Мама, послушай: я говорю!
статья по логопедии на тему

Синяева Елена Викторовна

Как правило, все мифы о развитии, воспитании и обучении деток можно с легкостью перечислить и систематизировать, поскольку передаются из уст в уста не одно десятилетие. Просто удивительно, до чего живучи заблуждения! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama_ya_govoryu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мама, послушай: я говорю!

Мы, бесспорно, желаем для наших детей только самого лучшего. И для нас они именно такие: самые любимые, самые способные, самые-самые ... Мы радуемся каждому их успеху. Вот карапуз сделал свои первые неуверенные шаги, через некоторое время произнес свое первое слово. И делает он это играючи, без усилий. Не видна нам, взрослым, за этой кажущейся легкостью та огромная работа всего организма малыша, которая предшествовала этому чудесному первому речевому «новообразованию». Ранний возраст, который определяется в возрастной психологии периодом от одного года до трех лет, - как наиважнейший этап в развитии малыша в целом и речи в частности должен нас заинтересовать. В практически безграничном море информации, так или иначе освещающей данный временной, диапазон, к сожалению, существуют очень опасные мифы, о которых мы сегодня поговорим.

Миф первый: развитие «по кусочкам»

 

Все в развитии малыша взаимосвязано, никогда не отстает что-то одно в этом возрасте: любая задержка скрыто или явно влияет на развитие ребенка в целом. Например, задержка в проявлении двигательной активности (общей и мелкой моторики), трудности формирования двигательных умений, в ряде случаев - не проблема, существующая сама по себе, это очень тревожный знак. Не зря существует  золотое кольцо детства: слово-мысль-движение. Физиологи определили, что одни и те же отделы головного мозга отвечают за двигательную активность и речевое развитие малыша. И наши «поздние» шаги отдаляют нас от «раннего» развития делая его «задержанным».

Миф второй: «После трех» все будет ... 

Часто у разных специалистов на вопрос, почему родители обратились так поздно, если уже были замечены причины для беспокойства, те отвечают, что кто-то им сказал, где-то они слышали, будто до трех лет ребенок еще слишком мал и проблем возникнуть не должно, и все будет хорошо, но вот позже, «после трех» ... и родители ждали. Так, например, «малыш не говорит, но все понимает», а ему уже три - за плечами словарный запас не более 50 слов и предложения из слов-корней ... Друзья мои, несмотря на индивидуальные темпы развития каждого ребенка и возможном благоприятном процессе его «разговорения» потом, бесследно такие задержки никогда не проходят. Не стоит ждать, что после трех лет случится чудо и малыш, говоривший до этого момента на «птичьем языке», речевую практику очень быстро и безболезненно приобретет.

Существует неоспоримый факт: самое благоприятное время для развития малыша - первые три года его жизни. Упущенное в этом возрасте наверстать чрезвычайно сложно. Здесь уместно высказывание Масару Ибука, ставшее уже афоризмом: «После трех уже поздно» ...

Миф третий: «ты как-нибудь сам или я все за него»

Существуют две крайности: в первом случае родители выступают пассивным наблюдателем развития малыша в силу занятости, в силу своих взглядов на жизнь или других причин.

В другом случае, вооруженные на все случаи жизни методиками раннего развития, мы спешим помочь малышу открыть этот мир в разных формах, порой искусственно ускоряя, неоправданно вмешиваясь и сбивая ритм познания малыша; мы спешим сделать «пятилетку в два года»: в тех вопросах, где требуется время - мы спешим. А там, где следует помочь, мы умилительно смотрим на  нашего «малютку», который в два годика кубики любит только разбрасывать, а не собирать башенки.

Давайте прислушаемся к желанию и настроению самого малыша. Может, нам еще рановато в этом возрасте ждать именно такого результата предметной деятельности? Давайте постараемся почувствовать темп развития ребенка, его интерес, его настроение, его волеизъявление. В раннем возрасте так важно соблюдать баланс свободы малыша и дозированной' помощи. Сначала попробуй сам, если не можешь, давай сделаем вместе, а потом ты сможешь самостоятельно... Мы ненавязчиво предлагаем что-то новое: новую игрушку, новые способы действия, обогащая опыт малыша.

Миф четвертый: «В стране от «Двух до пяти».

        

        Появление и совершенствование речи длительный, тонкий и сложный процесс. Тогда почему малыш решает заговорить? Первые слова ребенка относятся к каким-то конкретным явлениям или потребностям ребенка и мира его окружающего.

        И учиться он будет у нас. Нам кажется невероятно забавными те слова, которыми малыш пользуется, называя предмет или явление, и мы начинаем подражать ему, разговаривать с ним на «его языке».   Он слышит нас, свой «детский язык» и приходит к очевидному выводу: он говорит правильно и объективно существующая в жизни машина называется  «би - би». Речь взрослого - эталон для малыша. Нам важно обеспечить малышу комфортную среду для усвоения речи, вызвать потребность разговаривать, обеспечить богатые речевые образцы.

Наша с Вами задача не пропустить главного в развитии малыша, услышать не только его первые слова в начале речевого пути, но и уметь слышать его самого  всегда; серьезно отнестись к речевому         развитию ребенка как к залогу его будущей успешной социальной   жизни.

                                 Познавательная деятельность

0 - 6 мес.

Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого.

с 4 мес.

Локализует звук в пространстве.

3 – 12 мес.

Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

6 – 12 мес.

Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку.

с 7 мес.

Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких.

с 11 мес.

Показывает части тела.

1 – 2 года

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое ·отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

2 – 3 года

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и.др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы.

Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный - пустой).

                                Общая моторика, моторика рук

3 – 6 мес.

Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом

предплечья (4 мес.); на вытянутые руки.

5 мес.

Приподнимает голову, поворачивается на бок.

4 – 5 мес.

Садится.

6 мес.

Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками.

6 – 12 мес.

Посаженный сидит,   опираясь на руки, ползает на животе,

Поворачивается с живота на спину.

11 мес.

Уверенно стоит без  опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры.

12 мес.

Ходит без поддержки, приседает, встает.

6 – 12 мес.

Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1 – 2 года

Ходит уверено. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола.

Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое

время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по

лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет.

2 – 3 года

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

 

 

 

Основные этапы предречевого и речевого развития у детей раннего возраста.

возраст

Речевые навыки

                                                   1 год жизни

1 мес.

Крик, кряхтение.

1 – 3 мес.

 Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, «экспериментирование» с гласными звуками.

3 – 6 мес.

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

6 – 9 мес.

Активный лепет, усложнение и расширение объёма движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольного выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

9 – 12 мес.

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма - ма».

                                                     2 год жизни

1 год

Появление однословных предложений (первых слов).

1 год 3 мес.

Увеличение запаса слов до 30:

1 год 6 мес.

Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые, слова

1,5 – 2 года

Появление фраз, двухсловных предложений.

2 года

Увеличение запаса слов до 200 - 300.

                                                    3 год жизни

2 года -

2 года 6 мес.

Использование в речи многословных предложений, в речи активно употребляются прилагательные, местоимения и предлоги.

2 года 6 мес. – 3 года.

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения.

Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация -практикум для родителей младшей группы Мама, научи меня говорить!

консультация -практикум  знакомит родителей с особенностями развития речи детей 3-4-х лет и с разнообразными способами использования игрушек и игр для речевого разития ребёнка в семье....

Презентация " Мама, научи меня говорить!"

Умение облачать свои мысли и переживания в слова – один из главных социальных навыков человека, который во многом определяет качество его жизни. Именно от того, насколько виртуозно человек овладел язы...

Консультация - практикум для родителей младшей группы: "Мама, научи меня говорить !".

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет            в условиях семьи....

Сценарий "Мама, сказочку послушай" для детей средней группы с ТНР

сценарий по сказке "Соломенный бычок, смоляной бочок"...

Мама, научи меня говорить!

Консультация - практикум для родителей детей младшего возраста. Поможет родителям при создании условий в семье для речевого развития ребенка 3-4 лет....

"Мама, научи меня говорить!" презентация для родителей

Круглый стол для родителей «Мама научи меня говорить!» о подборе игр и игрушек для развития речи в домашних условиях.Нельзя учить малыша только словами, не используя игрушки и игровые мате...