Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Рекун Елена Викторовна

Е.В Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazanova_ev_obsledovanie_rechi_detey_5-6_let_s_onr.docx145.09 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР

РЕЧЕВАЯ КАРТА для проведения обследования в старшей группе ДОУ

Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст ________________________________________________________________________

Адрес, № телефона ___________________________________________________________________________

Неорганизованный, организованный (ДОУ № ________________________)

__________________________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, № протокола ПМПК, от какого числа) _______________

Заключение ГПМПК __________________________________________________________________________

Заключения специалистов:

отоларинголог __________________________________________________________________________

окулист ________________________________________________________________________________

невролог _______________________________________________________________________________

сведения о семье (ФИО, место работы):

мать ___________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

отец __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Оказывалась ли логопедическая помощь ребёнку (где, сколько, её результативность) ___________________

____________________________________________________________________________________________

Блок 1

АНАМНЕЗ

  1. Наследственные заболевания:

 выявлено ___________________________________________________________________________

 не выявлено

  1. От какой беременности ребёнок __________________________________________________________
  2. Возраст матери при рождении ___________________________________________________________
  3. Характер беременности:

 токсикоз 1, 2 половины

 повышенное давление

 соматические заболевания (острые, хронические) _________________________________________

 инфекционные заболевания (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции и др.) ________________________________________________________________________________

 травмы _____________________________________________________________________________

 явления угрозы выкидыша _____________________________________________________________

 несовместимость крови матери и плода

 анемия

 гипоксия

 приём лекарственных препаратов _______________________________________________________

 приём алкоголя, наркотиков, курение

 радиация, вибрация

 психотравмы ________________________________________________________________________

 профессиональные вредности __________________________________________________________

 операционные вмешательства __________________________________________________________

 общий наркоз

  1. Роды

 срочные

 досрочные (7мес., 8 мес.)

 переношенность

 кесарево сечение

 естественные

 стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________________

 быстрые, стремительные

 обезвоженные

 асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________

 другие осложнения ___________________________________________________________________

  1. Крик (был, нет, как скоро, характер) ______________________________________________________
  2. Вес при рождении __________________ Рост __________
  3. Вскармливание:

 грудное  искусственное  смешанное

когда принесли кормить ________________________________________________________________

как взял грудь:

 активно  отказ  с помощью

как сосал:

 активно

 засыпал во время кормления

 быстро утомлялся

 наблюдались ли срыгивания, поперхивания

  1. Выписка из роддома на ________________ день.
  2. Дополнительное пребывание в роддоме, причины ___________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Раннее моторное развитие:

держит голову с _____ мес.

сиди с _________ мес.

ходит с _______мес.

  1. Перенесённые заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре)

до 1 года _____________________________________________________________________________

после 1 года __________________________________________________________________________

  1. Раннее речевое развитие:

гуление ________________ лепет _____________________

первые слова (какие) ___________________________________________________________________

фразовая речь _________________________________________________________________________

прерывалось ли речевое развитие, почему _________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Социально-психологические факторы:

 педагогическая запущенность __________________________________________________________

 гипоопека/гиперопека _________________________________________________________________

на каком языке разговаривают в семье ____________________________________________________

речевая среда:

 норма

 имеются нарушения речи (есть ли в семье больные с наследственной патологией, с речевой патологией, двуязычие в семье и др.) ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

социальные условия:

 материально обеспечены

 материально мало обеспечены _________________________________________________________

Вывод. В анамнезе:

 преобладают вредоносные факторы биологического характера;

 преобладают вредоносные факторы социально-психологического характера;

 выражены вредоносные факторы биологического и социально-психологического характера.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Блок 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребёнком в процессе общения

Критерий

НГ

КГ

Легко вступает в контакт

Спокойный

Конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки

Добрый, ласковый

Аккуратный

Работоспособный

Индивидуальные особенности:

начало года __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Характер игровой деятельности

Критерий

НГ

КГ

Адекватное использование игрушки

Организует игру творчески

Длительная игра одним предметом, наличие любимой игрушки

Сопровождение игры речью

Обращение к взрослому за помощью

Обучаемость

  1. Состояние психофизических процессов

Особенности внимания

Критерий

НГ

КГ

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Рассеянность

Особенности памяти

Пробы
(6-7 картинок и 6-7 слов)

Критерий оценки

Скорость запоминания

Объём запоминания

Точность восприятия

Точность воспроизведения

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Запомни и назови картинки

Запомни и назови слова

Особенности мышления

Критерий

НГ

КГ

Выделение «четвёртого лишнего»

Классификация

Понимание инструкции

Возьми карандаш и встань со стула (двухступенчатая)

Достань линейку и подойди к столу (двухступенчатая)

Похлопай в ладоши, подойди ко мне, сядь на стульчик (трёхступенчатая)

Понимание смысла предложений

В лесу слышатся голоса птиц. Кто поёт в лесу?

Петя идёт за Сашей. Кто идёт первым?

Володя пришёл домой с братом. Кто пришёл домой?

Катя бежит за Наташей. Кто бежит быстрее?

Петя ударил Васю. Кому было больно?

Я пошёл в гости после того, как убрал свои игрушки. Что было раньше?

Витя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?

Симультанный гнозис (понимание переносного смысла)

Понимание нелепицы

Понимание смысла картинки, сложенной ребёнком из четырёх частей

  1. Особенности зрительного восприятия и внимания

Проба

Соотносит

Показывает

Называет

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Цвет

белый

чёрный

красный

синий

жёлтый

зелёный

оранжевый

коричневый

фиолетовый

розовый

серый

голубой

Форма (назвать форму, сгруппировать предметы по форме)

круг

овал

квадрат

треугольник

прямоугольник

Величина (разложить предметы)

от меньшего к большему

от большего к меньшему

  1. Зрительно-пространственный гнозис и праксис

Проба

НГ

КГ

Ориентировка в собственном теле: показать

правую / левую руку

правую / левую ногу

правый / левый глаз

правое / левое ухо

Ориентировка в пространстве: показать, что находится

впереди (перед тобой / перед предметом)

сзади (за тобой / за предметом)

слева (от тебя / от предмета)

справа (от тебя / от предмета)

вверху (над тобой / над предметом)

внизу (под тобой / под предметом)

Складывание разрезных картинок

из 3-х частей

из 4-х частей

Складывание фигур из 4-х – 8-ми палочек

По образцу логопеда

По опорной картинке

  1. Слуховое внимание и понимание инструкций

Проба

НГ

КГ

Послушай и скажи, какая игрушка звучала?

Рожок

Барабан

Погремушка

Послушай и определи, где звучала игрушка?

Место 1

Место 2

Место 3

  1. Динамический праксис

Проба

НГ

КГ

Воспроизведение простого ритма (I-I; I-II; II-I; II-I-I; I-I-II; I-III)

Воспроизведение сложного ритма (III-II; I-II-II; I-III-I; III-I-I)

«Кулак – ребро – ладонь»

  1. Временные представления

Проба

НГ

КГ

Части суток (утро, день, вечер, ночь)

Дни недели и их последовательность

Времена года и их последовательность

Вывод:

 психические функции в норме

 нарушение психических функций __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Характеристика дыхания

Критерий

НГ

КГ

Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.)

Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный)

Частота речевого дыхания (в норме, учащённое, замедленное)

Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное)

  1. Характеристика голоса

Критерий

НГ

КГ

Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)

Тембр (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.)

Атак голоса (мягкая, твёрдая)

Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)

  1. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

Критерий

НГ

КГ

Темп (нормальный, быстрый, медленный)

Ритм (нормальный, аритмия)

Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки)

Употребление основных видов интонаций (повествовательной, побудительной, вопросительной)

Интонационная выразительность (норма, выразительная, маловыразительная, невыразительная)

Дикция (нечёткая, смазанная)

При заикании. Формы судорог:

 тонические

 клонические

 тоно-клонические

 клоно-тонические

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Вывод:

 дыхательная и голосовая функции в норме

 нарушение дыхательной и голосовой функций _______________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 4

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы

 норма

 укороченная верхняя губа

 толстые/тонкие

 отвисшая нижняя губа

 губы не выражены

 расщелина

 шрамы ______________________________

Подвижность:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

Сглаженность носогубных складок:

начало года __________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________________

  1. Зубы

 норма

 мелкие/крупные

 вне челюстной дуги

 отсутствие зубов

 широкие промежутки между зубами

 требуется коррекция зубочелюстной системы _________________________________________

  1. Прикус

 норма

 прогнатия

 прогения

 ложная прогнатия

 ложная прогения

 передний

 открытый

 боковой открытый (двусторонний, левосторонний, правосторонний) ______________________

 прямой

 глубокий

 перекрестный

  1. Твёрдое нёбо

 норма

 высокое

 узкое

 плоское

 широкое

 куполообразное

 готическое

 расщелина

 субмукозная щель

______________________________________________________________________________________

  1. Мягкое нёбо

 норма

 укороченное

 раздвоенное

 расщелина

 отклоняется вправо/влево

 не сокращается

 отсутствие маленького язычка

______________________________________________________________________________________

  1. Язык

 норма

 массивный

 маленький

 узкий

 длинный

 короткий

 «географический»

кончик языка:

 раздвоенный

 не выражен

подъязычная связка:

 укороченная

 массивная

 двойная

 тройная

 не выражена

______________________________________________________________________________________


Блок 5

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ

  1. Состояние общей моторики

Пробы

НГ

КГ

Попрыгать на правой ноге

Попрыгать на левой ноге

Попрыгать попеременно на левой / правой ноге

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 сила ____________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 объём ___________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

 переключамость___________________________________________________________________

Вывод:

 общая моторика в норме

 нарушение моторики (моторная напряжённость, скованность движений, нескоординированность движений и др.) __________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мелкой моторики

Пробы

НГ

КГ

Расстёгивание, застёгивание пуговиц

Шнуровка

Завязывание узла / бантика

Рисование

«Пальчики здороваются» (правая рука, левая рука, обе руки одновременно)

«Кулак – ребро» (правая рука, левая рука, обе руки одновременно)

Отметить следующие особенности движений ребёнка:

 ловкость_________________________________________________________________________

 точность _________________________________________________________________________

 скорость_________________________________________________________________________

 координированность_______________________________________________________________

Вывод:

 мелкая моторика в норме

 нарушение мелкой моторики ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Состояние мимической мускулатуры

Пробы

НГ

КГ

Изолированно закрыть один глаз; поморгать

Синкинезии

 наблюдаются

 отсутствуют

 наблюдаются

 отсутствуют

Поднять брови вверх («удивиться»)

Выполняет:

 равномерно

 неравномерно

 равномерно

 неравномерно

Нахмурить брови («рассердиться»)

 симметрично

 синхронно

 симметрично

 синхронно

Надуть щёки («толстячок»)

 симметрично

 симметрично

Втянуть щёки («худышка»)

 симметрично

 симметрично

«Оскал» – «Хоботок»

Сглаженность носогубных складок

 наблюдается

 не наблюдается

 наблюдается

 не наблюдается

  1. Состояние артикуляционной моторики

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

«Улыбка»

«Маятник»

«Трубочка»

«Грибок»

«Лопаточка»

«Лошадка»

«Иголочка»

«Забор»

«Индюшка»

«Маляр»

«Дятел»

«Качели»

«Вкусное варенье»

«Лопаточка» – «Иголочка»

«Улыбка» – «Трубочка»

При выполнении артикуляционных заданий наблюдается:

 гиперемия

 цианоз

 быстрая утомляемость

 синкинезии

 тремор ________________________________________________________________________

 повышенная саливация ___________________________________________________________

 пониженная саливация ___________________________________________________________

Вывод:

 мимическая и артикуляционная моторика в норме

 нарушение моторики ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


Блок 6

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

3 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с ошибками (ошибочное произношение звука в одной или нескольких позициях).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 60 баллов.

  1. Состояние звукопроизношения (20 проб)

Звук (звуки)

Изоли-
рованно

В
слогах

В
словах

Во
фразах

Баллов
за пробу

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

[с]: собака, маска, нос

2

,]: сено, василёк, высь

3

[з]: замок, зонт, Незнайка

4

,]: Зина, зебра, газета

5

[ц]: цапля, овца, палец

6

[ш]: шашки, ошейник, вишня

7

[ж]: живот, жук, лыжи

8

[ч]: печенье, свеча, мяч

9

[щ]: щит, щенок, площадь

10

[р]: рак, ворона, топор

11

,]: репа, карета, царь

12

[л]: лампа, молоко, пол

13

,]: лето, колесо, соль

14

[j]: Егор, лейка, друзья

15

[д]: дом, года, сандалии

16

,]: дядя, неделя, понедельник

17

[г]: гора, ноги, грядка, виноград

18

,]: Гена, гитара, ноги

19

[к]: кот, собака, бак, куртка, скрипка, шкаф

20

,]: кино, ракета, рыбаки

Итог

  1. Дифференциация звуков (10 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

2 балл

– проба выполнена с ошибками.

0 баллов

– неверное выполнение пробы либо отказ от выполнения.

Максимум

– 40 баллов.

Звук (звуки)

Изоли-
рованно

В
словах

Во
фразах

Баллов
за пробу

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

[б] – [п]: победа, подбежал, прабабушка

2

[в] – [ф]: вафли, фиолетовый, фарфоровый

3

[г] – [к]: годик, кегли, котик, годовой

4

[д] – [т]: тортик, дождик, тогда

5

[ж] – [ш]: шар, жар, шажок

6

[з] – [с]: засыпать, заслонка

7

[с] – [ш]: сушить, шустрый

8

[з] – [ж]: зажигалка, жезл

9

[ч] – [щ]: чаща, чудовище

10

[л] – [р]: кролик, Ролан, Карлсон, Клара

Итог

Вывод:

 звукопроизношение в норме

 нарушение звукопроизношения ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

=

КГ –

+

=


Блок 7

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  1. Воспроизведение слов (10 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 20 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

милиционер

2

мотоцикл

3

магнитофон

4

велосипед

5

паутина

6

квадрат

7

кнопки

8

автобус

9

молоток

10

калитка

Итог

  1. Воспроизведение предложений (4 пробы)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда (или самостоятельно с 3-5 ошибками).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 8 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

Ребята слепили снеговика.

2

Милиционер едет на мотоцикле.

3

Часовщик чинит часики.

4

Водопроводчик чинит водопровод.

Итог

  1. Деление слов на слоги (15 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 30 баллов.

Хлопнуть в ладоши на каждый слог.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

1

каша

9

крот

2

малина

10

крошка

3

кошка

11

мак

4

стакан

12

кровать

5

носок

13

коляска

6

танк

14

скамейка

7

черепаха

15

городок

8

страница

Итог

  1. Определение количества слогов в слове (6 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 12 баллов.

Показать столько пальцев, сколько слогов в слове.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

1

кит

4

мост

2

самовар

5

жираф

3

верблюд

6

собака

Итог

  1. Слоговой синтез (3 пробы)

10 баллов

– проба выполнена верно (самостоятельно подбирает 3-4 слова).

5 баллов

– проба выполнена частично (подбирает 1-2 слова или частично ошибается в выборе слов).

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 30 баллов.

Вспомнить и назвать слова, состоящие из:

Пробы

НГ

КГ

1

одного слога

2

двух слогов

3

трёх слогов

Итог

Вывод:

 слоговая структура речи в норме

 нарушение слоговой структуры речи _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

=


Блок 8

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

  1. Исследование сформированности фонематического слуха
  1. Показ картинок с заданным звуком _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Восприятие заданного звука в словах, в слогах, изолированно (хлопни в ладоши, если услышишь звук …) ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Воспроизведение на слух рядов звуков, слогов, слов (22 пробы)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 44 баллов.

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Ряды гласных звуков

1

А, Э, О

3

А, Э, О, У

2

У, И, О

4

У. И, О. Э

Ряды слогов

5

на-на

9

па-ба

6

ба-на

10

са-ша

7

па-ба-па

11

па-па-ба-па

8

та-да-та

12

ма-ма-мя-ма

Слова, ряды слов

13

снег

18

кошка

14

мостик

19

простокваша

15

хлеб

20

помидоры

16

капуста

21

скворец

17

кот, год, кот

22

том, дом, ком

Итог

  1. Исследование сформированности фонематического восприятия
    (10 проб)
  1. Называние / показ предметов (по картинкам)

В активе:

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 12 баллов.

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

мышка – мишка

2

трава – дрова

3

бочка – точка

4

рак – лак

5

крыша – крыса

6

ложки – рожки

Итог

  1. Повтор пары слов.

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 8 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

цветик – светик

2

уточка – удочка

3

том – дом

4

почка - бочка

Итог

  1. Исследование возможности фонематического анализа (28 проб)

1 балл

– проба выполнена верно.

0,5 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 28 баллов.

  1. Выделение первого звука в словах

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Гласный звук

1

аист

4

утка

2

игры

5

осы

3

эхо

6

Оля

Согласный звук

7

танк

12

коза

8

санки

13

мышь

9

ваза

14

дым

10

рак

15

зуб

11

воробей

16

нос

Итог

  1. Выделение последнего звука в словах

Пробы

НГ

КГ

Пробы

НГ

КГ

Гласный звук

1

пила

4

кенгуру

2

грибы

5

усы

3

кольцо

6

очки

Согласный звук

7

кот

10

нос

8

жук

11

суп

9

дом

12

пух

Итог

  1. Исследование возможности синтеза слов из звуков (4 пробы)

2 балла

– проба выполнена верно.

1 балл

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 8 баллов.

Пробы

НГ

КГ

1

К, О, Т

2

О, С, А

3

В, А, Т, А

4

У, Т, К, А

Итог

Вывод:

 фонематический слух в норме

 нарушение фонематического слуха ________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

=


Блок 9

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

  1. Словарь существительных (активный и пассивный)

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 32 балла.

  1. Части тела и лица (на себе или на кукле; 12 проб).

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

голова

2

рука

3

нога

4

туловище

5

живот

6

глаз

7

ухо

8

рот

9

нос

10

щека

11

лоб

12

подбородок

Итог

  1. Обобщающие понятия (12 проб).

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Вилка, ложка, чашка, тарелка

2

Юбка, платье, брюки, рубашка

3

Мама, папа, бабушка, дедушка

4

Лук, свёкла, морковь, помидор

5

Яблоко, груша, апельсин, слива

6

Диван, шкаф, стол, кровать

7

Коза, кошка, заяц, медведь

8

Кукла, машинка, мяч, мишка

9

Берёза, ель, дуб, клён

10

Автобус, троллейбус, самолёт, поезд

11

Ворона, сова, петух, ласточка

12

Бабочка, комар, муха, пчела

Итог

  1. Называние частей предметов (по картинкам; 3 пробы).

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Чайник (дно, носик, ручка, крышка)

2

Стул (сиденье, спинка, ножки)

3

Машина (кабина, кузов, руль, колесо)

Итог

  1. Называние детёнышей животных (5 проб).

Пробы

(назови; покажи детёныша)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

зайца

2

волка

3

кошки

4

лисы

5

медведя

Итог

  1. Словарь глаголов (активный и пассивный)

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать глагол):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 25 баллов.

  1. Подбор глаголов к существительным (11 проб).

Пробы

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

Назови, что делает; покажи того, кто …

1

мама

2

собака

3

птица

Назови, как передвигается; покажи того, кто …

4

самолёт / летает

5

человек / ходит, бегает

6

черепаха / ползает

Назови, кто что делает; покажи того/то, кто/что ….

7

доктор / лечит людей

8

учитель / учит детей

9

продавец / продаёт

10

повар / готовит еду (варит)

11

водитель / водит машину

Итог

  1. Называние глаголов, обозначающих звукоподражания (7 проб).

Пробы

(скажи, как подаёт голос …; покажи того, кто …)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

петух / кукарекает

2

ворона / каркает

3

воробей / чирикает

4

кошка / мяукает

5

мышка / пищит

6

корова / мычит

7

лошадь / ржёт

Итог

  1. Называние глаголов-антонимов (4 пробы).

Пробы

(скажи наоборот; покажи того, кто …)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

поднимать / опускать

2

покупать / продавать

3

давать / брать

4

бежать / стоять

Итог

  1. Дифференциация видо-временных форм глагола (3 пробы).

Пробы

(скажи, кто; покажи, кто …)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

рисует / нарисовал

2

покупает / купил

3

ест / съела

Итог

  1. Словарь прилагательных (активный и пассивный)
  1. Определение признаков предметов по картинкам (19 проб).

В активе:

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать предмет):

0,5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 19 баллов.

Тема

Пробы

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

Цвет

1

яблоко / красное

2

солнце / жёлтое

3

лист / зелёный

4

клубок / синий

5

апельсин / оранжевый

6

роза / розовая

7

кошка / серая

8

платье / голубое

Форма

9

крыша / треугольник

10

книга / прямоугольник

11

мяч / шар, круг

12

картина / квадрат

13

слива / овал

Вкус

14

лимон / кислый

15

сахар / сладкий

16

лук / горький

Мате-
риал

17

стол / деревянный

18

мяч / резиновый

19

ручка / пластмассовая

Итог

  1. Подбор антонимов (4 пробы)

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 4 балла.

Пробы (скажи наоборот)

НГ

КГ

1

злой

2

весёлый

3

широкий

4

высокий

Итог

  1. Образование притяжательных прилагательных (6 проб)

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 12 балла.

Пробы (чья мордочка?)

НГ

КГ

1

волчья

2

лисья

3

медвежья

4

заячья

5

собачья

6

беличья

Итог

  1. Подбор прилагательных к существительному (по картинке, 3 пробы)

В активе:

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать прилагательное):

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

–8 баллов.

Пробы

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

весна

2

яблоко

3

шарф

4

сапоги

Итог

Вывод:

 словарь в норме

 нарушение словаря ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

=


Блок 10

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

  1. Словоизменение и словообразование (25 проб)

В активе:

2 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

В пассиве (проверяется, если ребёнок не может назвать прилагательное):

1 балл

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

–50 баллов.

  1. Понимание формы числа существительных (5 проб).

Пробы

НГ

КГ

1

стол – столы

2

ухо – уши

3

вагон - вагоны

4

кот – коты

5

лист - листья

Итог

  1. Употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и родительного падежа (6 проб).

Пробы

Именительный падеж 
(назови предметы)

Родительный падеж 
(много чего?)

1

стол

НГ

КГ

НГ

КГ

2

ключ

3

книга

4

стул

5

кукла

6

карандаш

Итог

  1. Существительные с уменьшительно-ласкательным значением (5 проб)

4 балла

– проба выполнена верно.

2 балла

– проба выполнена с помощью логопеда.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

– 36 баллов.

Пробы 

(назови; покажи)

Актив

Пассив

НГ

КГ

НГ

КГ

1

столик

2

мячик

3

кроватка

4

куколка

5

ложечка

Итог

  1. Использование в речи предложно-падежных конструкций (5 проб)

Пробы

(скажи, где птичка?)

НГ

КГ

1

в гнезде

2

на ветке

3

под деревом

4

над деревом

5

около гнезда

Итог

  1. Дифференциация предлогов (4 пробы)

Пробы

(покажи, где …)

НГ

КГ

1

над – под

2

в – из

3

к – от

4

на – с

Итог

  1. Согласование (12 проб)
  1. Согласование прилагательных с существительными (3 пробы).

5 баллов

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

–15 баллов.

Пробы

(назови картинки)

НГ

КГ

1

жёлтая майка, жёлтое яблоко, жёлтый шар

2

синий автобус, синее полотенце, синяя сумка

3

красная роза, красный флаг, красное кресло

Итог

  1. Согласование глаголов с существительными (4 пробы).

Пробы

НГ

КГ

Согласование в числе (назови, что делает предмет)

1

цветок растёт / цветы растут

2

бабочка летает / бабочки летают

Согласование в роде (покажи, кто что сделал)

3

Саша взял / Саша взяла

4

Саша пришёл / Саша пришла

Итог

  1. Согласование числительных с существительными (5 проб).

3 балла

– проба выполнена верно.

0 баллов

– неверное выполнение либо отказ от выполнения.

Максимум

–15 баллов.

Пробы 

(посчитай предметы)

1

2

5

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

стол

2

ключ

3

книга

4

стул

5

кукла

Итог

Вывод:

 грамматический строй речи в норме

 грамматический строй речи нарушен _______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

+

+

+

+

+

=

КГ –

+

+

+

+

+

+

=


Блок 11

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

  1. Беседа
  • Как тебя зовут? _________________________________________________________________
  • Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
  • Где ты живёшь? _________________________________________________________________
  • С кем ты живёшь? _______________________________________________________________
  • Как зовут маму (папу)? ___________________________________________________________
  • Какие у тебя есть игрушки? _______________________________________________________
  • Что ты делал сегодня утром по порядку? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Ты сюда пришёл или приехал? ____________________________________________________
  • На чём можно ехать? _____________________________________________________________
  • Ты был в зоопарке (цирке)? Кого ты нам видел? ______________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Куда ты ездил летом? Что ты нам видел? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  • Какое сейчас время года? Как ты догадался? _________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Пересказ прослушанного рассказа

Цирк

В воскресенье я ходил с родителями в цирк. На арене выступали дрессированные лошадки. Весёлый клоун пускал мыльные пузыри. Обезьяна ходила по канату. Мне очень понравилось представление. Когда мы пришли домой. Я рассказал об этом своему другу.

Критерий смысловой целостности:

20 баллов

– пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

10 баллов

– допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 баллов

– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо пересказ не завершён.

0 баллов

– отсутствие описания ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 баллов

– пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

10 баллов

– пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления.

5 баллов

– наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов

– пересказ не составлен.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

10 баллов

– самостоятельный пересказ после первого предъявления.

7 баллов

– пересказ с минимальной помощью (1-2 вопроса).

5 баллов

– правильный пересказ после повторного прочтения.

1 баллов

– составление рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью.

0 баллов

– на может составить пересказ.

Максимум

– 50 баллов.

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Критерий смысловой целостности:

20 баллов

– рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

10 баллов

– допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 баллов

– выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершён.

0 баллов

– отсутствие описания ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 баллов

– рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

10 баллов

– рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные поиски слов, неточность словоупотребления.

5 баллов

– наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов

– рассказ не оформлен.

Критерий самостоятельности выполнения заданий:

10 баллов

– самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.

5 баллов

– картинки разложены неверно, но, по ходу рассказа, самостоятельно исправлена ошибка и верно составлен рассказ.

3 балла

– картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.

1 балл

– раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью.

0 баллов

– задание невозможно выполнить.

Максимум

– 50 баллов.

Сентябрь: _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Май: _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Итог:

+

+

=

Вывод:

 состояние фразовой речи в норме

 фразовая речь нарушена __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Баллов за блок (максимум – 100):

НГ –

+

=

НГ –

+

=


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На начало года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

На конец года

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Рекомендации логопеда:

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Дата _______________ Подпись логопеда ___________________________

Дата _______________ Подпись родителей __________________________

Заведующий ДОУ ________________________________________________ (место печати)


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1 балл = 1% успешности

Фонетическая сторона речи (блок 6)

НГ –

КГ –

Слоговой анализ и синтез (блок 7)

НГ –

КГ –

Фонематическое восприятие (блок 8)

НГ –

КГ –

Словарь и навыки словообразования (блок 9)

НГ –

КГ –

Грамматический строй речи (блок 10)

НГ –

КГ –

Фразовая речь (блок 11)

НГ –

КГ –

Приложение 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

 норма

 значительное улучшение

 улучшение

 без улучшений

Фонетическая сторона речи

Слоговой анализ и синтез

Фонематическое восприятие

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Словарь и навыки словообразования

Грамматический строй

Фразовая речь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Сентябрь

Июнь

Приложение 3. ГРАФИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 4-5 лет с ОНР...

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР

Е.В. Мазанова Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...