Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ
материал по логопедии на тему

 Ирина Владимировна Колосовская

Доклад Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_kolosovskaya_i.v.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Колосовская И.В.

Консультационный центр в ДОУ, как направление работы по оказанию ранней помощи семьям и детям с ОВЗ

Слайд1

   Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

    К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.     Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию коррекционно-развивающего обучения

   В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч.  до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

   Слайд 2

   С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Слайд 3

   На Консультационный центр возлагаются следующие задачи:

• оказание всесторонней помощи родителям и детям с ОВЗ, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в них;

• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;

• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей данного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

• помощь родителям в выборе адекватного дальнейшего образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Слайд 4

  Основной контингент нашего Консультационного центра – родители детей-инвалидов не посещающих дошкольное учреждение по состоянию здоровья, а также родители детей в возрасте 1-3 года не посещающих детский сад в силу возраста и предпочтений родителей  

Слайд 5

   Консультационный центр в нашем детском саду работает 1 раз в неделю по средам. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.
  Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

Слайд 6

    Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра.
1. Обеспечиваем родителей необходимой 
информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, страничка на сайте детского сада).
2. 
Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону.

3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое.    

     Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.

Слайд 7
    Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов и речи.

    Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.
Слайд 8

4. Интересной и результативной формой работы с родителями является практическая деятельность специалистов с родителями и детьми в присутствии родителей.  Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их).

 

 Слайд 9  

   Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования.

     Слайд 10

При обращении в КЦ родителей с ребенком логопед проводит анкетирование родителей, заполняет карту первичного обследования по результатам экспресс диагностики, так же ведется рабочий журнал консультаций.

Слайд 11

   Диагностика детей с нарушениями речи в нашем КЦ проходит по методикам:

Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей 2—4 лет».

   С какими же проблемами наиболее часто обращаются родители  к логопеду КЦ?

Слайд 12

Наиболее часто тревожит родителей детей раннего возраста запаздывание появления активной речи.

    Прежде всего, логопед должен донести до родителей   условия организации коррекционной работы с малышом

- Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

- Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.

- Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

- При организации занятия с ребенком необходимо использовать знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой, игра с зайчиком, кошечкой и т.д

- Необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию

- Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.

- В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам

- Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой - объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

Слайд 13

  Так же  учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребенка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков. Логопед показывает родителям на практике, какие речевые игры и упражнения использовать, обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике, дает рекомендации по проведению развивающих игр в домашних условиях.

     На раннем этапе речевого развития  используют следующие основные направления коррекционно-логопедической работы: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие тактильных ощущений, формирование понимания речи.

     Кроме того, к одному из приемов работы, направленной на предупреждение недостатков речевого развития в первые месяцы жизни, является нормализация процесса кормления, наряду с которым следует формировать зрительную фиксацию и способность следить за движущимися предметами, развивать у ребенка потребность общения со взрослым, слуховое внимание, работать над активизацией голосовых реакций.

    Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. Так в работе с малышами, начиная с 1-го года, рекомендуем родителям использовать игровые упражнения, направленные на развитие физиологического дыхания, укрепление мышц губ. Каждое занятие с ребенком должно начинаться  с таких дыхательных упражнений, как «Подуем в трубочку», «Запустим мыльные пузыри», «Кораблики плывут по озеру». На более поздних этапах развития (2-3 года) в работе можно применять упражнения, направленные на тренировку длительной воздушной струи, выработку умения целенаправленно изменять силу выдоха (игры «Вертушка», «Погуди сильнее», «Хоровод девочек», «Попади в ворота»

   Одним из важнейших условий в проведении логопедической работы с детьми раннего возраста является применение игр по стимуляции речевой активности, которые мы можем сочетать с играми на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти. Используя определенный сюжет, ребенка легко вовлечь в игру. Для такого рода игр можно применять любые игрушки, музыкальные инструменты, можно вводить в занятие небольшие театрализованные элементы, что вызывает особый интерес малыша. Особой популярностью у детей раннего возраста пользуются игры: «Волшебный мешочек», «Чья песенка звучит?», «Кто внимательный?», игры со звуковыми баночками и коробочками, «Угадай, кто разбудил зайку?», «Что пропало?».

   Стоит не забывать и о том, что уровень развития речи малыша в особой мере зависит от уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому в логопедической работе с детьми особое место нужно уделить играм на тренировку различных движений пальцев и кистей рук.

   В заключении хочется сказать о том, что если у ребенка раннего возраста наблюдается задержка речевого развития, то это еще не дает основание выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития, можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка. И чтобы преодолеть возможные нарушения, необходимо своевременно оказать ребенку необходимую помощь.

Слайд 14

       И именно консультационные центры в детских садах - это реальная и доступная возможность родителям, оказавшимся в ситуации невозможности посещать детский сад из-за состояния здоровья малыша и по сути оставшимся наедине со своей проблемой получить  профессиональную консультацию (помощь) от квалифицированных и неравнодушных людей. А также прекрасная возможность родителям детей раннего возраста получить своевременную  консультацию о сензитивных периодах развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...