Обучение детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок
консультация по логопедии на тему

Головлёва Наталья Владимировна

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

 

 

 

         Учить детей дошкольного возраста составлять рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка, точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

     Как известно, рассказ - описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи, развитие которой начинается на 5-м году жизни. Под рассказом-описанием в науке принято понимать особый вид связной монологической речи, направленный на создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При обучении детей дошкольного возраста описательному рассказыванию решаются следующие основные задачи:

  • - развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;
  • - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
  • - обучение использованию языковых средств, необходимых для составления описательного рассказа.

          Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно.

         Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.                 

       При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

           Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссёры фильма».

        Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображённых на картинках.

       Многолетний опыт показывает, что  фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно» мало стимулируют интерес детей  к данному виду деятельности.

      Обучение дошкольников работе  с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки.

      К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками.

     Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста, а также серии картинок на основе сказочных ситуаций.

     Детям в возрасте 5-7 лет целесообразно предлагать серии из 6-8 картинок (личный опыт, наблюдение)

     Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой, а также серии картинок по сюжетам литературных произведений ,  знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

     Время игры не  должно превышать для детей до 4 лет - 5-6 минут; до 5 лет – 10 минут; до 7 лет – 15 минут.

           Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности и в достаточно быстром темпе.

            Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение.              

            Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребёнок освоил предыдущие задания.

Этап 1.

«Паровозик из картинок»

Цели:

- научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учёта последовательности сюжета;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

         Педагог  даёт ребёнку набор перепутанных картинок и просит: «Разложите картинки в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составьте «паровозик» из картинок).

Необходимо предусмотреть, чтобы  место, на котором ребёнок произвольно раскладывает серию картинок в ряд, было достаточным.

  Не стоит долго задерживать внимание ребёнка на этом этапе – он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребёнку строить догадки типа: «А что должно быть первым, а это – потом…» и т.п.

  В ходе упражнение необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки  на столе (не дотрагиваться до них).

 

 

 

 

Этап 2

«Назови место, где происходят события»

Цели:

-Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения (события всегда происходят в определённом месте, и места их могут быть разными);

 -  По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

 Педагог предлагает детям : «Посмотрите на картинки, найдите место, где происходят события, и как можно точнее обозначьте его словом.

Покажите схему игры «Назови место, где происходят события». 

Возможный диалог:

В.: В каком месте происходят события?

Р.: На поляне, недалеко от дома?

В.: Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

Информация для педагогов.

На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия  (например, серия «Кошки, пытающиеся  поймать воробья», где общее место – поляна у пенька).

Со временем детям предлагаются картинки, где место действия меняется

( например, серия «Про щенка»: место действия двор, куда выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

Этап 3.
«Определи время событий»

Цели:

- научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток;

- по схеме узнавать игровое действие.

 

Игровое действие.

Детям предлагается : «Определите время года или часть суток на каждой картинке»

Покажите схему игры:

«Определи время событий».

Возможен диалог

В.: Кто из вас быстрее скажет: в какое время года происходит это событие?

Р.: Летом, когда очень жарко.

В.: А в какое время суток?

Р.: Днём…Нет, наверное, утром.

В.: Найди схему, обозначающую время событий.

Информация для педагогов.

           На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке (например, «Кошки, пытающиеся  поймать воробья»: светлое время суток и тёплый период года). Принимаются ответы детей : «На картинке – день», «Это происходит летом» и т.п.

         Затем детям предлагаются серии картинок с сюжетными действиями, требующими длительного времени. Например, серия «Выращиваем помидоры» включает два времени года. Эта серия состоит из пяти картинок.

Этап 4.
«Найди общих героев на всех картинках».

Цели:

  • научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
  • научить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
  • по схеме узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог предлагает детям: «Найдите общего героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках».

 Возможный диалог:

В.: Посмотри на каждую из картинок и найди главного героя.

Р.: Главный герой – мальчик, потому что изображён на всех картинках.

В.: Давайте придумаем ему имя.

Р.: Его зовут Коля.

В.: Скажи, во что он одет и какого он возраста.

Р.: Он ходит в школу. У него есть шапочка,  шарф, свитер, брюки  и ботинки.

В.: Что ещё нарисовано на всех картинках?

Р.: Горка, санки, снег.

В.: Найди схему, обозначающую героев на всех картинках. 

Информация для педагогов.

        Сложность восприятия детьми героев на картинках в том, что у них наглядно – образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные Снеговики.

      Поэтому важно сформировать у ребёнка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой – мальчик Коля.

            Живым объектам, изображённым на картинках, можно придумать имена, а при  необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.

           На первых порах работы надо подбирать такие картинки, где основные герои расположены на переднем плане.

           В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать либо быть на втором плане.

Этап 5.
«Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает?»

Цели:                                                                

- научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия;

- научить делать обобщения ( у всех героев есть какая – то цель и для её достижения они совершают определённые действия);

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Ребёнку предлагается поочерёдно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

Используется  логическая цепочка: «объект – действие – цель действия» .

Например, если ребёнок выбрал третью картинку из серии «Мальчик лепит Снеговика» возможен такой диалог:

В.: Какие действия мальчика изображены на картинке?

Р.: Коля приставляет вылепленную из снега голову Снеговику.

В.: Для чего он это делает?

Р.: Он хочет, чтобы у Снеговика была голова – тогда он станет настоящим, красивым Снеговиком, похожим на человека.

Информация для педагогов.

            Воспитатель акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами, изображёнными на каждой картинке серии.

            Целесообразно этап «герой – действие –цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г-Д-Ц».

            Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель или ребёнок отодвигает поочерёдно картинки, начиная с крайней левой.

Этап 6.
«Что за чем?»

Цели:

-научить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

        Педагог предлагает ребёнку; «Возьми любую понравившуюся  картинку и переложи её поближе к себе. Затем ещё раз назови действие героя и его цель».

Далее - игра «Что было раньше – что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд .

В.: А теперь разложи картинки – кадры фильма, чтобы было понятно, о чём наш фильм.

В.: А теперь найди схему игры «Что сначала, что потом».

  Ребёнок по просьбе воспитателя ещё раз называет основную цель героя и оценивает результат его действий.

Этап 7.
«Составь рассказ»

Цели:

- научить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

 

Игровое действие.

Ребёнку предлагается  составить рассказ по серии картинок.

Ребёнок составляет рассказ, используя базовую модель.

1.Однажды…(указание времени года, части суток).

2.В…(таком – то месте / указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре/).

3….(такой – то объект/указание сквозного героя, героев на первой картинке/).

4.Делал ( делали)…(то-то) для…(того – то).

5. Потом … (этот же объект) (переход ко второй картинке) делал…(действие и цель действия).

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели этих действий.

7.В результате получилось (то-то /обобщение/),      

         поэтому  можно сказать, что данный объект…(герой, герои)….(такой – то) по характеру.

8. Придумать название рассказу.

Информация для педагога.

        Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может быть использована частично.

       Педагог объявляет игровое действие как итог деятельности следователя, сыщика или режиссёра снятого фильма. Главное в рассказе ребёнка – повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.

        Не рекомендуется также позволять  ребёнку «додумывать» действия, которых нет на картинках.

 

Как придумать название рассказа?

1.В названии рассказа даются обозначения главного героя и объекта.

Например, «Коля и снеговик».

2. В название рассказа вводится глагол, обозначающий главное действие. Например, «Как Коля слепил Снеговика».

3.В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило «Как хорошо, что Коля такой умелый» или «Без труда ничего не получилось бы».

4. В названии рассказа обозначается место действия («Игры во дворе») или время действия («Зимние забавы»).

Заключительный этап.

Цель: научить ребёнка выделять  последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Игровое действие.

Используются только схемы этапов. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли.

Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

Воспитатель предлагает ребёнку последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. повторить правила игр с серией картинок.

Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи:

учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведённых действий с картинками,

но и решает более  серьёзную задачу:

формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

место действия,время действия, наличие действующих лиц, наличие других лиц, предметов обстановки и т.д.(вводится понятие «объект»);

признак действия или взаимодействия объектов с определённой целью;

наличие результата (положительного или отрицательного).

   Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в  целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 «Умка»

г. Подольск

                             

                 

семинар-практикум

«Обучение детей  дошкольного возраста составлению описательных рассказов по серии картинок»

                                                                       Подготовила:

                                                                                                    учитель-логопед

                                                                                                   Головлёва Н.В.

2016г.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

         Учить детей дошкольного возраста составлять рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка, точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией.

     Как известно, рассказ - описание является для ребенка наиболее простой и доступной формой связной речи, развитие которой начинается на 5-м году жизни. Под рассказом-описанием в науке принято понимать особый вид связной монологической речи, направленный на создание словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности. 

При обучении детей дошкольного возраста описательному рассказыванию решаются следующие основные задачи:

  • - развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;
  • - формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
  • - обучение использованию языковых средств, необходимых для составления описательного рассказа.

          Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно.

         Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕРИЕЙ КАРТИНОК

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.                  

       При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

          Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссёры фильма».

        Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображённых на картинках.

       Многолетний опыт показывает, что  фразы: «Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности», «Мы вместе разложим картинки правильно» мало стимулируют интерес детей  к данному виду деятельности.

      Обучение дошкольников работе  с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки.

      К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками.

     Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста, а также серии картинок на основе сказочных ситуаций.

     Детям в возрасте 5-7 лет целесообразно предлагать серии из 6-8 картинок (личный опыт, наблюдение)

     Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой, а также серии картинок по сюжетам литературных произведений ,  знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

     Время игры не  должно превышать для детей до 4 лет - 5-6 минут; до 5 лет – 10 минут; до 7 лет – 15 минут.

           Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности и в достаточно быстром темпе.

            Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение.               

            Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребёнок освоил предыдущие задания.

Этап 1.

«Паровозик из картинок»

Цели:

- научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учёта последовательности сюжета;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

         Педагог  даёт ребёнку набор перепутанных картинок и просит: «Разложите картинки в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составьте «паровозик» из картинок).

Необходимо предусмотреть, чтобы  место, на котором ребёнок произвольно раскладывает серию картинок в ряд, было достаточным.

  Не стоит долго задерживать внимание ребёнка на этом этапе – он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребёнку строить догадки типа: «А что должно быть первым, а это – потом…» и т.п.

  В ходе упражнение необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки  на столе (не дотрагиваться до них).

Этап 2

«Назови место, где происходят события»

Цели:

-Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения (события всегда происходят в определённом месте, и места их могут быть разными);

 -  По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

 Педагог предлагает детям : «Посмотрите на картинки, найдите место, где происходят события, и как можно точнее обозначьте его словом.

Покажите схему игры «Назови место, где происходят события».  

Возможный диалог:

В.: В каком месте происходят события?

Р.: На поляне, недалеко от дома?

В.: Покажи схему, обозначающую место, где происходят события.

Информация для педагогов.

На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия  (например, серия «Кошки, пытающиеся  поймать воробья», где общее место – поляна у пенька).

Со временем детям предлагаются картинки, где место действия меняется

( например, серия «Про щенка»: место действия двор, куда выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

Этап 3.
«Определи время событий»

Цели:

- научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года и части суток;

- по схеме узнавать игровое действие.

Игровое действие.

Детям предлагается : «Определите время года или часть суток на каждой картинке»

Покажите схему игры:

«Определи время событий».

Возможен диалог

В.: Кто из вас быстрее скажет: в какое время года происходит это событие?

Р.: Летом, когда очень жарко.

В.: А в какое время суток?

Р.: Днём…Нет, наверное, утром.

В.: Найди схему, обозначающую время событий.

Информация для педагогов.

           На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке (например, «Кошки, пытающиеся  поймать воробья»: светлое время суток и тёплый период года). Принимаются ответы детей : «На картинке – день», «Это происходит летом» и т.п.

         Затем детям предлагаются серии картинок с сюжетными действиями, требующими длительного времени. Например, серия «Выращиваем помидоры» включает два времени года. Эта серия состоит из пяти картинок.

Этап 4.
«Найди общих героев на всех картинках».

Цели:

  • научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
  • научить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);
  • по схеме узнавать игровое действие.

Игровое действие

Педагог предлагает детям: «Найдите общего героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках».

 Возможный диалог:

В.: Посмотри на каждую из картинок и найди главного героя.

Р.: Главный герой – мальчик, потому что изображён на всех картинках.

В.: Давайте придумаем ему имя.

Р.: Его зовут Коля.

В.: Скажи, во что он одет и какого он возраста.

Р.: Он ходит в школу. У него есть шапочка,  шарф, свитер, брюки  и ботинки.

В.: Что ещё нарисовано на всех картинках?

Р.: Горка, санки, снег.

В.: Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.  

Информация для педагогов.

        Сложность восприятия детьми героев на картинках в том, что у них наглядно – образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные Снеговики.

      Поэтому важно сформировать у ребёнка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой – мальчик Коля.

            Живым объектам, изображённым на картинках, можно придумать имена, а при  необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.

           На первых порах работы надо подбирать такие картинки, где основные герои расположены на переднем плане.

           В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать либо быть на втором плане.

Этап 5.
«Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает?»

Цели:                                                                

- научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия;

- научить делать обобщения ( у всех героев есть какая – то цель и для её достижения они совершают определённые действия);

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Ребёнку предлагается поочерёдно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

Используется  логическая цепочка: «объект – действие – цель действия» .

Например, если ребёнок выбрал третью картинку из серии «Мальчик лепит Снеговика» возможен такой диалог:

В.: Какие действия мальчика изображены на картинке?

Р.: Коля приставляет вылепленную из снега голову Снеговику.

В.: Для чего он это делает?

Р.: Он хочет, чтобы у Снеговика была голова – тогда он станет настоящим, красивым Снеговиком, похожим на человека.

Информация для педагогов.

            Воспитатель акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами, изображёнными на каждой картинке серии.

            Целесообразно этап «герой – действие –цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г-Д-Ц».

            Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель или ребёнок отодвигает поочерёдно картинки, начиная с крайней левой.

Этап 6.
«Что за чем?»

Цели: 

-научить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

        Педагог предлагает ребёнку; «Возьми любую понравившуюся  картинку и переложи её поближе к себе. Затем ещё раз назови действие героя и его цель».

Далее - игра «Что было раньше – что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд .

В.: А теперь разложи картинки – кадры фильма, чтобы было понятно, о чём наш фильм.

В.: А теперь найди схему игры «Что сначала, что потом».

  Ребёнок по просьбе воспитателя ещё раз называет основную цель героя и оценивает результат его действий.

Этап 7.        
«Составь рассказ»

Цели:

- научить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

Ребёнку предлагается  составить рассказ по серии картинок. 

Ребёнок составляет рассказ, используя базовую модель.

1.Однажды…(указание времени года, части суток).

2.В…(таком – то месте / указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре/).

3….(такой – то объект/указание сквозного героя, героев на первой картинке/).

4.Делал ( делали)…(то-то) для…(того – то).

5. Потом … (этот же объект) (переход ко второй картинке) делал…(действие и цель действия).

6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели этих действий.

7.В результате получилось (то-то /обобщение/),      

         поэтому  можно сказать, что данный объект…(герой, герои)….(такой – то) по характеру.

8. Придумать название рассказу.

Информация для педагога.

        Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может быть использована частично.

       Педагог объявляет игровое действие как итог деятельности следователя, сыщика или режиссёра снятого фильма. Главное в рассказе ребёнка – повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.

        Не рекомендуется также позволять  ребёнку «додумывать» действия, которых нет на картинках.

Как придумать название рассказа?

1.В названии рассказа даются обозначения главного героя и объекта.

Например, «Коля и снеговик».

2. В название рассказа вводится глагол, обозначающий главное действие. Например, «Как Коля слепил Снеговика».

3.В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило «Как хорошо, что Коля такой умелый» или «Без труда ничего не получилось бы».

4. В названии рассказа обозначается место действия («Игры во дворе») или время действия («Зимние забавы»).

Заключительный этап.

Цель: научить ребёнка выделять  последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Игровое действие.

Используются только схемы этапов. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли.

Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

Воспитатель предлагает ребёнку последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. повторить правила игр с серией картинок.

Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи:

учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведённых действий с картинками,

но и решает более  серьёзную задачу: 

формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия: 

место действия,время действия, наличие действующих лиц, наличие других лиц, предметов обстановки и т.д.(вводится понятие «объект»);

признак действия или взаимодействия объектов с определённой целью;

наличие результата (положительного или отрицательного).

   Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в  целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Составление описательного рассказа - моя любимая игрушка".

Непосрественно образовательная деятельность проводилась в 2011 году, во время недели "МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"  во 2-ой младшей группе ГБОУ Д/С № 1725, молодым специалистом Кадыровой Наталией Василье...

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по мнемотаблице»

План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по мнемотаблице» ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»

Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...