Конспект НОД ( область «Речевое развитие») . (Формирование фонетической стороны речи). Подгрупповое занятие с детьми старшей группы ЗПР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сейидова Елена Владимировна

Вниманию пользователейпредставлен конспект непосредственной образовательной деятельности ( область «Речевое развитие»)  по формированию фонетической стороны речи. Подгрупповое занятие с детьми старшей  группы ЗПР. Тема НОД: Путешествие в Страну Гласных Звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_a-o-u-i.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

№ 12.

Конспект непосредственной образовательной деятельности                                                              

( область «Речевое развитие») .

(Формирование фонетической стороны речи).

Подгрупповое занятие с детьми старшей  группы ЗПР.

Тема НОД: Путешествие в Страну Гласных Звуков.

Тема недели: Домашние животные и их детеныши.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А][У][И][О];

-совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

-закрепить графические образы букв А, У, И, О.

коррекционно-развивающие:

-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А][У][И][О];

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

-воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: красные колокольчики, «Звуковички», символы гласных звуков, буквы А У И О, предметные картинки для определения места звука в слове, «Птичка — Синичка»«Паровозики» для определения количества слогов в словах .

Ход НОД:

1.Организационный момент. Психогимнастика в сочетании с мимической гимнастикой.

Логопед:

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Улыбнемся! (дети улыбаются)

- Для чего- то они к нам пришли в гости?

Давайте удивимся! (удивленно поднимают брови)

- К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся (дети нахмуривают брови)

- Но нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются)

И ещё раз улыбнемся!

-А теперь повторим ещё раз:

Мы умеем удивляться!
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!

2.Основная часть.

2.1. Акустико –артикуляционная характеристика звуков.

Логопед:

- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, на какие две группы делятся все звуки. (Гласные и согласные)

- Как произносятся согласные звуки? (Быстро)

- Почему они произносятся быстро? (Во рту есть преграда)

- Какие бывают согласные? (Глухие и звонкие)

- Молодцы!

- Как произносятся гласные звуки? (Долго)

- Почему они так произносятся? (Во рту нет преграды)

- Молодцы!

Сегодня мы отправимся с вами в Страну Гласных Звуков. А помогут нам туда попасть волшебные колокольчики. (Приклеиваю детям колокольчики).

Вот мы и попали с вами в Страну Гласных Звуков. Я превратилась в добрую Фею Страны Гласных Звуков и приготовила вам разные задания. Если вы все правильно будете выполнять, в конце нашего путешествия вас ждет сюрприз. А встречают нас Гномы – Звуковички. Давайте отгадаем, какие звуки они произносят. Дети называют звуки и характеризуют их.

2.2. Определение места звука в слове.

Мы с вами знаем, что звуки «живут» в словах. Они могут встречаться в начале, в середине и в конце слова. Сейчас мы с вами выполним это задание. А поможет  нам наша «Птичка — Синичка».

Где спрятался звук [А]

А теперь найдем звук [У]

Где слышится звук [И]

Ищем звук [О].

Молодцы! Все правильно сделали.

3. Физминутка.

А сейчас немного отдохнем:

- Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте и показывайте:

Как живёшь? — Вот так! (руки вытянуты вперёд, сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)
Как плывёшь? — Вот так! 
(имитация плавания)
Как бежишь? — Вот так! 
(бег на месте)
Вдаль глядишь? — Вот так! 
(ладошка «козырьком», повороты туловища вправо-влево)

Машешь вслед? — Вот так! (руки над головой, имитация прощания)
Ждёшь обед? — Вот так! 
(кулачок подпирает щеку)
Ночью спишь? — Вот так! 
(ладошки под щекой)
А шалишь? — Вот так! 
(надуть щеки и сдуть, нажав пальцами на щеки)
На занятии сидишь? — Вот так! 
(сгибают руки в локтях и кладут одну на другую)

Молодцы!

4. Деление слов на слоги.

Логопед:

-Ребята, вы слышите какой – то звук. Правильно, к нам спешат наши паровозики. В них разное количество окошек, которые показывают, сколько слогов в слове. У вас на столах лежат картинки. Давайте определим, сколько слогов в этих словах.

Дети выставляют картинки к соответствующим паровозикам.

5. Соотнесение символа звука с буквой.

Логопед:

-Мы с вами научились обозначать звуки символами. Но каждому звуку принадлежит своя буква. Давайте с вами поиграем и определим, какая же буква спряталась за вашими символами. Я на доске выставлю буквы, а вы каждой букве подарите нужный символ.

7. Итог НОД:

Логопед:

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии? Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Вы хорошо выполняли все задания, и за это Фея Страны Гласных Звуков сделала вам подарок. Вот такой волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там (в мешочке – «Чупа – чупсы»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи. Тема: "Дифференциация звуков [C]-[З]"

В плане-конспекты представлены приемы работы по дифференциации звуков по акустическому и артикуляционному сходству....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект тематического занятия в средней группе № 2 в образовательной области «Речевое развитие» «Формирование грамматического строя речи с использованием дидактических игр». «Как живут звери в лесу»

Конспект тематического занятия в средней группе № 2в образовательной области «Речевое развитие» «Формирование грамматического строя речи с использованием дидактических игр».«Как живут звери ...

Методическая копилка речевых игр. Формирование фонетической стороны речи дошкольников.

Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражн...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...