конспекты логопедических занятий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Леоненко Светлана Петровна

Цель:    Автоматизация  звука [С] в словах,  фразовой речи, в предложениях.                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект индивидуального  логопедического занятия

Вид занятия: тренировочное

Автор конспекта ННОД:  Леоненко Светлана Петровна, учитель - логопед МАДОУ  № 2 г.Томска

Дата:  октябрь 2018г.                                                                                                                                                                                                                   Группа детей по структуре речевого нарушения:   ОНР III ур.                                                                                                                         Возраст:  6 лет                                                                                                                                                                                                                                                 Тема: Автоматизация  звука [С] в словах,  фразовой речи, в предложениях                                                                                                                      Образовательные области:   приоритетная - речевое развитие.   в интеграции – социально – коммуникативное развитие, физическое.                                                                                            Цель:    Автоматизация  звука [С] в словах,  фразовой речи, в предложениях.                                                                                                      Коррекционно – образовательные задачи:                                                                                                                                                                     -- Отрабатывать навык автоматизации звука [С] в  словах, фразовой речи, в предложениях.                                                                                                                          Коррекционно – развивающие задачи:                                                                                                                                                                                          - формировать длительную непрерывную воздушную струю;                                                                                                                                                                       - развивать фонематический слух,  артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением,  внимание, память;                                                                                                                        - развивать   умение работать с схемой, мнемотаблицей.                                                                                                                                                                                                                                          Коррекционно- воспитательные задачи:                                                                                                                                                                             - способствовать развитию положительных эмоций, интереса и любознательности  к занятию;                                                                                                                                                                                       - воспитывать доброжелательность и выдержку.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                            - активно взаимодействует с взрослыми;                                                                                                                                                                            - достаточно хорошо владеет устной речью;                                                                                                                                                                                              - может выделять звуки в словах;                                                                                                                                                                                                 - развита мелкая и общая моторика;                                                                                                                                                                                                                      - способена к волевым усилиям.

Оборудование для детей: компьютер (слайды артикуляционной гимнастики),  игрушка «Сова», дидактический материал: конверты с заданиями, предметные картинки на звук [С], схема, мнемотаблица.  

 Вводная часть (мотивационный, подготовительный  этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

 у детей

Образовательные  задачи

Формы ИКТ

  1. Создание мотивационного поля.

*Приветствие:

Доброе утро, Алена! Я рада тебя видеть.

 Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка – земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!

* Введение в игровую ситуацию                                        - Послушай загадку.   В отгадке ты узнаешь, чем ты будешь дальше заниматься.                                              Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
 Вращается кругом её голова 
И скажет: "Угу" нам лесная…(Сова).

Социально -коммуникатив -ное развитие (коммуникатив- ная игровая деятельность)

Речевое развитие

Игра - приветствие

Загадка

Сюрпризный момент

Движение

   Слово

   Слово  

Развитие положительного эмоционального настроя; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослым.

Развивать внимание. память

 Актуализация знаний.

 - Какой звук стоит в начале слова «Сова»?                   (Звук [С].)  

 - Сова  приглашает тебе совершить интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [С].  Ты должна преодолеть все препятствия, которые возникнут у тебя на пути. А поможет тебе умная Сова.  Она умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.                                                                                                  

Коммуникативная игровая деятельность

   

Путешествие в сказку

с Совой

   

 

    Слово

Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образователь-ная область (вид деятельности

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные  задачи

Формы ИКТ

 Чтобы правильно говорить,                                                                                                                Нужно с пальчиками дружить.                                                                                                        Сова любит играть с пальчиками и предлагает тебе свою пальчиковую гимнастику.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ИГРА

Ходьба указательным и средним пальцами                                                                                          Мы пойдем по сказке звуков.                                                                                                                     Нам преграды нипочем,                                                Скрестить ладони, сделать злое лицо,              Руки - ладонями вперед на уровне лица.                                           Будем с язычком дружить                               Одной рукой пожать другую, показать язык                                                                          И с воздушной Струйкой тоже.                                 Одной рукой пожать другую, вытянуть          вперед губы и сильно подуть.                                                                           Ну а звуки говорить                                                      Смыкать и размыкать все пальцы,

 изображая открывание и закрывание рта.                                                                              Всем  поможет нам сова.                                              Прижать ладони обеих рук к груди.                                        

 

Речевое развитие

Пальчиковая разминка

 

  Слово

движение

 

 Развивать   мелкую моторику

 

   

В еще у совы есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть. Подуй на свою ладонь.                                                                                                                               Игра «Потянем ниточку»                                                                                                                      Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.    Ребенок направляет воздушную струю на кончик языка.                                                                                                                                                                                                             

 - Сова любит выполнять самомассаж  и предлагает тебе его выполнить.                           

Самомассаж «Руки растираем и разогреваем».

Руки растираем и разогреваем,                                                       ( Потирает ладони, хлопает )

И лицо теплом их нежно умываем.                                           ( Ладонями проводит по лицу сверху вниз)

Пальцами «сгребаем» все плохие мысли.                              ( Кончиками пальцев проводит от середины лба к вискам.)

Уши растираем вверх и вниз мы быстро.                                   (растирает ладонями ушные раковины).                                                                        

 Тянем вниз за мочки                                                                       ( Слегка потягивают уши за мочки. )

И «идем» на щечки,                                                                     (Постукивает кончиком пальцев по щечкам)             Не задев ногтями, губы разминаем,                                           ( Большими и указательными пальцами разминает губы)                                                                     Осторожно уголки губ приподнимаем,                                             ( Средними пальцами поочередно                                                                                 приподнимает уголки рта )

Воздух набираем, щеки надуваем.                                            ( Надувает щеки, слегка                                                                                 похлопывает по ним ладонями,                                                                              стараясь удержать воздух губами.)

 Губы мы поднимаем, с ними поиграем.                                     (Указательные пальцы прижимает к                                                                                  губам, двигает губы вправо – влево, вверх – вниз)

За губами – язычок. Кто стучится ? Кулачок.                          (Слегка постукивает кулаком по                                                                            верхней  (нижней) губ,                                                                               одновременно прикрывая   зубы языком)                                                                              

Подбородок ущипнем,                                    (Пощипывает, потягивает и прижимает

 пальцами подбородок.)

 И потянем, и прижмем.                                          

 Шею гладим мы легко                                                               (Ладонями поглаживает шею от нижней  челюсти к ключицам)

 И вдыхаем глубоко.                                                                  (Делает глубокий вдох и медленно Выдыхают.

   

Речевое развитие

 

Игра «Потянем ниточку»

Игровой

Самомассаж

 

 Упражнения  на дыхание

Слово

движение

 

Формировать длительную непрерывную воздушную струю

Повышать интерес к занятию, стимулировать развитие речи.

  .

       А еще Сова советует тебе: чтобы язычок стал послушным, нужно сделать полезный массаж:                                                                                                                                          * поглаживание широкого кончика языка губами;                                                                * поглаживание широкого кончика языка зубами;                                                                                       * покусывание широкого кончика языка;                                                                                               * поглаживание кончика языка;                                                                                                             * пошлепывание широкого кончика языка: «Пя – пя – пя»                      Молодец!

 

 

 

       Массаж

 

       Слово

   движение

 

Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 Посмотри, Сова принесла конверт. Что же в этом конверте лежит?    В этом конверте… какие то картинки.  Что они означают? Посмотри- ка, язычок твой обрадовался. Давай сделаем гимнастику  для язычка и посмотрим, что же будет дальше.                        

Упражнение «Улыбка»               

 Солнце улыбается,                                                                                                                                         А у тебя получается?                                                                                                                                                                Вот улыбка до ушей,                                                                                                            Хоть завязочки пришей.                                                                                                  

Упражнение «Заборчик»                                                                      Ну, а это вот заборчик.                                                                                                    Язычка мы спрячем кончик.                                                                                                                Зубы крепко ты сомкни,                                                                                                      Губы плавно разведи.                                                                                                                           Упражнение «Лопаточка»                                                                                                            Вот лопаточка лежит,                                                                                                       Язычок наш не дрожит.

Упражнение «Чистим зубки»                                                                                         Чистим, чистим зубы мы,                                                                                                  Будут чистыми они.  

Упражнение «Горка»                                                                                                      Кончик в зубы ты упри,                                                                                                                 Спинку горкой изогни.                                                                                                       Вышла горка хороша,Хоть катай там малыша. 

 

Речевое развитие

   

 

Игровое

Артикуляционные упражнение

 

 

     

Конверт

картинки

гимнастика для язычка

 

 

Развивать интерес, любознательность,

артикуляцион ную моторику  

 

 

 

   Презентация

картинки артикуляционных упражнений

Слайд №1

Упражнение «Улыбка»

Упражнение

«Заборчик»

Упражнение

«Лопаточка»

Упражнение

«Чистим зубки»

Упражнение

«Горка»

 -  Сова  приготовила следующий конверт с заданием. Открывай его. В нем схема. Нужно попытаться эту схему прочитать.      Поставь зубы заборчиком, язык спрячь в кроватку за нижние зубы, приподними язычок горкой и спусти с горки ветерок. Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [С].  Правильно получилась песенка насоса – с-с-с. Повтори еще раз.

 

Речевое развитие

 

 

Упражнение «Песенка насоса»

 

 

Конверт

картинка - схема

 

 .  

Развивать умения использоваться схемой. Закреплять звук [С].  

 

-  Следующий конверт. Открой его аккуратно.  Из конверта высыпались картинки. Давай попробуем с ними разобраться. Под картинками написано «глобу.». Не понять. Наверно нужно слово закончить, а поможет тебе звук [С]. Итак, я читаю слово, а ты в конце произносишь звук [С].   (автобус, насос, ананас, абрикос, пылесос).    

- Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко сожми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук  [С], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, сы, фу, су, фо, со,  книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

 

 Речевое развитие

 

 

Дидактическая игра

«Назови все предметы»

 

 

Конверт

Картинки предметов на звук [С]

 

Развивать фонематический слух, восприятие

 

 

   

Сова очень любит играть. предлагает и тебе поиграть.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ ДВИЖЕНИЯ С РЕЧЬЮ

Катились колеса,                                                                      Руки согнуты в локтях, ладони вперед, совершать  подталкивающие движения.  

Колеса, колеса. 

Котились колеса                                                                             Руки на поясе, вращательные движения  туловищем.                                                                                         Все влево, все косо.                                                                                                                                                     Скатились колеса                                                                    Совершать те же движения в обратную сто                                                          рону.                                                                                               На луг, под откос,                                                                                                                         И вот что случилось                                                            Выпрямиться, развести руки в стороны.                                                От этих колес.                                                                                                            

 

Речевое развитие

 

 

 

Подвижная   игра

 

 

Слово

движение

 

Развивать общую     моторику, координацию речи с движением

 

 

 .

  А еще Сова хочет, чтобы ты повторила  чистоговорки и правильно произнес звук  [С].                                                                                                                                           Са – са – са – вот летит оса.                                                                                                                  Су – су – су – мы видели осу.                                                                                                                   Сы – сы – сы – не боимся мы осы.                                                                                               Су – су – су – прогоним мы осу.                                                                                             Са – са – са –  улетит оса.                                                                                                        

Речевое развитие

 

 

   

 слово

 

 

Автоматизация звука [С] в чистоговорках .

 

 

 - Посмотри, что лежит в следующем конверте? Повтори за мной предложение. Но вместо картинок ты должна вставить слово.

- Чтение стихотворения «Киска»  по мнемотаблице.

Киска. киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

Речевое развитие

  Картинки с заданием

слово

чистоговорка

стихотворение

мнемотаблица

Автоматизировать звук [С] в предложении

Развивать память, внимание.

Автоматизировать звук [С] в стихотворении

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь ные

        задачи

     Формы ИКТ

 Рефлексия (итог)

Сова: Молодец, справилась со всеми заданиями. Ты совершила путешествие в волшебную сказку, а какой звук тебе в этом помогал - С-с-с.  Удавалось ли тебе его правильно произносить? Что тебе удалось? В чем испытывала трудности?

Выбери колобка. (эмоции) Какое у тебя было настроение во время занятия?

 

Речевое развитие

Коммуникативное

 

      Беседа

 

Рефлексия (итог)

 

Формирование положительной самооценки своей деятельности

 

Авторская рефлексивная оценка:    В течение занятия было задействовано все пространство логопедического кабинета, что соответствовало и  этапам занятия и переключению с одной деятельности на другую: игра – приветствие, загадка, пальчиковая гимнастика, игра «Потяни ниточку», массаж, самомассаж, артикуляционная гимнастика, конверты с заданиями на автоматизацию звука [С], использование схемы, мнемотаблицы.   Увлекательное путешествие с Совой, применение игровых приёмов, разнообразие дидактического материала, использование здоровьесберегающих технологий, ИКТ помогали ребенку в решении поставленных задач, также создать эмоциональную, творческую атмосферу на протяжении всего занятия.

Считаю, что эти формы работы позволили ребенку показать все свои знания и умения. Ребенок был увлечен, имел возможность свободно высказываться. Таким образом, поставленные задачи выполнены. Работа на занятии способствовало формированию у ребенка  правильного произношения звука [С] в слогах, словах, во фразовой речи, в предложениях.                           

                                                                         



Предварительный просмотр:

  Конспект фронтального  логопедического занятия

                                     

Вид занятия: итоговое

Автор конспекта: Леоненко Светлана Петровна, учитель – логопед МАДОУ № 2 Г.Томска

Дата  проведения занятия:  октябрь

Группа детей по структуре речевого нарушения:  ОНР – 111 уровня                 Возраст:  6 лет

Тема:   Совершенствование лексико -  грамматических категорий по теме «Осень».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, физическое, художественно – эстетическое развитие.

Цель занятия: развитие речевой активности  у детей  через  игровые упражнения по лексической теме «ОСЕНЬ».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень». Побуждать детей рассуждать, вступать в диалог с взрослыми и сверстниками.  Совершенствовать грамматический строй речи  (образование относительных прилагательных, образование и употребление падежных окончаний существительных, составлений предложений).

Коррекционно – развивающие:

Развивать творческие способности детей, речевое внимание, речевое дыхание, связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, силу голоса, память, мышление, воображение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью. Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.   

Совершенствовать умение слушать и слышать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.   Формировать  положительную самооценку своей деятельности.

Предварительная работа:

Подбор осеннего материала и игр, слайдов, картинок,  игровых упражнений, пальчиковой  гимнастики,  физминутки, рассматривание картин, изготовление дидактического материала для создания картины.  

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения,  у ребенка складываются предпосылки грамотной речи; развита крупная и мелкая моторика, способность к волевым усилиям, умение подчиняться определенным правилам, проявлять инициативу и самостоятельность в общении, обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместных играх.

Оборудование: Компьютер, презентация, звукозапись, дидактические картинки для создания коллективной картины.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный  этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

 у детей

Образовательные  задачи

Формы ИКТ

  1. Создание мотивационного поля.

Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.

 (дети выполняют движения по тексту)

Добрый день! Добрый день!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее!

Гладим подбородок,

Лобик, носик, щечки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки –

Будет всем теплее!

А потом похлопаем –

Станет веселее!

Ушки мы потрем, потрем

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова –

Будем все здоровы!

Социально-коммуникатив -ное развитие (коммуникативная игровая деятельность)

 

Игра - приветствие

     

Движение

   Слово

   

Создание положительного эмоционального настроя, общения; взаимодействие детей  друг с другом и  со взрослым.

 

 

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образователь-ная область (вид деятельности

Формы

работы

Наличие

средства

 у детей

Образовательные  задачи

Формы ИКТ

  1. Актуализация знаний.

Учитель – логопед:       - Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень.   (слайд №1 Картинка «Осень»)

Как вы думаете, ребята, почему говорят, что осень – это хорошо, и почему осень – это плохо   ( Дети размышляют и отвечают, передают друг другу листок)

Дети ( поочередно ): Я думаю, осень хорошо, потому что … (мне нравится осенью … , я люблю осень за то, что… )  Осень – самое красивое время года. Деревья одевают свои осенние наряды – жёлтые, оранжевые, багряные. “Золотая осень” передаёт торжество осенней природы, во всём её великолепии. Осень приносит свои плоды: овощи, фрукты, грибы. Животные делают большие запасы на зиму.

Я думаю, осень плохо, потому что часто идут дожди … деревья  сбрасывают листву, тёмное небо, облака, сгущающиеся тучи, моросящие долгие дожди. Плохое настроение, гулять нельзя. Птицы улетают в теплые края, не будет слышно их голосов.

- Вы правильно сказали, без осени нам бы было плохо. Я тоже люблю осень. Осень - это удивительное время года, своими волшебными красками украшает все вокруг,  приносит богатый урожай людям и животным, она нужна нам с вами и окружающей природе. 

                                                                      

 

Речевое  коммуникатив- ное развитие

Игра              «Хорошо – плохо»

 

Экран

Слово

 

 

Развитие мышления,

речевой активности у детей

 

Звучит  музыка  П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

 - Отгадайте загадку:  

Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?
Ответ: капли.

Упражнение «Капля»  (на развитие мимических мышц лица).                                                                                                                         –Закройте глаза. Представьте себе, что на небе появилась туча, стали падать капли. А вы их должны поймать ртом.                                                                                                                           Упала на левую щечку - надуйте ее.                                          Упала на правую щечку - надуйте ее.                                                                                                                                                                 Упала на носик – наморщите его.                                                                                                                                                                        Упала на лоб – пошевели бровями.                                                                                                                                                                      Упала на веки – поморгай глазами.                                                                                                                                                                                                                Дождь  закончился, откройте глазки.                                                              

 - Я очень люблю осенний лес. Предлагаю вам вместе с осенью там побывать.

   Коммуникативная игровая деятельность

 

 Упражнение «Капля»

Слово - загадка

Слово

движение

 

 

Развитие   речевого слуха, внимания

Развитие мимических мышц лица.

  .

 

 

      Идет по лесу осень, шуршит листвой. (Произносят "шур…шур…" и скользят ладонями друг о друга.)

     Прикоснется осень рукой к березке, пожелтеют листья  и запоют свою песенку.   

(Тянут звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая на затихание, когда ладони соединяются, тишина.)

      Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют  свою радостную песню. (Делают то же на звук [о]).

     Заденет осинку, красные листья запоют.( Делают то же на звук[э].)

     Взмахнет руками Осень, завоет ветер.  (Делают то же на звук [у]).

     Затрепещут, задрожат листья на деревьях, (Произносят "ш-ш-ш…", подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.)

      Полетят на землю разноцветным дождем. (Произносят "п-п-п…", постепенно    опуская руки.)

 

 

Речевое развитие

 

   Игровое упражнение

 

 

слово

дыхательное упражнение

Развитие воздушной струи, силы голоса,    мелкой моторики

Слайд

 Осенняя картина

         Слайд

       картинки  

        березки

картинки

рябинки

       картинки

         осинки

          ветра

        картинки

деревья

листья

Посмотрите, сколько  к нам прилетело листьев. Возьмите их.

- Какие листья осенью? (Осенние, желтые, красные, багряные, разноцветные)

- У тебя, Алена, листочек  от какого дерева? Значит он какой? (березовый). А у тебя Настя? (от сосны- сосновый) и т.д.

- Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются, шуршат). 

- Как называют явления в природе, когда листья падают? (листопад). Молодцы!

- А небо осенью какое? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)

- - Что делают птицы осенью? (Собираются в стаи и улетают в тёплые края) 

- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму.

 

Речевое развитие

   

 

Игровое упражнение

«Подбери признак»

 

 

 

Слово                   вопросы

       

 

                    

Расширение  словаря

Совершенствова-ние лексико – грамматических категорий (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных)

Развитие связной  речи

Расширение словаря глаголами

 

 

 

   

 

 

Слайд  осенняя картина

   Физминутка «Осенью»  

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края

        А.Плещеев

Речевое

Физическое развитие

 

 Физминутка

 

 

Слово

движение

 

.  Развитие  мелкой и общей моторики. Координации речи с движением  

 

 

  

 - Ребята, вы много уже рассказали про осень.

Посмотрите на картину.  Какая – то  непонятная, неживая картина. Но, я вам помогу ее оживить. Послушайте внимательно  стихотворение.  

  Осень скверы украшает                                                                                                                                                                                                            Разноцветною листвой.                                                                                                                                                                                                          Осень кормит урожаем                                                                                                                                                                                                                                Птиц, зверей и нас с тобой.                                                                                                                                                                                                                       И в садах, и в огороде,                                                                                                                                                                                                                                И в лесу, и у воды.                                                                                                                                                                                                                   Приготовила природа                                                                                                                                                                                                       Всевозможные плоды.                                                                                                                                                                                                                            На полях идёт уборка                                                                                                                                                                                                                         — Собирают люди хлеб.                                                                                                                                                                                                                  Тащит мышка зёрна в норку,                                                                                                                                                                                                                 Чтобы был зимой обед.                                                                                                                                                                                                 Сушат белочки коренья,                                                                                                                                                                                                    Запасают пчёлы мёд.                                                                                                                                                                                                                        Варит бабушка варенье,                                                                                                                                                                                                                           В погреб яблоки кладёт.                                                                                                                                                                                                               Уродился урожай —                                                                                                                                                                                                 Собирай дары природы!                                                                                                                                                                                                                              В холод, в стужу, в непогоду                                                                                                                                                                                               Пригодится урожай!

Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Ответы детей)                                                                                          Давайте  оживим картину с вами необычным способом.  Но вначале выполним гимнастику для глаз.                                                               

 

Речевое

развитие

 

Сюрпризный момент

       Чтение стихотворения

 

        Слово

 

 

 .

Развитие слухового восприятия. памяти, внимания.

 

   Звучит музыка

Слайды

картинки

по тексту стихотворения

 

 Гимнастика для глаз   «Вот стоит осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосна, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

                                                                                           

 

Речевое развитие

 

 Гимнастика для глаз

         

 

 

Слово движение

   

     

 

 

Предупрежде- ние утомления,  укрепление глазных мышц, снятие напряжения.

 

 

 

 

 (Приготовленные атрибуты к составлению картины. Каждый ребенок берет картинку и прикладывает ее на ватман).

- Посмотрите, какая замечательная картина получилась. Полюбуйтесь на нее.  

Лиза, что тебе больше всего нравится на картине?

Так какая же у нас осень? (волшебная, золотая, ранняя, поздняя, ветреная, холодная, дождливая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

                     

художественно – эстетическое,

речевое развитие.

 

 

Составление

коллективной картины

 

Осенние картинки  

 

Развитие зрительного восприятия, связной речи, творческих способностей.

Формирование эстетического восприятия осеннего пейзажа.

 

 

  Звучит  музыка

 Поиграем в игру про осень. Я буду говорить первые слова, а. вы будите добавлять слово «Осень», чтобы оно правильно и грамотно звучало.

 Упражнение «Осень»

-    Мы ждали ... (осень).

 Долго не было ... (осени).

 Мы рады ... (осени).

 Мы одеваемся тепло ... (осенью).

-   Мы поем песни об ... (осени).

 Мы любим ... (осень).

-  Мы прощаемся с ...(осенью)

 

Речевое развитие

Упражнение «Осень»

Слово  

Образование и употребление падежных окончаний существительных  

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образователь ные

        задачи

 

 Рефлексия (итог):

 Вот и подошло наше занятие к концу. Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии?   Что вам больше всего понравилось?

   Предлагаю взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю свою дружбу, и она идет т меня к Маше, от Маше к Лизе  и т.д и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает  и греет.

 

Речевое развитие

Коммуникативное

 

Рефлексия

 

Слово

движение

 

Формирование положительной самооценки своей деятельности

 

      Слайд картина «Осень»

Авторская рефлексивная оценка:  Все этапы образовательной деятельности были целеобразными, т.е.соответствовали поставленной цели и задачам. Педагог заинтересовала  детей в самом начале предстоящей деятельности. На протяжении всего занятия  с применением игр таких, как : игра - приветствие,  игра «Хорошо – плохо», использование музыки, загадки, упражнения «Капелька», фонопедические упражнения, игровое упражнение «Подбери признак», гимнастика для глаз, создание коллективной картины, игра «Закончи предложения» и рефлексии «Эстафета Дружбы» у детей прослеживалась  мотивация к деятельности.  Четко прослеживалась  совместная деятельность педагога и детей. Педагогу удалось сохранить партнерскую позицию на протяжении всей игры. Об этом говорит высокая речевая и игровая активность детей.   Считаю, что эти формы работы позволили детям показать все свои знания и умения.  Таким образом, поставленные задачи выполнены. Работа на занятии способствовала формированию речевой активности  у детей  по теме «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...