Диагностическое обследование речи детей в детском саду
материал по логопедии на тему

Мовчан Наталья Геннадьевна

Соответствует ФГОС ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ _ ЛОГОПЕДА

Предметные результаты коррекционной работы по данной программе диагностируются с помощью научно-методического пособия «Количественный  мониторинг  общего  и  речевого  развития  детей с ОНР» А. М. Быховской, Н. А. Казовой.

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников с ОНР 5–7 лет и составить диагностику.

Методика мониторинга представляет цели, методы и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи по разделу «Произносительная сторона речи и речевые психические функции», количественный анализ оцениваемых показателей развития.

Представленная методика по речевому развитию ребенка направлена на выявление особенностей овладения лексикой, грамматикой, фонетикой родного языка, умением строить связные высказывания разных типов.

Диагностика предметных качеств речевого развития

При обследовании речевого развития детей 6-го года жизни основное внимание уделяется:

 состоянию импрессивной стороны речи;

 состоянию экспрессивной речи;

 состоянию активного словаря;

 состоянию грамматического строя речи;

 состоянию связной речи;

 состоянию фонематических процессов;

 состоянию звукопроизношения, темпа речи, силы голоса, интонационной выразительности.

При обследовании речевого развития детей 7-го года жизни основное внимание уделяется:

 уровню понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений;

 точности словоупотребления;

 уровню словарного запаса;

 состоянию слоговой структуры;

 умению строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства;

 уровню сформированности грамматического строя речи;

 состоянию звукопроизношения.

Учитель-логопед, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели сформированности всех языковых навыков детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.

Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:

 планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);

 отборе методов, приемов, технологий;

 комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Процедура обследования осуществляется на наглядно-дидактическом материале с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. При обследовании детей 7-го года жизни предъявляемый материал расширяется. На примере обследования состояния импрессивной речи можно проследить усложнение и расширение предъявляемого материала.

Обследование состояния импрессивной стороны речи

Цели:

1. Определить объем словаря и соответствие его возрастной норме.

2. Проверить понимание имен существительных.

3. Проверить способность ребенка к обобщению.

4. Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных.

5. Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

6. Определить понимание форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа.

Методы (высокоформализованные):  беседы,  задания,  обучающий  эксперимент.

Процедура обследования

Задание № 1.

От 5 до 6 лет.

Ребенку предлагается показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку, голову, руки, ноги, живот, шею; дом, крышу дома, окна и двери, балкон, трубу на крыше, машину, колеса машины, кабину и кузов машины; собаку, уши собаки, глаза собаки, туловище собаки; стул, сиденье, спинку, ножки стула.

От 6 до 7 лет.

Ко всем вышеуказанным предметам добавляются: локти и колени девочки, мальчика; пуговицы, воротник, манжеты на одежде девочки, мальчика; фары грузовика; лапы собаки.

Задание № 2.

От 5 до 6 лет.

Для исследования словаря существительных используются картинки по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». Ребенку предлагается показать на картинках предметы: куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репу, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.

От 6 до 7 лет.

К вышеперечисленным предметам добавляются: корова, собака, кошка,  медведь,  лиса,  заяц,  скворец,  ласточка,  грач,  автобус,  самолет,  фургон.

Задание № 3.

От 5 до 6 лет.

Для проверки способности к обобщению ребенку предлагают выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

От 6 до 7 лет.

К вышеуказанным добавляются темы: «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание № 4.

От 5 до 6 лет.

Для проверки понимания глаголов ребенка просят показать на картинках конкретные действия: летит, плывет, идет, прыгает, ползет.

От 6 до 7 лет.

Добавляются: строит, убирает, продает, покупает.

Задание № 5.

От 5 до 6 лет.

Для проверки понимания прилагательных ребенку предлагают показать на картинках определенные признаки предметов: круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, о чем можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».

От 6 до 7 лет.

Добавляются: прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой человек, старый; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

Задание № 6.

От 5 до 6 лет.

Проверка понимания ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки:

1. Ребенку предлагают сначала показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой».

2. Ребенку предлагают ряд заданий по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Покажи. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

От 6 до 7 лет.

1. Ребенку предлагают сначала показать на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке, а потом – бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке.

2. Ребенку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Критерии оценивания:

3 балла – объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Ребенок владеет обобщениями. Смысл отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. Хорошо понимает различные формы словоизменения.

2 балла – объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Смысл отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки. Понимает не все формы словоизменения.

1 балл – объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Смысл отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. Понимает лишь простейшие формы словоизменения.

Обследование состояния экспрессивной речи

Цели:

 выявить характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонированная или монотонная);

 соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нее.

Методы (высокоформализованные): беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – речь ребенка понятная, четкая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звуко-слоговую структуру слов не нарушает.

2 балла – речь ребенка понятная, но недостаточно четкая, состоит из распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с нестойкими аграмматизмами, интонированная. Отмечаются отдельные нарушения звуко-слоговой структуры сложных слов.

1 балл – речь ребенка непонятная, нечеткая, состоящая из отдельных слов или простых нераспространенных предложений с грубыми нарушениями звуко-слоговой структуры слов, монотонная.

Обследование состояния и объема активного словаря

Цель – выявить объем словаря:

 номинативного (существительных по лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);

 предикативного (глаголов);

 атрибутного (названий цвета и формы).

Методы (высокоформализованные): беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – номинативный, предикативный и атрибутный словарь ребенка соответствует возрастной норме или опережает ее.

2 балла – номинативный, предикативный и атрибутный словарь ребенка ниже возрастной нормы.

1 балл – номинативный, предикативный и атрибутный словарь ребенка значительно отстает от возрастной нормы.

Обследование состояния грамматического строя речи

Цель  выявить состояние:

 словоизменения (употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах; образование существительных множественного числа в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными единственного числа; употребление предложных конструкций; употребление числительных два и пять с существительными);

 словообразования (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида).

Методы (высокоформализованные): беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – ребенок правильно выполняет все задания по применению различных видов словоизменения и словообразования.

2 балла  –  ребенок  допускает  негрубые  ошибки  при  выполнении  заданий.

1 балл – ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

Обследование состояния связной речи

Цель – выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания:

 сохранность внутреннего программирования;

 связность и логическую последовательность изложения;

  непрерывный или фрагментарный характер высказывания;

 наличие или отсутствие смысловых пропусков;

 качество использования всех языковых средств.

Методы (высокоформализованные): беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения языковых компонентов.

2 балла – ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Ребенок пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время  высказывания  наблюдаются  нарушения  ряда  языковых компонентов.

1 балл – ребенок нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Ребенок пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.

Обследование фонематических процессов

Цель – выявить:

 состояние фонематического восприятия (дифференцирует или не дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении);

 состояние фонематического анализа и синтеза (выделяет или не выделяет начальный ударный гласный из слова; выделяет или не выделяет конечный и начальный согласные в слове; определяет или не определяет последовательность и количество звуков в слове).

Методы (высокоформализованные): беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Уверенно и правильно выделяет ударный гласный звук, выделяет конечный и начальный согласные в слове, определяет последовательность и количество звуков в слове.

2 балла – ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. Ребенок сомневается (или ошибается) в правильности выделяемого ударного гласного звука. Выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в слове.

1 балл – ребенок затрудняется или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых при произношении. Затрудняется, допускает множество ошибок при выделении ударного гласного звука. Затрудняется в выделении конечного и начального согласных в слове, допускает много ошибок.

Обследование звукопроизношения, темпа, ритма речи,
силы голоса, интонационной выразительности

Цель  выявить:

 нарушение звукопроизношения всех групп звуков (гласные, глухие и звонкие парные согласные в твердом и мягком звучании, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные);

 позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;

 характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешение, пропуски звуков);

 силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);

 модуляцию голоса (модулированная, немодулированная);

 характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нормальный, дисритмия);

 способность употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.

Методы (низкоформализованные, высокоформализованные): наблюдения; беседы, задания, обучающий эксперимент.

Критерии оценивания:

3 балла – нарушений произношения, замен, пропусков звуков нет. Темп и ритм речи нормальные. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть, удивление, испуг). Голос нормальной силы, модулированный.

2 балла – нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях спонтанной речи. Характер нарушений: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Ребенок испытывает затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.

1 балл – нарушено произношение трех или более звуков. Характер нарушений: преобладают искажения или смешения звуков. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечается дисритмия или ее элементы. Речь монотонная. Интонация и эмоциональная окраска речи отсутствуют. Голос тихий или громкий, немодулированный.

Результаты диагностики предметных показателей коррекционной деятельности подробно фиксируются в протоколе обследования (диагностической карте) в начале и в конце коррекционной работы. Уровень речевого развития определяется по формуле: итоговая сумма баллов, набранная ребенком за все оцениваемые показатели при обследовании, делится на максимальное количество баллов за эти показатели и умножается на 100 %. Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития:

 высокий уровень – 80–100 %;

 пограничный (средне-высокий) – 71–79 %;

 средний уровень – 50–70 %;

 низкий уровень – 49 % и ниже.

Диагностика осуществляется с учетом возрастных, психофизических особенностей ребенка, основывается на принципе комплексного подхода, целостности анализа полученной информации для оптимального построения коррекционно-образовательного процесса.

Дети, испытывающие затруднения в усвоении программного материала, получают дополнительное психолого-медико-педагогическое сопровождение через консилиум дошкольного учреждения: дополнительное всестороннее обследование с привлечением специалистов медицинской направленности, выработки индивидуальных коррекционных программ.

Диагностика интегративных качеств личности дошкольника осуществляется методом экспертных оценок в процессе наблюдения за непосредственной предметно-познавательной деятельностью детей. В программе представлен мониторинг сформированности интегративных качеств ребенка к 7-ми годам, который может считаться итоговым. Промежуточный мониторинг осуществляется по этим же критериям.

Критерии оценки сформированности интегративных качеств
личности дошкольника с ОНР подготовительной группы

Планируемые результаты, распределение их по уровням достижения позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательную деятельность и вводить психическое развитие ребенка в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей. Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирования определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка и показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рассматриваются как итоговые интегративные качества, сформированные к 7-ми годам. Мониторинговая процедура предполагает изучение одного и того же содержания развития ребенка всеми специалистами ДОУ с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств. Анализ результатов изучения позволяет составить комплексное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеразвивающей и коррекционной программ.

Критерии сформированности личностных
(интегративных) качеств

Интегративное
качество личности

Уровень сформированности

Низкий

(4–6 баллов)

Средний

(7–9 баллов)

Высокий

(10–12 баллов)

1

2

3

4

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия
с взрослыми
и сверстниками

Наиболее предпочтительно общение
в привычной среде (обстановке). Не всегда может поддержать тему разговора из-за нехватки речевых средств. Мало инициативен, в диалоге стремится к высказыванию, пассивно слушает высказывания других. Часто нарушает речевые этические нормы. Часто проявляет
невнимание к собеседнику

Устанавливает

контакты со сверст-никами и взрослыми. Затрудняется
в общении с мало-знакомыми людьми. Затрудняется
в ведении диалога, не всегда может поддержать тему разговора, ищет поддержку  со стороны. Владеет
культурой общения, нормы рече-
вого этикета нарушает редко

Устанавливает продуктивные контакты со сверстниками и взрослыми (как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми) с использованием вербальных
и невербальных средств общения. Владеет навыками диалогической и монологической речи. Инициативен в общении, умеет договориться, уступить, не входя в конфликт. Владеет культурой общения. Вежлив, внимателен

Физически развитый

Потребность в двигательной активности низкая, проявляется

Потребность в двигательной активности не всегда

Потребность в осознанной двигательной активности высокая,


Продолжение табл.

1

2

3

4

неосознанно или по предложению взрослого, интерес к ней кратковременный. Точность выполнения координированных движений в сочетании с речью отсутствует. Навыки самомассажа, пальчиковой гимнастики, мелкомоторные навыки, навыки дыхательной гимнастики не сформированы. Представления о здоровом образе жизни неосознанные, выполняет только основные, затрудняется в их объяснении

осознанная, плохо контролируемая. Недостаточная точность выполнения координированных движений в сочетании с речью. Навыки самомассажа пальчиковой гимнастики, мелкомоторные навыки, навыки дыхательной гимнастики недостаточно сформированы. Имеет нечеткие представления
о здоровом образе жизни, выделяет только основные, затрудняется в их объяснении, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни при напоминании

точно выполняет координированные движения в сочетании с речью. Контролирует последовательно сложные движения при выполнении по образцу и словесной инструкции, контролирует качество движений, адекватно их оценивает. Имеет представления о здоровом образе жизни, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Владеет навыками самомассажа, пальчиковой гимнастикой, мелкомоторными навыками, дыхательной гимнастикой, координированными движениями

Любознательный, активный

Преобладают предметно-ориентированные интересы, познавательные интересы неустойчивые. Экспериментальная деятельность не сформирована, нарушает последовательность действий при выполнении заданий.
Не инициативен

Проявляет избирательный интерес в познавательной деятельности.
Не всегда пытается понять суть познаваемого, стремится экспериментировать, но нуждается в помощи взрослого. Самостоятелен в при-

Имеет интерес к познанию нового, пытается устанавливать причинно-следственные связи, задает уточняющие вопросы, пытается экспериментировать
в процессе составления творческих рассказов, стремится к самостоятельности в речевых высказываниях,


Продолжение табл.

1

2

3

4

вычной обстановке, в новой ситуации использует помощь взрослого. Испытывает удовлетворение от совместной деятельности с другими детьми

к сотрудничеству. Соблюдает последовательность действий, самостоятелен в выборе видов деятельности

Способен решать интеллектуальные и личностные задачи

Усвоенные знания
и способы решения задач осуществляет
с помощью взрослого. Несоответствия и противоречия может установить только с помощью взрослого. Существенные признаки и причинно-следственные связи установить затрудняется, постоянно нуждается в помощи взрослого. Речевые возможности ограничены

Может применять усвоенные умения и знания,
в случае затруднения прибегает
к помощи взрослого. Проявляет стремление
к самостоятельному поиску способов решения поставленных задач. При несоответствии или противоречиях прибегает к помощи взрослого. Выделяет существенные признаки, лежащие
в основе родовых обобщений, устанавливает простые причинно-следственные связи, более сложные – с помощью взрослого. Может предложить свой замысел, но изложить четко и последовательно затрудняется из-за недостатка речевых средств

Способен сам применять полученные знания и навыки, проявляет аналитические способности при несоответствии или противоречии в окружающей действительности, прибегает к помощи взрослого при недостатке информации, активно использует речевые средства, способен предложить свой замысел (творческое высказывание, придуманное продолжение или изменение концовки произведения). Сравнивает и описывает объекты, используя образные слова и выражения. Моделирует общие
и индивидуальные признаки явлений
и объектов, обобщает их в понятия, объясняет взаимосвязи


Продолжение табл.

1

2

3

4

Овладевший необходимыми умениями и навыками игровой
и предметно-познавательной деятельности

Затрудняется в построении диалога, часто не может договориться со сверстниками, не может организовать игровую деятельность, не ориентируется на интересы других детей, предпочитает манипуляцию с предметами. Интерес к выполнению заданий
с применением знаний и умений снижен. Часто нуждается в помощи взрослого. Речевая активность низкая. Фраза грубо аграмматична

Владеет навыками диалогической речи, речь использует при необходимости, умеет организовать игровой процесс, умеет договориться, справляется с заданиями, иногда использует помощь взрослого. Осуществляет речевое планирование деятельности, соотносит предъявляемые правила с результатом деятельности, не всегда критичные. Проявляет интерес к выполнению заданий, основанных
на применении знаний и умений. Кратко может комментировать свою

деятельность.
Не всегда точен
и аккуратен в выполнении конструктивной деятельности. Речевые средства в пределах возрастной нормы

Владеет навыками диалогической речи, умеет организовать игровой процесс, умеет договориться, справляется с заданиями взрослого (допускается помощь). Осуществляет развернутое речевое планирование деятельности, соотносит предъявляемые правила
с результатом деятельности. Проявляет интерес к выполнению заданий, основанных
на применении знаний и умений. Может комментировать свою деятельность. Речевые средства в пределах возрастной нормы

Имеющий первичные представления о социальной действительности

Представления недостаточно дифференцированные
и информативные.
Речевые средства сформированы

Имеет четкие,
но недостаточно обобщенные
и информативные представления.
Речевые возмож-

Может рассказать о себе, своей семье, имеет представление о мире, природе, об обществе, Родине. Знает обобщающие понятия, имеет


Продолжение табл.

1

2

3

4

на низком возрастном уровне

ности ограничены, употребительны простые, распространенные предложения

временные представления. Знает памятные места и события, связанные с ними, в городе, стране, традиции народа. Имеет четкие информативные представления. Речевые возможности соответствуют возрастной норме

Эмоционально отзывчивый

Эмоционально может реагировать
на отдельные эпизоды, не всегда адекватно выражает свои эмоции, затрудняется в выборе речевых средств в передаче эмоций, не различает эмоциональную
и моральную оценку персонажей, не понимает средств выразительности

Адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей, может кратко выразить это состояние в речи, сопереживает, выражает желание помочь. Имеет представления

об эмоциональных

состояниях, но затрудняется в их передаче через речевые средства
из-за их недостаточности

Адекватно реагирует на эмоциональное состояние других людей, может выразить это состояние в речи, сопереживает, выражает желание помочь. Имеет представления об эмоциональных состояниях. Выразительно, ис-пользуя в речи эпитеты, метафоры, интонационную выразительность, рассказывает
о своих эмоциональных переживаниях
и ощущениях. При передаче чувств пользуется как речевыми средствами, так и психическими

Способный управлять своим поведением

Нормы и правила соблюдает по желанию, если они совпадают с его интересами. При нарушении норм и правил
не испытывает чувство дискомфорта, понимает последствия нарушений, но не

Знает нормы
и правила поведения, но может
их нарушать. При несоблюдении чувствует вину, осознает справедливость замечаний. Знает основные правила

Проявляет самоконтроль, умение выполнять нормы и правила поведения, осознает свое поведение при нарушении. Понимает важность и ответственность соблюдения норм и правил поведения. Знает и соблюда-


Окончание табл.

1

2

3

4

стремится вести себя согласно нормам. Правила безопасности выполняет только совместно со взрослым. Затрудняется в формулировке правил. Речевые средства ограничены

и нормы поведения в общественных местах,
их важность соблюдения для безопасности жизни
и здоровья и соблюдает при помощи взрослого. Планирует свои действия в отдельных видах деятельности, но в соответствии со своими интересами. Идет на компромисс
в конфликтных ситуациях после разъяснений взрослого. Сопровождает речью свои поступки, мотивирует их

ет правила и нормы поведения в общественных местах, их важность для безопасности жизни и здоровья. Планирует свои действия в зависимости от ситуации, идет на компромисс в конфликтных ситуациях. Сопровождает речью свои поступки, мотивируя их

Овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности

Возникают трудности в работе по образцу, затрудняется их осознать, требуется помощь взрослого. Проявляет самоконтроль только при напоминании, самооценка неадекватная (завышена, занижена). Демонстрирует низкий уровень речевого сопровождения

Старается работать по образцу, но часто прибегает к помощи взрослого, результат соответствует образцу. Уровень самоконтроля недостаточный, проявляется при напоминании, не всегда уверен в самооценке (завышена, занижена). Речевое сопровождение по необходимости

Стремится работать
по правилу или образцу, по инструкции. Проявляет самоконтроль при выполнении задания, может устранить ошибку самостоятельно или с помощью взрослого, адекватно оценить результат своей деятельности. Комментирует свои действия, этапы работы

На основании оценок, проставленных всеми специалистами, определяется итоговый уровень сформированности интегративного качества (высокий, средний, низкий). Данные каждого ребенка заносятся в сводную таблицу, отражающую уровень сформированности речевых и интегративных (личностных) качеств.

 Сводная таблица уровня сформированности общего
и речевого развития

Фамилия,
имя ребенка

Уровень речевых качеств

Уровень
интегративных
качеств

Уровень общего
и речевого
развития

Примечание

с

м

с

м

м

1

Иванов
Петя

Н

С

Н

С

С

2

Условные обозначения:

с – сентябрь;

м – май.

Условные обозначения речевых качеств:

В – высокий уровень;

П – пограничный (средне-высокий);

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Условные обозначения уровня интегративных (личностных) качеств:

В – высокий;

С – средний;

Н – низкий.

Комплексный подход дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных и вместе с тем специфических действий всех специалистов образовательной системы. Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию возможна только при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса. В результате такого комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности, осуществляется формирование личностных (интегративных) качеств ребенка в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в детском саду

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...

Развитие речи детей в детском саду и дома.

Родительское собрание в нетрадиционной форме о том , как развивать речь детей дома....

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Родительское собрание в первой младшей группе « Развитие речи детей в детском саду и дома»

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего  возраста...

Развитие речи детей в детском саду и дома

Материал для родительского собрания...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...