Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ в старшей логопедической группе «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Андряшина Наталья Николаевна

Данный материал поможет учителям - логопедам, дефектологам, психологам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ в разработке собственных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Солнышко» ЗМР РТ»

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ в старшей логопедической группе

«Использование инновационных и традиционных технологий во взаимодействии специалистов и воспитателей ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»

Логопед: Андряшина Н.Н.

Тема: «Прогулка в зимний лес»

2017 учебный год

Цель: учить составлять  описательный  рассказ о зимующей птице с опорой на картинно-графическую схему.

Задачи:

коррекционно – обучающие:

  • обогащать и активизировать словарь по темам «Зима. Зимующие птицы»
  • учить составлять предложения с предлогом –НА-
  • учить согласовывать числительные с существительными
  • учить составлять предложения, используя слова со стечением согласных и слова сложной слоговой структуры

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь
  • развивать зрительное и слуховое восприятие
  • развивать чувство ритма
  • развивать общую и мелкую моторику

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе
  • воспитывать умение дружно работать в коллективе

Предшествующая работа: наблюдения за зимними явлениями, за птицами, чтение рассказов, стихотворений о зиме, заучивание загадок о зимующих птицах

Оборудование: презентация, картинно-графическая схема; магнитофон с записью звуков зимнего леса; воздушные шарики, наполненные горохом, рисом и крупой; Су–джок мячики, зеркала, подносы с кинетическим песком, деревянные палочки для отбивания ритма.

 Примечание: занятие проводилось с использованием  ИКТ. Мышление детей дошкольного возраста  - наглядно-образное, поэтому использование ИКТ в ДОУ помогает эффективно решать коррекционные задачи.

Ход  организованной образовательной деятельности

Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом.

Логопед: Здравствуйте ребята! Поприветствуем друг друга и наших гостей.

 Дети: 

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

 Мы скажем небу: «Здравствуй!»

 «Пусть утро будет ясным!» —

 Природе скажем мы.

Пусть будет мир прекрасным!

И даже в день ненастный

Мы всем гостям  желаем здоровья и любви!
Логопед:

Ребята, я вам предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес.

А чтобы нам быстрее добраться туда  - предлагаю отправиться на русской тройке.
 Посмотрите – вот она - русская тройка! Какие красивые, белогривые кони. Кони необычные, волшебные. Зовут их так же, как называются зимние месяцы. Вспомните названия зимних месяцев. 

Дети: декабрь, январь и февраль.

Логопед:

 И мы с вами отправимся в зимний лес на такой же тройке.

 Выходите, мальчики, вы у нас - кони; кони быстрые, вы помчите нас по заснеженной дороге. А какая русская тройка без бубенцов и колокольчиков. Вот вам дуга с колокольчиками – наша русская тройка готова! Остальные дети занимайте места в санях. Ну что ж, в путь! Но, поехали!

Звучит песня «Три белых коня».

Логопед: Вот, ребята, мы и не заметили,  как оказались в зимнем лесу.
 Посмотрите как красиво в зимнем лесу!  Нарисуем картинки зимы и зимнего леса словами. Поможет нам об  этом рассказать снежный ком.

Дети  рассказывают о зимнем лесе:

- Наступила долгожданная зима. 

 - Земля покрылась нежным пушистым ковром. 

- Снег сверкает разноцветными огоньками. 

- Снег блестит и серебрится. 

- Снег скрипит под ногами. 

– Деревья стоят в белых пушистых шапках.

- В лесу морозно и холодно!

- Как хорошо зимой в лесу!

Логопед: Молодцы. Очень интересно и образно рассказали про зимний лес.
А давайте поиграем в снежки. «Снежки» 

Дети садятся на стульчики за столы.

Артикуляционная гимнастика:

Снова к нам зима пришла,              

Много снега принесла. (а/у «лопаточка»)

Чтобы с горки прокатиться

Сначала надо потрудиться. (а/у «горка»)

Катим, катим снежный ком

Будем строить снежный дом. (а/у «хомячок»)

Широко откроем рот,

И покажем язычок-

Тянем мы его в перед-

 Как сосулька вниз растет. (а/у «иголочка»)

Я на саночки сажусь,

С горки вниз сейчас спущусь.

Язычок вверх-вниз потянем-

И на санках покатаем (а/у «качели»)

Мы мороза не боимся,

 Просто так мы не сдадимся-

Кончик язычка кусаем,

Хлопаем и разминаем. (а/у «месим тесто»)

Логопед: Сегодня в лесу мы понаблюдаем за птицами.

Поиграем в игру: «Какие птицы сидят на ветке?» 

Представим, что на ветке сидит не одна птица,  а много. Послушайте, как об этом  надо сказать.
- На ветке сидят снегири.
Дети:

 На ветке сидят сороки.

На ветке  сидят синицы (клесты, дятлы)

Логопед:
1,2,3,4,5 -  продолжаем мы играть.
Поиграем  в игру «Сосчитай парами»

Считаем птиц.  Счет прямой и обратный.
1,2,3,4,5 начинаем мы считать.

Дети:

Две синицы, четыре синицы, шесть синиц, восемь синиц, десять синиц.

Десять синиц, восемь синиц, шесть синиц, четыре синицы, две синицы, ни одной синицы.

 Логопед: Молодцы.

1,2,3,4,5 –мы закончили считать.

Логопед: А теперь давайте возьмем снежные шарики и поиграем немного.

Упражнение «Наши шарики берем»
Логопед: А сейчас сядем, отдохнем и послушаем загадку:
Все время стучит – деревья долбит,
Но он их не калечит,
А только лечит.  Кто это?
 Дети:  это дятел

Логопед: Молодцы, правильно.

Сегодня мы будем с вами учиться составлять  рассказ об этой птице.  А помогут нам в этом картинки- подсказки, по которым мы составим  план описательного  рассказа.  Посмотрите на экран.

На картинку посмотри,
И про птицу расскажи,
По порядку говори,
Ничего не пропусти.

Логопед: Посмотрите на экран.

 Посмотрите на этот слайд, как вы думаете, какой вопрос мы зададим?
Дети:

1.Что это за птица?

Логопед: Правильно, а как мы на него ответим?

Дети: Это дятел.

2. Из каких частей состоит тело птицы?

3. Какого цвета части  тела  птицы?

4.Это зимующая или перелетная птица?

5. Где живет птица? Чем она питается?

6. Какую пользу приносит человеку, природе?

Логопед: Молодцы. Ребята, если сложить картинки - подсказки между собой, то получится вот такая таблица, по которой можно составить рассказ о дятле.   А теперь кто хочет рассказать о дятле самостоятельно

Это дятел. У него есть голова, туловище, крылья хвост. Дятел имеет перстрое оперение. Крылья и хвост у дятла черные, с белыми полоками. Грудка светлая, а на голове заметно красное пятнышко. Дятел – это зимующая птица. Живёт в лесу, в дупле. Питается личинками насекомых, которых добывает из – под  коры деревьев. Дятел приносят пользу, уничтожая вредителей леса, поэтому его называют  лесным доктором.

Логопед:

Молодцы. Интересный и познавательный рассказ у нас получился.
Логопед:
1,2,3,4,5 – будем мы сейчас молчать и внимательно слушать звуки зимнего  леса. 

 (Звучат звуки зимнего леса).

Дети:
Я услышала, как метёт вьюга.
Я услышала стук дятла.

Воспроизведение стихотворения «Дятел» с отбиванием ритма деревянными палочками, а затем ногами .

                      Дятел сядет на сучок

                      Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

                      Дятел смотрит где, где жучок.

                      Туки -туки-туки-тук.

                      Снег идёт, метут метели.

                      Так – так – так, так – так – так.

                      Прячьтесь, птицы,

                      Прячьтесь, звери.

                      Туки – туки – туки – так.
Я услышала, как воет волк.

Логопедическая распевка «Песня волка»

У-у-у-у-у-у –тянет песню волк в лесу,

У-у-у-у-у-у- про луну, ее красу,

Волку скучно одному,

Песню слышно, но кому?

Не догадывался он

Песню слышит светлячок - У-у-у-у-у-у

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Продолжаем играть в игру «Молчанка»

Я услышала пыхтение ежа.

Логопед: А сейчас я предлагаю вам сделать «Ёжиковый массаж» Су – джок мячиками.

Ёжик, ёжик, спрячь свои иголки (сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно)

Мы же дети, а не волки. (Удержание мячика между двумя ладонями)

Ты колючий, ну и что ж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями по вертикали).

Спрячь свои иголки еж. (Прокатывание мячика между двумя ладонями по горизонтали).

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Ёж иголки отряхнул, (Встряхнуть руку с ежиком)

Ёж свернулся и уснул. (Положить ладони с ежиком под щеку).

Логопед: Отгадайте загадку

Хрупок и мал. Небольшого он веса.
Бегает в шубке блестящей по лесу.
Вырубки любит, полянки, опушки…
Клинышком хвостик и длинные ушки.
Летняя лежка - под кустиком в ямке.
Гнезда из трав себе делают самки,
Если должны малыши появиться.
Рыси и волки, орлы и лисицы,
Очень опасны для этого рода.
Прытью его наградила природа.
Ест одуванчик, цикорий, люцерну…
А вот зимою питается скверно:
Ветошью трав, семенами, корою…
Туго приходится вьюжной порою.
Имя  зверька поскорей отгадай-ка!
Правильно. Это, конечно же,…
(Зайка)

Пальчиковая гимнастика «Зайчики»
Логопед:

Как много можно услышать и увидеть в зимнем лесу, но нам пора возвращаться домой, ведь зимний день – короткий и мы можем заблудиться в зимнем лесу! 
Возвращаться будем на русской тройке. Запряжем коней, сядем в сани – и в путь!

Звучит  песня « Три белых коня.

Вот мы  вернулись в детский сад. Понравилась прогулка?

Вы молодцы. Очень интересно рассказали о зимнем лесе, назвали  зимующих птиц, считали их парами.

Дети:

Составили  план рассказа и описательный  рассказ о дятле, слушали звуки зимнего леса…

Логопед:

Молодцы. Впереди нас ждут интересные путешествия и открытия .А сейчас я предлагаю вам на тарелочках с кинетическим песком изобразить  свое настроение. Впереди нас ждут интересные путешествия и открытия.

Дети рисуют на тарелочках настроение и уходят.