Развитие мелкой моторики у детей.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

 

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.                                 

 Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.  Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов.     Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.

Для вас родители!

« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»

Задания по развитию мелкой моторики могут

быть включены в такие домашние дела, как:

перемотка ниток;

завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

чистка металла;

водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

собирание разрезных картинок;

разбор круп и так далее.

   « Поиграйте со своим ребенком»

Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

ü Дорожка - выкладывание в ряд несколько кубиков.

ü Заборчик - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

ü Скамеечка - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

ü Столик - поперечная планка накладывается на один кубик.

ü Ворота - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

- собрать пирамиду из 5 колец;

- собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

- собрать одну матрешку из 4-5.

Работа с корзиной и шариками

Содержание: На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой.

Работа со шнуровкой

Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование: Пульверизатор, ватка.

Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом.

1.     Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2.     Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3.     Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4.     Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с резинкой

Содержание: Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий - музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

 

 

 

 

 

Игротека для родителей    

1. Отгадай

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

 наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2.  Опознание предмета  на ощупь с закрытыми глазами  поочередно правой и левой рукой.
 3. Лепка из пластилина геометрических фигур.

 4. «Хлопки пальцами»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 
 5. «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

6.Перекатывание  карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно  поочередно каждой рукой.


 7. Разноцветные снежинки (возраст - 4 года).Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была прочная.  Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук

   8. Повтори движение 
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру  (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить фигуру. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя  упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

 9. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму,  то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

 10. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

  Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

                                             Игры между делом на кухне.
          

1.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки.
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник. 
2.  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят. 
3. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
Пальцы, как пчелы, летают по сотам. 
И, в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?

4. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

                       Месим, месим тесто,
                      Есть в печи место.
                     Будут-будут из печи
                     Булочки и калачи. 
  5. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 
 6. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - 
лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:
          Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
          Мы любим забавы холодной зим.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
 7.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
 8. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!
9. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 
10. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку. 
11. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
12. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех. 

 13. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Май

Консультация для родителей

Развитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР.

Как правило, у детей с ЗПР при обследовании отмечается большое количество дефектных звуков, отсутствие звуков или замена близкими по артикуляции. При их наличии обычно нарушается произношение многосложных слов со стечение согласных, отмечается нечёткое различение на слух фонем (глухих- звонких, свистящих- шипящих, твёрдых- мягких, затруднение при анализе звукового состава слов. Подобные отклонения в речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,

обладающий способностью осуществлять

операции различения и узнавания фонем,

составляющих звуковую оболочку слова

Фонематическое восприятие –специальные умственные действия

по дифференциации фонем

и установлению звуковой структуры слова

Всю систему коррекционной работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов (Нина Алексеевна Чевелева «Основы логопедии»):

1. этап – Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе спец. игр и упр-й у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки. Эти занятия также способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Попробуй повтори.

Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте.

2. этап – Различение одинаковых звукокомплексов.

Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Дети учатся различать где гудит пароход

(<<У-у-у») -далеко (тихо) или близко' (громко);

Какая дудочка играет- большая

(<<У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая (произносится высоким голосом)

Кто плачет - мальчик (<<А-а-а» низким голосом)

или девочка (высоким голосом).

А затем воспроизвести звукокомплекс различным по силе голосом: Кричат дети АУ (громко, АУ (тихо).

Лает собака (громко, тихо, поет петух и т. д.

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А - плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

у - гудит пароход

у - звучит дудочка

у - плачет мальчик

3. Этап - На этом этапе дети должны научиться различать слова близкие, по звуковому составу.

Педагог называет 3 слова, а ребёнок должен повторить правильно.

Пример: мак- бак– так, бык-бак-бок.

Покажи картинку.

У детей картинки, они показывают тот предмет, который называет дефектолог (где уточка, а где удочка)

4.Этап - Дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги:

Повторение слогов (смена ударного гласного)

Та-та-та та-та-та та-та-та

Смена гласных:

Та-то-ту мы-ма-му

Смена согласных:

На-ка-та пы-вы-ты

Смена твёрдых- мягких согласных

Та-тя-та ти-ты-ти

Смена звонких-глухих согласных

Па-ба-ба та-да-та

Наращивание согласных в стечении:

Па-тпа мы-кмы

Смена гласных в стечении:

Кма-кмы-кму тма-тмо-тму

Смена согласных в стечении:

Кта-тка мна-нма

5. Этап - Дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка Начинать нужно с дифференциации гласных звуков:

Например: у детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Педагог объясняет: «Поезд гудит- у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поет -и-и-и».

Далее произносит каждый звук отдельно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется, в ряд гласных А, У, И, включают другие звуки, например: О, Ы,Э, на которые дети не должны реагировать.

6. Этап - Развитие навыков звукового анализа.

1. Выделение ударного гласного из начала слова

(Алик, аист, утка).

2. Определение количества частей в словах

(отхлопывание 2-х, 3-х сложных слов, выделяя ударный слог)

3. Выделение ударного гласного из конца слова

(звук должен быть под ударением и произносить его надо длительно- ЛИСА-а-а-а.)

4. Выделение гласного из середины односложных слов.

5. Называние 1-го и последнего звука в словах (изба,Инна,игла).

6. После гласных при ступают к выделению согласных звуков из начала, конца, середины слова (полоски-символы, разделенные на 3 части).

Звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического слуха, который во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков, способствует усвоению лексического и грамматического значения слов. Целенаправленная работа в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...