НОД.Тема: Звук Щ . Буква Щ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Демидова Галина Владимировна

НОД обучение грамоте, группа для детей с ТНР от 5-6 лет.

Тема:  Звук Щ . Буква Щ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_shch.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для родителей. Группа для детей с ТНР от 5-6 лет.

Тема:  Звук Щ . Буква Щ.

Цели: Коррекционно - образовательные:

-        познакомить    со    звуком Щ , способом  его    характеристики    с    опорой     на артикуляцию и  понятием «согласный звук»;

  • учить выделять место согласного звука в словах;
  • познакомить с буквой  Щ  (без установки  на запоминание буквы);
  • уточнение словаря по теме «Посуда»;
  • усвоение категории родительного падежа;
  • учить подбирать родственные слова;
  • продолжать учить восстановлению деформированных предложений.
  • Коррекционно - развивающие:
  • развивать общую,  мелкую  и  артикуляционную  моторику; развивать дыхание и  голос;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • -развитие пространственного восприятия и памяти, внимания.
  • Коррекционно - воспитательная:
  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:  картинки с изображением предметов посуды; Незнайки, предметные  картинки  со звуком Щ  в начале ,в середине и в конце слова, схемы звуков и букв, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления  схем, схемы  для определения места звука в слове, буква Щ, кукольная посуда.

1. Организационный   момент. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

«Чудесные превращения».

— Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.

Развитие слухоречевого внимания.

— Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды.

Соль, варенье, сковорода, день, ложка, гусь, пельмени, поднос, сад, утро, книга, кувшин, помидор, часы, газета, чашка, ластик

2.Развитие мелкой моторики. Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

Е. Еголаева

3 .Самомассаж.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

4. Мимические упражнения

- Выразите огорчение: разбили тарелку.

-Покажите радость: вам подарили новую красивую чашку.

5.Артикуляционные упражнения

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

— Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

— Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

— Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

— Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

— Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

   6. Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса.

«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.

«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.

«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз.

Развитие силы и высоты звучания голоса. Произнесение предложения «Какой кислый щавель!» от лица дедушки, сестренки и маленького братика.

Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы:    «Какая посуда».

7. Массаж пальцев су-джок массажёрами.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

8. Объявление темы  занятия. Прослушайте скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.

Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ... (длительное произнесение звука).

9. Акустико — артикуляционный образ  звука.

— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой.Всегда мягкий, как и [Ч], глухой шипящий звук [Щ] напоминает шипение змейки,

Звук Щ– согласный, мягкий и глухой- обозначать  мы  его  будем фишкой зелёного цвета.

Придумайте слова со звуком Щ.

(щётка, щенок ,щупальца ,щекотка, щегол, щука, щит)

10.Связь звуков  и  буквы. Логопед выставляет букву Щ, а дети  говорят  о  том,  на что она похожа.

Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой.
В. Ковшиков

Выложите букву Щ  из палочек

А теперь давайте покажем её с помощью рук

11.Развитие      фонематического      слуха:      опознание      звука       в      ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому       подобию.  Логопед   произносит   ряд   звуков:   АН,Щ,М,Т,У,Щ,И,Т, А,Щ, О,Т,Н,Щ, У,Т,Н , О, И, У,М   дети хлопают, когда слышат звук Щ.

12.Закрепление звука  в слогах.  Д/У«Скажи наоборот»:
ща-ащ,   щу-...,    ущ-щу,      ищ- ...
13.Закрепление звука  [Щ] в  чистоговорках:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

 ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

 ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

 ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

 ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

 ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

14.Физминутка - логоритмика.

Мы попрыгаем немножко,

Пусть слова разделят ножки.

Тарелка, стакан, чайник, нож, вилка, салатница, сахарница, тёрка, солонка.

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони

Будем маме помогать. Прыгают. 

Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.

Про тарелки не забыли. Трут ладошки.

Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.

Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз. 

15.«Определи место звука» У детей картинки , в названиях которых есть звук Щ, они определяют фишками место звука на своих схемах.

15.Игра «Чего не хватает?». (Род. п.)

Чего не хватает у чайника? У чайника не хватает носика. и т д.

18.Итог занятия.С каким звуком мы сегодня познакомились? (звук Щ)

Какой это звук? (согласный, глухой)

Фишкой,  какого цвета будем его обозначать'? (зелёного)

В какой замок  мы его поселим?

19.Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...