Конспект образовательной ситуации по формированию лексико-грамматических категорий с использованием элементов ТРИЗ "Кто-кто в теремочке живет?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кириченко Людмила Николаевна

В конспекте представлены нетрадиционные приемы формирования лексико-грамматических категорий.

Представлены авторские морфотаблицы по образованию сложных прилагательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.docx186.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 г. Кола

Конспект

Образовательной ситуации

по формированию лексико – грамматического строя речи

«Кто – кто в теремочке живёт?»

Составила:

Учитель -  логопед

Кириченко Л.Н.

г. Кола

2018 г.

Задачи:        1. Продолжать учить составлять рассказ – описание с использованием сложных прилагательных (игра «Теремок» метода «Системный оператор» технологии ТРИЗ).

2. Закрепить навык образования сложных прилагательных (метод «Морфотаблица» технологии ТРИЗ).

3. Продолжить учить образовывать существительные от глаголов с помощью суффикса – ЛКА.

4. Активизировать словарь прилагательных, глаголов.

5. Продолжать формировать понятие о том, что один и тот же признак может быть у нескольких объектов (игра «Волшебные очки» технологии ТРИЗ).

6. Развивать зрительную и слуховую память; умение синтезировать части в целое.

7. Воспитывать умение выслушивать товарища, педагога.

Оборудование: компъютер, демонстрационный экран, проектор.

 

Ход занятия:

Метод «Системный оператор»: I. 1. Игра «У кого что?». Подумайте и скажите – у кого или чего есть

Ноги?

Ответы: людей, домашних и диких птиц, домашних и диких животных, насекомых, мебели. (Предполагаемые ответы демонстрируются на экране)

Ноги, голова, хвост?

Ответы: домашних и диких птиц, домашних и диких животных.

Ноги, голова, хвост, крылья?

Ответы: домашних птиц, диких птиц: перелётных и зимующих.

Ноги, голова, хвост, короткий клюв?

Ответы: кукушки, стрижа, жаворонка и т.д.

Ноги, голова, хвост, короткий клюв, хвост вилочкой?

Ответы: ласточки.

II. 1. Игра «Волшебные очки».

Представьте, что вы надели волшебные очки треугольной формы. Посмотрите в них на ласточку и назовите части тела треугольной формы.

Ответы: клюв, крылья, коготки, хвост.

А теперь наденьте очки круглой формы. Какие круглые части вы увидели?

Ответы: голова, глаза.

2. Игра «Дразнилка».

Вспомните, что умеет делать ласточка и «подразните» её с помощью слов, отвечающих на вопрос что? Послушаете как это сделаю я – ласточка летает, значит она – леталка. Носит еду - носилка.

Ответы: щебеталка, ловилка, порхалка, спалка и т.д.

Метод «Морфотаблица». 3. Мы вспомнили, что умеет делать ласточка, вспомнили, какие части у неё есть. А теперь – составим про неё загадки.  Только  загадывать мы будем сложными словами. Поможет нам в этом наша таблица. (Презентация. Слайд с изображением частей птицы, расположенными по горизонтали.)

Назовите части, которые видите.

F:\птица\Копия 0834-4.jpg

Теперь посмотрите сюда и вспомните, какими эти части  могут быть.

(Слайд со схематичным  изображением признаков)

______

Ответы: длинный, короткий, острый.

        Перед началом немножко отдохнём.

Физминутка:

Цапля ходит по воде                        Ходьба на месте.

И мечтает о еде.                                Поднимают высоко голову.

Ноги выше поднимай,                        Поочерёдно рывком поднимают ногу,

Ты, как цапля, не зевай!                Согнутую в колене, как можно выше.

Чтоб поймать еду в водице,                Наклоняются и достают правой рукой

Нужно ниже наклониться.                левую ступню.

Ну – ка, тоже наклонись,                Левой рукой –

До носочка дотянись.                         правую ступню.

4. Загадки.

        «Прочитайте», пожалуйста, первую загадку.

______

Загадка: Эта птица длиннокрылая, длиннохвостая, коротконогая, короткоклювая, острокрылая, острохвостая, остроклювая.

Ответ: ласточка.

«Прочитайте» вторую загадку.

______

Загадка: Эта птица длинноногая, длиннокрылая, длиннохвостая длинноклювая, острокрылая, остроклювая.

Ответ: Аист, журавль, цапля.

5. Игра «Теремок». Раздаю изображения 2-3 перелётных птиц.

        Ну, а теперь поиграем в игру «Теремок». Только жить в нём будут не животные, а птицы. И рассказывать они будут о себе сложными словами. И так…

        Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, невысок-невысок. Пролетала мимо ласточка. Увидела теремок, заглянула, а он пуст. Залетела в него, стала жить-поживать. Летела мимо…утка. Видит в поле теремок, теремок. Он не низок-невысок. Подлетела, постучала и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в не высоком живёт?»

Ласточка: Я ласточка –длиннохвостая, длиннокрылая,… А ты кто?

Утка: «Я утка – коротконогая,  плоскоклювая,…».

III. Но вот наступила ночь, а ночью птицы спят. Вместе с ними уснула и наша сказка.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

Сценарий образовательной ситуации по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Предлог «В»

Организованная образовательная деятельность по теме "Предлог В".Сценарий образовательной ситуации на тему «Предлог «В» по формированию лексико-грамматической стороны речи разработан для дошкольников с...

Конспект образовательной ситуации по формированию лексико – грамматического строя и связной речи с использованием морфотаблицы технологии ТРИЗ «ИВОВЫЙ ПИР».

Конспект образовательной ситуации по формированию лексико – грамматического строя и связной речи  у детей старшего дошкольного возраста й с ТНР. Конспект составлен с использованием морфотаб...

Конспект образовательной ситуации по формированию лексико-грамматического строя с использованием элементов ТРИЗ «…Много мебели в квартире»

Конспект образовательной ситуации рекомендован воспитетлям, учителям-логопедам для использования в образователньом процессе. Основные задачи:1. Продолжать учить составлять рассказ – описание с э...