ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение) для ребёнка с ТНР (Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Ф.И. ребенка:

Дата рождения:

Заключение ТПМПК: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия.

Результаты диагностики.

Полиморфное нарушение звукопроизношения: звукопроизношение диффузное, отмечается межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм, параламбдацизм, велярный ротацизм, параротацизм. Фонематические процессы не сформированы. Нарушена звуко-слоговая структура слов. Словарный запас не соответствует возрасту, обобщение не сформировано. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фразовая речь представлена простыми предложениями из 3-4 слов.

Заключение учителя-логопеда: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия.

Период: 2017-2018 уч. г.

Учитель-логопед: Колесова Виктория Валерьевна.

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Направления коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

Рекомендации воспитателям

1.  Звукопроиз-ношение.

1.        Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф]  и их мягких вариантов.

2.        Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: КО-КО-КО, КУ-КУ, ГА-ГА-ГА, ГАВ-ГАВ и т.д.

3.        С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков.

Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Упражнения:

«Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Жевать язык», «Чистим зубки»,

«Горка»,

«Катушка».

2. Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов (мак - погремушка, кот - велосипед, дом - черепаха).

2. Учить передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).

Отхлопывать количество слогов в словах.

Логоритмические игры  (на материале лексической темы).  

3. Развитие навыков фонематического анализа.

1. Учить выделять из ряда звуков гласные звуки А, У.

2. Упражнять в анализе на слух слияний гласных звуков АУ, УА.

3. Учить выделять начальные ударные гласные А, У в словах, различать слова с начальными ударными А, У.

Упражнения: «Подними сигнал»

«Поймай звук»

4. Развитие общих речевых навыков.

1.   Начать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

2.   Работать над преодолением твердой атаки гласных, над плавностью речи и мягкостью голоса.

3.   Учить  модулировать голос: говорить громко, тихо, шепотом.

4.   Вырабатывать правильный темп речи.

5.   Работать над четкостью дикции.

6.   Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику.

Упражнения:

«Осенние листочки», «Узнай овощ», «Узнай фрукт», «Эхо», «Дождик, дождик», «Лесенка», «Гномики», «Помощники»

(см. картотеку).

5. Лексика.

1. Обобщить первичные представления  об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные- названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

3. Расширить представления об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные  -названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4. Конкретизировать представления о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные  -названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.

5. Закрепить в речи существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

6. Ввести в словарь прилагательные - названия цвета: красный, желтый, зеленый.

Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.

7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ - слово»).

Игры и упражнения:

«Лето или осень?»

«В огороде у козы Лизы»

«Урожай»

«Наш сад»

«Четвёртый лишний»

 «Посмотри и назови»

«Будь внимательным»

«Назови одним словом»

Картинки по темам.

Худ. литература:

М. Пришвин «Листопад»

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

В. Сутеев «Яблоко»

Ю. Дмитриев «Что такое лес?»

«Репка»

«Рукавичка»

К. Чуковский «Федорино горе»

6. Развитие грамматического строя речи.

1.  Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа - названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.

2.   Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).

3.   Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

4.   Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из.

5.  Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

Игры:

«Бабочка и грибок»

«Один и два»

«Котёнок и кресло»

«Чего не хватает?»

«Большой и маленький»

7. Обучение связной речи.

1.   Совершенствовать фразовую речь. Учить  отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

2.   Учить  повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.

Использовать схемы для составления описательных рассказов.

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Направления коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

Рекомендации

воспитателям

1. Звукопроиз-ношение.

1.   Путем общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа продолжить подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков всех групп.

2.   Поставить свистящие звуки и начать их автоматизацию.

3.  Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом:

«Чашечка», «Качели»,

«Лошадка»,

«Маятник».

Индивидуальные задания по автоматизации звуков (см. Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда).

2. Работа над слоговой структурой слова.

1. Упражнять в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

Отхлопывать количество слогов в словах.

Логоритмические игры  (на материале лексической темы).  

3. Развитие навыков фонематического анализа.

1.  Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками А, У.

2. Учить  выделять из ряда звуков гласные О, И.

3.   Упражнять  в анализе на слух слияний гласных звуков: ОИ, ИО, АО, ОА, УО, ОУ, ИУ, УИ.

4.   Учить выделять начальные ударные звуки У, О в словах и различать слова с начальными ударными звуками А, У,  И, О.

Игры:

«Поймай звук»

«Подними сигнал»

«Разноцветные флажки»

«Живые звуки»

«Передай мяч»

«Назови по порядку»

«Цветные корзинки»

4. Развитие общих речевых навыков.

1.   Продолжить работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

2.   Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

3.   Закрепить умение модулировать голос, учить говорить тише, громче.

4.   Продолжить работу над темпом речи.

5.   Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Упражнения: «Вьюга», «Снежинки», «Петушок», «Узнай по интонации», «Как у нашего кота».

Проговаривание предложений типа «Ася умывается»

5. Лексика.

1. Обобщить и расширить представления  о явлениях неживой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.

2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.

Ввести в речь существительные - названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

Ввести в словарь существительные - названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.

3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).

Ввести в словарь существительные - названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус.

4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь  глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.

5. Расширить представления  о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.

6. Привлечь внимание к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.

Игры и упражнения:

«Давай отгадаем»

«Назови одним словом»

«Найди маму»

«Четвертый лишний»

«Что кому нужно?»

Худ. литература:

Я. Аким «Первый снег»

«Зимовье зверей»

С. Козлов «Зимняя сказка»

В.Сутеев «Цыпленок и утенок», «Петух и краски», «Три котенка»

С. Маршак «Усатый полосатый»

Русские народные сказки «Смоляной бочок», «Три медведя», «Теремок»

С. Михалков  «А что у вас?», «Дядя Степа»

6. Развитие грамматического строя речи.

1.  Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2.  Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из, по.

3.   Упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -онок,      -енок, -ат, -ят.

4.  Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: стеклянный, бумажный, картонный.

«Кого не стало?»

«Переставь цветок»

«Кто у кого?»

«Что кому нужно?»

«Какой, какая, какое, какие?»

7. Обучение связной речи.

1.   Продолжить совершенствование фразовой речи. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов.

2.  Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих птицах, домашних птицах, диких и домашних животных.

3.   Учить пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

Составление рассказов-описаний по схемам.

Пересказы текста с опорой на серию сюжетных картинок.

8. Грамота.

1.   Познакомить  с гласными буквами А, У, И, О.

2.    Дать  представление о том, чем звук отличается от буквы.

3.   Упражнять в составлении и чтении слияний гласных: АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ.

Упражнять  в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурка, в лепке букв из пластилина, в вырезывании их из бумаги.

III период обучения

(март, апрель, май)

Направления коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

Рекомендации

воспитателям

1. Звукопроиз-ношение.

1.  Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к постановке всех групп звуков.

2.   Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи.

3.   Начать постановку шипящих звуков и звука [р].

Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом:

«Фокус»

«Лесенка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Барабанщик»

Индивидуальные задания по автоматизации звуков выполнять по заданию логопеда (см. Тетрадь взаимосвязи).

2. Работа над слоговой структурой слова.

1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над двусложными словами с закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист).

Отхлопывать количество слогов в словах.

Логоритмические игры  (на материале лексической темы).  

3. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

1.   Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными А, У, О, И.

2.  Упражнять в выделении звуков П, Т, К, М, Н из ряда звуков.

3.   Учить выделять конечные согласные П, Т, К, М, Н в словах.

4.   Упражнять в анализе обратных слогов: АП, ОП, УП, ИП; АТ, ОТ, УТ, ИТ; АК, ОК, УК, ИК и т.д.

5.  Дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях.  

Игры:

«Внимательные ушки»

«Поймай звук»

«Подними сигнал»

«Разноцветные флажки»

«Живые звуки»

«Передай мяч»

«Кто больше?»

«Слушай и складывай»

«Выбери картинки»

4. Развитие общих речевых навыков.

1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

2.   Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

3.  Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

Проговаривание потешек, чистоговорок (сопряженно, отраженно, с различной интонацией)

5. Лексика.

1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.

Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их.

2. Познакомить с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.

3. Дать  представление о профессиях мам. Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия.

4. Познакомить с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные-названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка.

5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание).

Закрепить в речи названия животных и их детенышей.

6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными.

Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.

7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц.

Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.

8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.

9. Расширить представления  об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам.

Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.

10. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор.

11. Расширить представления о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.

12. Обобщать представления о лете и летних явлениях в природе.

Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек.

13. Расширить представления о дикорастущих цветущих растениях.

Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.

Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.

Игры и упражнения:

«Давай отгадаем»

«Подскажи словечко»

«Назови одним словом»

«Четвертый лишний»

Худ. литература:

Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Привередница»

Сказка «Три поросенка» (в пересказе С. Михалкова)

Е. Чарушин «Воробей»

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Л. Берг «Рыбка»

А. Вольский «Запомни, юный пешеход»

К. Чуковский «Краденое солнце»

 Русская народная сказка «Пых»

6. Развитие грамматического строя речи.

1.   Закрепить в речи все пройденные предлоги: НА, С, В, ИЗ, ПО.

2.   Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

3.   Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

4.   Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.

Игры:

«Накорми животных»

«Кого не стало?»

«Где птичка?»

«Цветок и бабочка»

«Чего не хватает?»

«Один – много»

7. Обучение связной речи.

1.   Закрепить умение составлять предложение из трех слов.

2.   Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3 предложений.

3.  Учить поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.

Составление рассказов-описаний по схемам.

Пересказы текста с опорой на серию сюжетных картинок.

8. Грамота.

1.        Закрепить знание гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.

2.        Познакомить детей с согласными буквами П, Т, К, М, Н.

3.        Упражнять  сначала в чтении закрытых слогов типа: ПА, УК, ОТ; потом в чтении открытых слогов типа: ПИ, КО, ТА, МУ, НИ.

4.        Учить  читать слова:

МАМА  МУКА  КОТ  КИТ  КОМ  КОК

ПАПА   ПОКА  ТОК  ТИК  МАК  КАК

ПОТ     КУМА   ПУМА  НОТА

5.        Упражнять  в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.

6.        Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Упражнять  в  выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

Упражнения:

«Почини буквы»

«Какая буква спряталась?»

«Зачеркни неправильные буквы»

«Гласная потерялась»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...