаная куртка…. Одно шелковое платье….

6. Расскажи о своих (своем, своей) любимых (ем, ей) брюках (шортах, платье, блузке…)

                           Мои брюки – красивые, новые, шерстяные, удобные, теплые…

 

                                                               

                                                                     ОБУВЬ

1.Напомните ребенку:

- для чего нужна обувь; из чего ее делают;

- виды обуви ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);

- части обуви (голенище, каблук, подошва, носок, пятка).

2. «Какие?»

         Туфли из кожи – (какие?) - кожаные;

         тапки из шерсти – (какие?) -…, вельвета, меха - …;

         сапоги из   резины – (какие?) - …, замши - … .

3. «Четвертый лишний».

         Кроссовки, панама, ботинки, тапки;

         шлепанцы, пальто, плащ, юбка;

         сапоги, шорты, босоножки, туфли.

4. Сосчитай до пяти.

         Один резиновый сапог, два резиновых сапога… пять резиновых сапог.

5. Расскажи о своих  любимых  кроссовках (туфлях,…)

         Мои кроссовки – красивые, новые,  удобные, легкие…

6.Пальчиковая гимнастика.

 Как у нашей кошки на ногах сапожки.                                Загибать пальцы на обеих руках,

 Как у нашей свинки на ногах ботинки.                                начиная с больших, на каждое

 А у пса на лапках голубые тапки.                                         название обуви.        

 А козленок маленький обувает валенки.

 А сыночек Вовка – новые кроссовки.

 Вот так, вот так, новые кроссовки.                              «Шагать» по столу указательными и

                                                                                            средними пальцами обеих рук.

                                                         

                                                                    ПОСУДА

1.Рассмотрите с ребенком чайную, столовую и кухонную посуду. Объясните, какие предметы относятся к каждому из этих видов. Он должен знать и уметь называть части чайника ( крышка, носик, донышко, ручка), кастрюли ( две ручки, крышка, донышко).

2. «Что -  для чего?»:

Посуда для хлеба – хлебница; для сахара - …, для супа - …, для перца -…, для конфет - …, для салата - …, для селедки - …, для соли – солонка, для масла - …, для молока – молочник, для кофе - …, для соуса - …

3. «Назови ласково»

Кастрюля – кастрюлька, сковорода – сковородка, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, нож – ножик, вилка – вилочка, чашка – чашечка, кувшин – кувшинчик.

4. «Какой?», «Какая?», «Какие?» «Какое?»

Кувшин из стекла - какой? (Стеклянный.). Чашка из фарфора – какая? (Фарфоровая).  Ведерко из серебра  - какое? (Серебряное). Вилка из металла - …, поднос из пластмассы - …, ложка из дерева - …, блюдо из фаянса - …, ножи из стали -…

5.Опиши (по образцу).

Например. Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая, У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль.

6.Выучи загадку.

 На моей тарелке лодочка плывет.

 Лодочку с едою отправляю в рот.  (Ложка).

                                         

                                                ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1.Приметы зимы. Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом. Стало холодно, на улице мороз. Дуют сильные ветры, часто бывают метели и снегопады. Ночи стоят длинные, а дни короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. 

2. «Какой? Какая?»

        Снег (какой?) – белый, холодный, рассыпчатый ...,  лед - …,  день зимой - …,  ночь зимой - …

        У сороки белые бока – белобокая сорока. У снегиря красная грудь -  красногрудый снегирь.

       У вороны длинный клюв – ... У дятла красная голова – …. У синицы желтая грудь – …

   3. О чем можно сказать?

          Ударили - … ( морозы),  хрустит - …( снег), бушует - …(метель),  замерзли - …, скрипит - …

         Морозный – (день, воздух, ветер…); холодное - (утро, солнце, небо…), снежная – (улица,  

        горка…), ледяные – горки, реки, озера…).

4. Доскажи словечко.

          Синица с елки … (улетела), синица в кормушку …, вокруг кормушки …, с ветки на ветку …,  

         синица в дупло …

5. Сосчитай до пяти. 

          Одна ворона, две вороны …, пять ворон.

          Голубь.., дятел.., сорока.., клест.., кукушка.., синица.., снегирь.., воробей.., сова..

6. Составь рассказ о зимующей птице. Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

7. Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей                Ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Прилетело? Мы расскажем:                         На каждое название птицы загибать по

Две синицы, воробей                                    одному пальчику на обеих руках, начиная

Шесть щеглов и голубей,                             с больших.

Дятел в пестрых перышках,

Всем хватило зернышек.                               Снова сжимать и разжимать кулаки.

   

                                            ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ  ЗИМОЙ

1.Беседа. Дикими мы называем тех животных, которые живут на воле. Они сами строят себе

      жилище, сами добывают себе еду. Дикие животные  это – лиса, волк, медведь, белка, ежик,…

2. « Назови детеныша.»

     У лисы – лисенок, у медведя – медвежонок, у волка – волчонок, у белки – бельчонок, у ежа –

     ежонок, у барсука – барсучонок, у рыси – рысенок, у бобра – бобренок,…

3. «Чей? Чья? Чьи? Чье?»

     Чей хвост у лисы? – Лисий. Чья морда у лисы? – Лисья. Чьи лапы у лисы? – Лисьи. И т. д.

4. «Чей дом?»

     Берлога – дом медведя. Логово – дом волка. Нора – дом лисы. Дупло – дом белки. Хатка – дом

     бобра. Норка – дом ежа.

5. Какое слово не подходит? Почему?

     Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

     Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

 6. Составь рассказ о животном. Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый, у

    него большая голова и сильные лапы, На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос.  

    Хвостик у медведя очень маленький.    

7. Пальчиковая гимнастика.

    Еж, медведь, барсук, енот                          Поочередное соединение всех пальцев с большим,

    1-2       1-3         1-4       1-5                         начиная с указательного и кончая мизинцем.

    Спят зимою каждый год                            Смена рук.

     1-5      1-4        1-3     1-2  

     Волка, зайца, рысь, лису                          В обратном направлении – от мизинца к указательному

      1-2        1-3     1-4      1-5

     И зимой найдешь в лесу.

   1-5    1-4       1-3          1-2

                                                                  НОВЫЙ ГОД

1.Беседа. Скоро наступит Новый год. Его будут встречать все люди. В домах украсят елки. К

    детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и

    радоваться.

2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

    Шарик из стекла (какой?) – стеклянный;  шишка из пластмассы (какая?) – пластмассовая;  

    снеговик из ваты –   ватный; флажок из бумаги – бумажный; лошадка из дерева – деревянная.

3.Предложите составить рассказ – описание о любой елочной игрушке. Например. Это –  

   елочная   игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем  

   нарисованы  белые снежинки. Он очень красивый.

4.Пальчиковая гимнастика.

    На елке, на елке                                  Ритмично хлопать в ладоши.

    Зайчата и волки                                       Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших

    Мохнатые мишки.                              Пальцев, на каждое название животных.

    Танцуют зверята,                                    Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.

    Смеются, резвятся,

    Котяток мышата

    Совсем не боятся.

                                                           

                                                                     

                                                                  МЕБЕЛЬ

1.Беседа. Рассмотрите мебель, которая стоит в вашем доме. Расскажите о том, что она бывает кухонная, столовая, гостиная, спальная, детская. Попросите назвать, например, кухонную: стол, стул, шкаф, полка и т.д. Покажите и назовите части мебели: ножка, спинка, сиденье, дверцы, ящики, подлокотники и т. д.)

2.Предложите ответить на вопросы:

                 Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу)

                 Где люди обедают? (Люди обедают за столом)

                 На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)

                 Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу)

3. «Раздели на слоги»

                 Ди - ван  - 2 слога, 1 –ди, 2 – ван. Кро - вать – 2,...

                 Стол – 1,... Ко - мод – 2,... Стул  -1,...  Ку – шет - ка – 3,...

4. «Назови ласково»

                Синий диван – синенький диванчик.             Легкий стул - …

                Мягкий пуф – мягонький пуфик.                    Тяжелый шкаф - …

5.  «Скажи наоборот»

                Большой стол – маленький стол.                    Мягкое кресло - …

                Высокий стул – низкий стул.                           Тонкая ножка - …

                Широкая кровать – узкая кровать.                  Длинная полка – …

6. «Собери семейку»

                Стол – столик, столовая, столешница, настольная.

7.Опиши предмет. Например. Это шкаф, Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).

В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...