Рабочая программа «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»
рабочая программа по логопедии на тему

Головлёва Наталья Владимировна

Пояснительная записка

 

         В основе создания этой программы  использован  опыт работы

в дошкольном учреждении, с детьми часто и длительно болеющими, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ,  научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В, Степанова О.А.

        Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной  задачей дошкольного  учреждения  является  подготовка   ребенка  к  школе,  в  том  числе  к  усвоению  письменной  речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

         Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,

а так же его социализации.

          Работа в дошкольном учреждении дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

        Анализ организационной и содержательной сторон деятельности выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда в дошкольной группе для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедическая работа при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

       Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

 

Цель программы сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

 

      Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, так как дети соматически ослабленные, часто пропускающие ДОУ.

Первые 3 недели сентября – обследование детей заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий по коррекции речи разделено на 3 периода обучения

1 – сентябрь – ноябрь

2 – декабрь – февраль

3 – март - июнь

В июне  – повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – индивидуальная или в микроподгруппах. Исходя опять же из:

  • контингента детей (часто и длительно болеющие),
  • большой численности детей зачисленных на логопункт,
  • логопед на логопункте занимается одновременно с тремя возрастными группами (средний, старший и подготовительный возраст)

и на первый план выходит коррекционная работа по исправлению звукопроизношения.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15  минут.

ФН – 2  раза в неделю;

ФФН – 2   раза в неделю;

ОНР – 2-3 раза в неделю.

В микрогруппы объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 человека, периодичность занятий – 1 раз в неделю 20 минут для детей старшего возраста, 15 минут для детей средней группы.

Продолжительность занятий с детьми: ФН –  6 месяцев;

ФФН  – 1 год

ФФН  Стёртая дизартрия – 2 года

ОНР  – 2 года.

При необходимости коррекционный курс повторяется.

Выпуск детей в конце учебного года. 

     Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год в форме индивидуального диагностирования и фиксации результатов в речевых картах  в протоколах.

     Исходя из состава детей  (с ФФН и ОНР 1-2 уровня,

ОНР III-IV (у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно

в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания

в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  1. формирование полноценных произносительных навыков;
  2. развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  3. развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  4. обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  5. воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  6. развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  7. формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе

и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных

на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

 

Заключение

 

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,  разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ

детского сада № 59 «Умка»

__________________ Гуторова И.В.

Рабочая  программа

«КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

учителя-логопеда Головлёвой Н.В.

Пояснительная записка

         В основе создания этой программы  использован  опыт работы

в дошкольном учреждении, с детьми часто и длительно болеющими, подкреплённый современными коррекционно-развивающими  программами  Министерства Образования РФ,  научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности // «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В, Степанова О.А.

        Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной  задачей дошкольного  учреждения  является  подготовка   ребенка  к  школе,  в  том  числе  к  усвоению  письменной  речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

         Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,

а так же его социализации.

          Работа в дошкольном учреждении дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

        Анализ организационной и содержательной сторон деятельности выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда в дошкольной группе для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедическая работа при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

       Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Цель программы сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

      Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, так как дети соматически ослабленные, часто пропускающие ДОУ.

Первые 3 недели сентября – обследование детей заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий по коррекции речи разделено на 3 периода обучения

1 – сентябрь – ноябрь

2 – декабрь – февраль

3 – март - июнь

В июне  – повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – индивидуальная или в микроподгруппах. Исходя опять же из:

  • контингента детей (часто и длительно болеющие),
  • большой численности детей зачисленных на логопункт,
  • логопед на логопункте занимается одновременно с тремя возрастными группами (средний, старший и подготовительный возраст)

и на первый план выходит коррекционная работа по исправлению звукопроизношения.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15  минут.

ФН – 2  раза в неделю;

ФФН – 2   раза в неделю;

ОНР – 2-3 раза в неделю.

В микрогруппы объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 человека, периодичность занятий – 1 раз в неделю 20 минут для детей старшего возраста, 15 минут для детей средней группы.

Продолжительность занятий с детьми: ФН –  6 месяцев;

ФФН  – 1 год

ФФН  Стёртая дизартрия – 2 года

ОНР  – 2 года.

При необходимости коррекционный курс повторяется.

Выпуск детей в конце учебного года.  

     Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год в форме индивидуального диагностирования и фиксации результатов в речевых картах  в протоколах.

     Исходя из состава детей  (с ФФН и ОНР 1-2 уровня,

ОНР III-IV (у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно

в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания

в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе

и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных

на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Заключение

Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,  разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Методическое обеспечение

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, диктофона, компьютера.

Дидактические пособия и игры в логопедическом кабинете.

  1. Развитие мелкой моторики рук, сенсорика:
  • «Сухой бассейн»
  • Ширма многофункциональная
  • «Поймай рыбку»
  • «Провези по дорожке»
  • Шнуровки
  • Выложи из палочек.
  • Выложи из ниток.
  • «Разложи пуговицы по цвету».
  • «Разгладь платочки»
  • Каучуковые мячики.
  • «Разбери крупу»
  • Мелкий конструктор.
  • «Сложи кубик»
  • «Осьминог и щупальца»
  • Мозаика.
  • «Поедем в гости»
  • «Смотай клубочек»
  • « Раздели фасоль и горох»
  • Массажные мячи.
  • Карандаши с гранями для массажа рук.
  • «Кулинария».
  • Лопающиеся пузырьки.
  • Массажное колечко для массажа пальчиков рук.
  • Трафареты.
  • Доска для обведения предметов (по лексическим темам).
  • «Помоги художнику»
  • «Разложи пробки по баночкам»
  • «Где у рыбки хвостик?»
  • «Бабочка потеряла крылышко»
  • «Собери бусы»
  • «Покрути, сказку собери» (цилиндр со сказками)
  • Разрезные картинки по лексическим темам.
  • «Яблонька»
  • Игры с прищепками «Солнышко», «Ёжик», «Клоун»
  1. Развитие речевого дыхания:
  • «Снегопад»
  • «Осенние листочки»
  • «Поляна с бабочками»
  • «Подуй на самолётик»
  • «Прокати мячик по дорожке»
  • «Лодочка плыви»
  • Султанчики.
  • «Гуси-лебеди»
  • Пенициллиновые пузырьки.
  • Зонды крутящиеся
  1. Связная речь:
  • Персонажи из сказок.
  • Бумажный театр (Репка. Колобок. Маша и медведь.)
  • Сюжетные картинки.
  • Мозаика «Времена года» – 4 шт.
  • Карточки-схемы (времена года)
  • Таблица «Осень», «Зима»
  • «Мяч прокати и про времена года расскажи»
  • «Разложи по порядку»
  • «Какая картинка лишняя»
  • «Поймай картинку на заданный звук».
  • Разрезные картинки (сказки).
  • «Покрути, сказку собери»
  1. Звуко-буквенный анализ и синтез слова:
  • «Город звуков»
  • Таблицы для индивидуальной работы.
  • Символы гласных и согласных звуков.
  • Таблицы Коноваленко (большой формат)
  • «Самолёт» индив. работа (начало, середина, конец слова).
  • Паровозик 3 вагона  (начало, середина, конец слова).
  • Магнитная доска с буквами.
  • Индивидуальные доски с набором букв.
  • Большие буквы для наборного полотна.
  • Таблицы: «Соедини букву с картинкой»
  • Доска для обведения букв.
  • Кубики со слогами, буквами
  1. Лексико-грамматические категории:
  • Настенные таблицы: овощи, фрукты, цвет.
  • Наборы картинок на обобщение.
  • Мозаика «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Рыбы»
  • «Четвёртый лишний» (по лексическим темам).
  • Картинки «Один – много»
  • Игра «Предлоги» (карточки, картинки)
  • «К кому поедем в гости?»
  • Карточки «Составь предложение»
  • Набор предметов (металлические, бумажные, кожаные, деревянные)
  • Предметные картинки.
  • Картинки-действия.
  • Профессии «Кому что необходимо».
  • Спортивное лото (хоккеист,  конькобежец…)
  • Игра «Вопрос ребром»
  • «Вкусная игра»
  1. Ориентировка в пространстве.
  • «Куда поехала машина?»
  • Ширма многофункциональная
  • Дом недели (большой и малый)
  • Сюжетные картинки (предлоги, лево-право).
  • «Кто где?»
  • Сериационные ряды (матрёшки, домики, чашки, ложки, платья, шапочки, овощи)
  • Карточки «Разложи также»
  1. Фонетико-фонематические процессы:
  • Предметные картинки на все звуки (большие и малые).
  • «Позвони в колокольчик, если услышишь звук …»
  • «Лопни пузырёк, если услышишь звук …»
  • Логопедическое лото  Р, Рь.
  • Логопедическое лото Л, Ль.
  • Логопедическое лото  С, Сь, З, Зь, Ц.
  • Логопедическое лото Ч, Щ, Ш, Ж..
  • «Заведи мотор у машины» (автоматизация звука Р)
  • «Довези машину до гаража» (автоматизация звука Р)
  • «Змея шипит» (автоматизация звука Ш)
  • «Чайник закипел» (автоматизация звука С)
  • Сюжетные картинки на звуки.
  • Карточки на лишнюю картинку.
  • «Кубик-рубик покрути – звуки правильно найди»
  • Картинный материал на все звуки
  • Компьютерные диски на все звуки
  1. Высшие психические функции:
  • «Четвёртый лишний»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не хватает?»
  • Головоломки (жуки, бабочки)
  • «У кого что или кто чем играет?»
  • Разрезные картинки по лексическим темам.
  • Куб с вкладышами.
  • Геометрик.
  • «Подбери правильно заплатку»
  • Дополни картину (времена года, цифры)

Характеристика детей с I уровнем развития речи

   Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются  сокращениям  («пака  ди» — собака сидит,; «атпб» — молоток, «тя мако» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-трех-сложных  слов,   включающих  звуки  раннего  и  среднего онтогенеза («дять» — дать, взять;   «кика» — книга;   «пака» —   палка);    «контурных»   слов   из   двух-трех   слогов («атота» — морковка, «тпяпатп» — кровать, «тяти» — мячик);   фрагментов   слов-существительных   и   глаголов («ко» — корова,     «Бея» — Белоснежка,     «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пака» — плохой); звукоподражаний  и  звукокомплексов  («ко-ко»,   «бах»,   «му», «ав») и т. п.

Содержание логопедической работы по преодолению

ОНР I уровня

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Развитие понимания речи

Учить детей находить предметы, игрушки. Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения. Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает

на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические  темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», « Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей называть родителей, родственников

(мама, папа, бабушка).

Учить детей называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию:

  • голосам животных;
  • звукам окружающего мира;
  • звукам музыкальных инструментов.

Развитие внимания, памяти, мышления Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую

убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

II-III

Январь, февраль,

март,

апрель,

май,

июнь

Развитие понимания речи

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать нож, шить — игла, наливать суп половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег санки, коньки, снежная баба).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи спит, иди идет).

Развитие внимания* памяти, мышления Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш..

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь зонт, снег коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

  • 3 красных кубика и 1 синий;
  • кукла, клоун, Буратино — шапка;
  • шуба, пальто, плащ — шкаф;
  • красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
    Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки
(«Из рук детворы ветер вырвал воздушные.,, шары»)

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами:   «Игрушки»,  «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
  • называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
  • обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические   и   эмоционально-аффективные   со
    стояния
    (холодно, тепло, больно и т. д.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или дву-словной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

    Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы:  «Да пить моко» — дай пить молоко;  «баска атать нйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три   ежа,   «мога   каф» — много   кукол,   «синя   када-сы» — синие карандаши,  «лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы  языка,  в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает  речевые  возможности  детей,   приводя  к  грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл» — налил, полил, вылил, «ги-бы  суп» — грибной  суп,   «дайка  хвот» — заячий  хвост и  т, п.).Наряду  с  указанными  ошибками  наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно   составление   рассказов,   пересказов   без   помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости .

Содержание логопедической работы

по преодолению  ОНР   II уровня

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь,

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью. Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, .мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.). Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существительными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!), Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Развитие самостоятельной

фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? »

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша

ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?)-Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение,

начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному

плану).

Лексические  темы: «Помещение детского сада», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Овощи», «Продукты питания», «Игрушки»» «Осень», «Зима», «Праздник Новый год», «Развлечения детей в зимнее время» и_ т.д.

II -  III

Январь,

февраль,

март,

апрель,

май, начало июня

Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много)-Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.)-Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал,
подал, ушел, унес, убрал
и т. п.).
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка стул, ветки дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки зима, корабль море). Учить подбирать существительные к названию действия (кататься велосипед, летать самолет, варить — суп, резать — хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной  фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?*.

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному

плану).

Учить составлять предложения по демонстрации

действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи Учить детей различать речевые и неречевые

звуки.

Учить детей определять источник звука. Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов. Формировать звуко-слоговую структуру слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие

и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па* с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и гласных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (такта, попто).

Лексические  темы: «Игры и развлечения детей зимой», «Рождество», «Крещенье», «Святки»; «Помощь птицам и животным зимой», «Теплая одежда», «Приход весны», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прилет птиц», «Природные явления весны», «Труд людей весной», «Сад-огород», «Лето» и Др.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
  • узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
  • сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
  • понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и вини
    тельного падежей, некоторых простых предлогов;
  • фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
  • воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух-  и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи слово сочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

и ОНР III-IV уровнем речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей

с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия

и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность

к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФН и ОНР III- IV (у. р. р.) строится

с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

Содержание логопедической работы по преодолению

ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей  6-го года жизни.

I период

Основное содержание работы

Развитие речи

Произношение

Фонематическое восприятие

Выработка дифференци-

рованных  движений  органов артикуляционно-го аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыка пра-

вильного произношения звуков (гласных,  соглас-

ных), имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля-

ционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствую-

щих в речи звуков

(в соответствии с индиви-

дуальными особенностя-

ми речи детей).

Автоматизация поставлен-

ных звуков в составе сло-

гов, слов, предложений, тексов.

Воспитание правильной ритмико-интонационной

и мелодической окраски речи.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых

и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно

произносимых звуков.

Знакомство с буквами, обозначающими звуки.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных

и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Закрепление навыка употребления категории

числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют).

Закрепление навыка употребления формы родительного падежа

с предлогом у.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё

с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, ката-ли, купили).

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно –  ответный и наглядно – графи-

ческий планы.

II период

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппара-

та.

Развитие умения анализи-

ровать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети-

ческого оформления.

Постановка отсутствую-

щих звуков.

Автоматизация произно-

шения ранее поставлен-

ных звуков в предложени-

ях и коротких  текстах.

Автоматизация произно-

шения вновь поставлен-

ных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с про-

говариванием), различаю-

щихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – [пь],

[т] – [ть] и т.д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б],

[к] – [г] и т.д.);

  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечени-

ем двух согласных;

  • в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

  • дифференцируемые звуки;
  • определённый заданный звук.

На том же материале:

  • определение места звука в слове;
  • выделение гласных звуков в положении        после согласного           в слове;
  • совешенствование навыков употребле- ния в речевом контексте слов сложной звуконапол-

няемости;

  • анализ и синтез прямого слога;
  • выделение согласного звука в начале слова;
  • выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство

с понятием «твёрдый

– мягкий звук и глухой – звонкий».

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны про-

изношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – пь]

[т] – [ть] и т. д.);

  • по глухости – звонкости  ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечени-

ем двух согласных;

  • в словах и фразах;
  • составление предло- жения с опредлённым словом
  • анализ двусловного предложения

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепления в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образо-

вания  относительных прилагательных;

  • согласование прядковых числительных с сущест-

вительными.

Закрепление умения:

  • подбирать однокоренные слова;
  • образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);
  • составлять предложения
  • по демонстрации дейст-

вий, картине, вопросам;

  • распространять предложение однородны-ми, подлежащими, сказуемыми,      дополнениями, определениями;
  • составлять предложения по опорным словам;
  • составлять предложения

по картине, серии картин,

пересказывать тексты

насыщенные изучаемыми

звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Распространение предложений за счёт введения

однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по картине, по вопросам.

Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III период

Автоматизация поставлен-

ных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж];

[р] – [л];

  • в прямых и обрат-

ных слогах;

  • в слогах со стечении-

ем трёх согласных;

  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных  ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.

Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппара-та.

Совершенствование дик-ции.

Совершенствование инто-

национной выразительнос-

ти  речи.

Составление схемы слова

с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответству-

ющей графической схеме.

Выбор графической схемы к  соответствующему слову.

Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последователь-

ности звуков в слове (спеллинг).

Определение порядка следо-

вания звуков в слове.

Определение количества

и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.

Составление слов из заданной последователь-ности звуков.

Закрепления навыка образования уменьшительной формы сущест-

вительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.)

Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала

к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома).

Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).

Образование существительных

от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать).

Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Формирование навыка составления предложений с элементами творчества.

Составление рассказов

с элементами творчества.

Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д.

Оформление речевых

высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

Повышение мотивации детей к активному употреблению в вы-сказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Содержание логопедической работы по преодолению

ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.  у детей  7-го года жизни.

I период

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

Постановка отсутствую-

щих звуков.

Закрепление правильно произносимых звуков.

Выработка дифференци-

рованных  движений  органов артикуляционно-

го аппарата.

Развитие речевого

дыхания.

Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоя-

щих из правильно произ-

носимых звуков.

Формирование граммати-

чески правильной речи.

Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произноше-

ния звуков.

Усвоение доступных рит-

мических моделей слов:

`та – та, та – `та,  `та – та – та, та – `та – та.

Определение ритмических моделей слов:

вата –`тата,

вода – та`та  т. д

Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:

`вата – `тата,

во`да – та`та.

Различение звуков на слух:

  • по твёрдости –            мягкости;
  • по глухости – звонкости;
  • по месту образования

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля-

ционные признаки.

Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков.

Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).

Анализ и синтез прямых и обратных слогов.

Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.

Выделение слогообразу-

ющего гласного в пози-ции после согласного из слов типа: ком, сом,  кнут.

Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).

Выкладывание из цвет-

ных фишек обратных слогов.

Преобразование слогов.

Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.

Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».

Составление графичес-кой схемы слова.

Называния порядка следования звуков

в слове.

Выделение и называние гласных, согласных зву-

ков в слове.

Умение давать качествен-

ную характеристику звуку.

Формирование умения делить на слова предло-

жения простой конструк-

ции без предлогов и

с предлогами.

Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма),

различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний сущест-вительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев

и т. д.)

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с сущес-твительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение вни-

мания к родовой принадлежности предметов (мой стакан,  моя сумка, мои туфли).

Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…);

способом присоединения суффиксов (мех – мехо – вой -  меховая, лимон – лимонный – лимонная);

к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико);

способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).

Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).

Распрострастранение простого предложения  прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью

вопросов: кто?  что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.

Составление простых

распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в,

под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.

Объединение нескольких

предложений  в небольшой рассказ.

Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, по-дойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа).

Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II период

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.

Усвоение слов сложного слогового состава (трату-

ар, экскаватор, перекрёс-

ток и др.) в связи с зак-

реплением правильного произношения.

Усвоение многосложных слов (учительница, часов-

щик, электрический и др.)

Развитие точности произ-

вольных движений артику-

ляционного аппарата.

Различение на слух:

[ч] – [ть] – [сь] – [щ],

[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифферен-

циация.

Усвоение многосложных слов в связи с закрепле-

нием правильного произ-

ношения.

Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование дик-

ции и  интонационной выразительности  речи.

Совершенствование навы-

ков звукового-слогового анализа и синтеза слов.

Составление схемы слов из фишек и полосок.

Звуко-слоговой анализ слов различной сложнос-

ти типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.

Определение различий и качественных характерис-

тик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».

Закрепеление слогообра-

зующей роли гласных

(в каждом слоге один гласный звук).

Развитие умения нахо-

дить в слове ударный гласный.

Развитие умения подби-

рать слова к данным схемам.

Развитие умения подби-

рать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.)

Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).

Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Деление слов на слоги.

Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-гра-

фических схем слов.

Формирование навыка преобразования слогов и  слов с помощью замены звуков (му – пу).  Преобразование слов за счёт замены или добавле-

ния звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности.

Совершенствование уме-

ния делить на слова предложения простой конструкции без предло-

гов и с предлогами.

Выкладывание из поло-

сок схемы предложения.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостаю-

щими словами, исправ-

лять деформированное предложение.

Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существи-

тельных (пальто, торты, крылья).

Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой.

Дети кормили белку.

У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (боль-

шой мишка, большая кошка, большие кубики);

согласование приллагательных  существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой…  голубой  платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца).

Согласование числительных с существительными

роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек).

Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени

(играю – играл – буду иг-рать); глаголов  совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал).

Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.)

Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, приискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал);

присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник)

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист)

Привлечение внимания

к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы)

Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.)

Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу.

Саша катался на трёхколёсном велосипеде.)

Употребление сочетаний прилагательных с существитель-

ными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика.  Дети давали корм… белым роликам…)

Закрепление навыков составления и распространения предложений.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..)

Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопро- сов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу).

Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.

Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.

Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч)

Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор.  Конструктор подарил брат.

Роме понравился конструктор, который подарил брат.)

Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.

Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе

«Коррекция речевых нарушений»

Методика проведения обследования уровня речевого развития

детей старшего дошкольного возраста

Речевая карта

1.        БЕСЕДА  ПО  ВОПРОСАМ:

•        Как тебя зовут?

•        Сколько тебе лет?

•        Где ты живешь?

•        Где работает мама?

•        Какие дома есть игрушки?

•        Какая у тебя любимая сказка? О чем она?

2.        ОБСЛЕДОВАНИЕ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1/ Составление рассказа по серии сюжетных картинок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2/ Составление рассказа по сюжетной картинке :

_________________________________________________________________

3/Пересказ рассказа (6 год – 50 % текста, 7 год – 70 % текста)

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

_________________________________________________________________

3.        ПРЕДМЕТНЫЙ  СЛОВАРЬ:

1.        Название предметов и их частей по картинкам или по представлению:

человек (шея, брови, лоб, ресницы, щеки , ладонь, локоть, плечи, колени)

птица (клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост)

стул (ножки, сиденье, спинка)

чайник (крышка, носик, донышко, ручка)

2.   Обобщения:  “ Назови одним словом»

•        Платье, юбка, брюки, рубашка  –

•        Яболоко, груша, лимон, апельсин –

•        Огурец, морковь, свекла, помидор –

•        Шкаф, стол, диван, кровать –

•        Сапоги, ботинки, туфли, валенки –

•        Лиса, ёж, медведь, заяц –

•        Кошка, корова, коза, свинья –

•        Самолет, автобус, корабль, грузовик –

3        Детеныши животных: «У кого кто?»

- у козы -…              - у волка -…                  - у собаки -…

- у зайца -…

- у кошки -…           - у медведя -…              - у коровы -…

4.        Профессии:

•        Кто водит машину?

•        Кто разносит письма?

•        Кто продает продукты?

•        Кто стрижет волосы?

•        Кто шьет одежду?

•        Кто управляет самолётом?

•        Кто готовит пищу?

•        Кто рисует картины?

4.         СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ:

1.        Подбор прилагательных к существительным:

•        Цыпленок какой?

•        Лиса какая?

•        Платье какое?

•        Цветы какие?

2.        Прилагательные, образованные от существительных:

•        Сумка из кожи. Он какой?

•        Варежки из шерсти. Они какие?

•        Конверт из бумаги. Она какая?

•        Ваза из стекла. Она какая?

•        Суп из курицы.Он какой?

•        Сок из моркови. Он какой?

3.        Употребление антонимов:

•        Веселый …….…

•        Сухой ……….…

•        Светлый ……….

•        Длинный………

•        Широкий………

•        Высокий ………

5.  ГЛАГОЛЬНЫЙ  СЛОВАРЬ:  «Что делает?»

рыба                            птица                       водитель                     конь                            собака

бабочка                        змея                         почтальон                  продавец                      швея

парикмахер                 летчик                      повар                         художник

6        ГРАММАТИЧЕСКИЙ  СТРОЙ  РЕЧИ:

1.        Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах:

Дом – дома – домов

Стул –…           –…

Воробей – …          –…

Ведро –…         –…

Мост  –..             –…

2.  Согласование имен числительных с существительными в роде и числе:

1 мяч                                                         1 яблоко                                              1 елка

2________________                                       2________________                           2________________

5________________                                       5________________                           5________________

3. Употребление простых и сложных предлогов ( в, на, под, со, с , из, из-за, из-под, между).

4.        Падежные конструкции:

Родительный падеж:

•        Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

Дательный падеж:

•        Кого ты видел в зоопарке?  В цирке?

Творительный падеж:

•        Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь?

Предложный падеж:

•        На чем катаются дети зимой?

7. СОСТОЯНИЕ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ:

ноты, муха, дети, вата

2. Трехсложные из открытых слогов:

малина, голова, молоко, бананы

3. Односложные:

кот, дом, мак, дым

Двусложные:

4. с одним закрытым слогом:

петух, хобот, диван, веник;

5. со стечением согласных в середине слова:

ветка, кофта, сумка, туфли;

6. с закрытым слогом и стечением согласных:

альбом, тюльпан, индюк, фонтан.

Трехсложные:

7. с закрытым слогом:

бегемот, телефон, попугай, молоток;

8. со стечением согласных:

улитка, ботинки, калитка, девочка

9. закрытым слогом и стечением согласных:

будильник, кофейник, Айболит, охотник;

10. с двумя стечениями согласных:

клубника, ласточка, футболист, хоккеист

11. Односложные со стечением согласных:

винт, гном, бант, танк

12. Двусложные с двумя стечениями согласных:

клубки, клюква, клумба, гнездо

13. Четырехсложные из открытых слогов:

паутина, гусеница, пианино, чемоданы

14. Со сложной слоговой структурой:

сковорода, милиционер, остановка, аквариум,

велосипед, космонавт, ткачиха  водопроводчик

парикмахерская библиотекарь

Предложения:

Дети слепили снеговика

Милиционер стоит на перекрестке.

Водопроводчик чинит водопровод.

Фотограф фотографирует детей.

Саша сушила мокрое белье на веревочке.

8.        ПРОИЗНОШЕНИЕ  И РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ:

С: сад, коляска, глобус.                                                   Л: лампа, волк, стол

Сь: беседка, василек, такси                                            Ль: лейка, плита, соль

З: замок, зонт, Незнайка                                                  Р: рука, пряники, фонарь

Зь: земляника, обезьяна, зима                                        Рь: река, пряники, фонарь

Ц: цапля, кольцо, индеец                                                Й: ЯБЛОКО, ЕЖ, КРЫЛЬЯ

Ш: шашки, ошейник, карандаш                                     К: куртка, скрипка, шкаф

Ж: живот,, жук, лыжи                                                      Г: грядка,, грелка, виноград

Щ: щука, щенок, щетка                                                   Х: хлеб, ткачиха, петух

Ч: чайник, печенье, мяч

Повторить предложения:

У сома усы.                                                                        У ежа ежата.

У Зины зонт.                                                                     Дятел долбил ель.

Кузнец кует цепь.                                                             К нам во двор забрался крот.

Шапка да шубка -  вот вам и мишутка.                         Майя и Юля поют.

9.        ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (фонематический слух и восприятие):

1.  Выделение первого ударного гласного в словах:        Утка, Оля, Аня.

2.        Выделение первого согласного в словах:                   палка, танк, мак.

3.        Выделение последнего согласного в словах:             пух, мак, кот, сом.

4.        Отбор картинок со звуком М:  мак, лампа, носки, морковь, дом, ком.

5.        Отбор картинок со звуками С – З:   коляска, автобус, ваза, сосиски, смородина, зуб, суп, зайка, коса.

6.        Придумывание слов с заданным звуком.

7.        Повторить слоги и слова за взрослым:

та – да – та                            кот – год – кот                         бочка — почка

ка – га – га                         Том – дом – ком                     мышка — мишка

па – па – ба                         удочка – уточка                     коза — коса

10.        СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА:

Губы, зубы, небо, язык (объем и качество движений языка), уздечка (норма, укороченная)

_________________________________________________________________

11.        СОСТОЯНИЕ  ОБЩЕЙ  И  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ:

_________________________________________________________________

12.        ОСОБЕННОСТИ  СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

( контактность, внимание, память, усидчивость, работоспособность):

_________________________________________________________________

13.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА

_________________________________________________________________

14.        РЕКОМЕНДАЦИИ:

_________________________________________________________________

Дата: «__»_____20__г.             Учитель – логопед: ______/О.В. Пучкова

ПЛАН  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

ПО  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ на  учебный год

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                         Задача:                                                                                                                                                         тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации

врачей -  узких  специалистов   при   необходимости

медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования

исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,

грамматически  правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

_а)  свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

  • шипящий  Ш
  • сонор Л
  • шипящий  Ж
  • соноры  Р,  Р'

- шипящие Ч, Щ
        Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

для   свистящих:   «Улыбка»,   «Заборчик»,   «Лопатка»,

«Желобок», «Щеточка», «Футбол»,

«Фокус»;

для шипящих:  «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,

«Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,

«Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа

по постановке звуков проводится только  индивидуально.

2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога

и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:

С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;

Ж – З,   Ж – Ш;

Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

внимания, мышления на отработанном материале.

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Программа

1. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР», под ред. Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной. М., 2009г.

Программно – методическое обеспечение

2. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Ч.I. Первый год обучения (старшая группа), под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. – М., 1993.

3.  Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000

4.  Агранович З.Е.  Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. –С-П., 2004

5. Александрова Т.В. Практические задания по формирования грамматического строя речи у дошкольников Спб. 2003

6. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду . Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. М. Скрипторий 2003

7. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. М. Скрипторий 2003

8. Бардышева Т., Моносова Е.: Логопедические занятия в детском саду Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа. М.  Скрипторий 2003

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, Екатеринбург, 2003

10. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы  М.: ГНОМ и Д, 2008.

11. Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ

12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., 1999.

13. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

14. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,1999

15. О.А. Степанова ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. М., 2003 г.

16. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб., 1999.

17.. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997.

18.Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001.

19.Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия детей. Альбом для индивидуальной работы с детьми.  – М., 2001.

20. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.  Сборник упражнений. Альбом дошкольника. М.,2003

21.  Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения дошкольников. М.,1999

22.Ушакова О.С. придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников. М.,      2003.

23. Цуканова С.П, Бетц Л.Л., Учим ребенка говорить и читать. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007

24. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями   заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....