Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Знакомясь с материалами мастер - класса родители узнают, что развивая мелкую моторику дошкольников, они развивают интеллект ребенка, ускоряют созревание речевых областей, стимулируют развитие речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_palchikami_igraem_-_rech_razvivaem.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

Аннотация

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому данная тема актуальна. 

      Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволяют определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Многие родители не осознают, что данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы.

     Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества  неприятных моментов в будущей школьной жизни  малыша.

      Именно поэтому предлагается  мастер – класса по ознакомлению родителей как с  и традиционными, так и нетрадиционными формами работы по развитию мелкой моторики.

     Многие родители были удивлены, увидев на столах набор предметов, необходимых для занятия. Они даже не представляли себе, что с помощью шишек, прищепок, шнурков мы можем выполнять различные задания для пальчиков. Окунувшись в эту работу, они кропотливо наматывали шнурки на пальчик, нанизывали бусы, со смехом хлопали «пузырчатый полиэтилен». Для них всё это было ново и интересно.

    В процессе мастер – класса  был показан самомассаж шиповатыми  мячиками,  колечками.

    В ходе занятия  родители узнали, что различные задания на развитие мелкой моторики и координации движений руки  решают сразу несколько задач:

  • косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
  •  во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
  • ускоряют созревание речевых областей и  стимулируют развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

      Развивая у детей дошкольного возраста мелкую моторику, мы развиваем интеллект ребёнка и совершенствуем точность его движений.

Цель мастер – класса: 

    Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и  распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер – класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.

2.Обучить участников мастер-класса различным видам пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

2.Закрепить умения участников мастер – класса применять полученные знания на практике.

Оборудование: бельевые прищепки, шнурки, шишки, орехи, пузырчатый полиэтилен, пробки от бутылок.

Вступительное слово.

     Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям.

     Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.

     В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

     Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками.

     Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

     Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

     Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека.

     Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (10 раз) .

2. Поочередно, начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.

     Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

      Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.

     Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

  - Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.

 -    Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.

 -   Заряд положительных эмоций — это три.

    Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.

            Мастер-класс посвящён развитию мелкой моторики. С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, орехами, камушками и прочим природными материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры и т.д. Попробуйте поиграть с этими предметами.

1.Упражнения с шишками.

Мишка с шишкою играет,                       Перекатывание шишек между

Между лап ее катает.                             ладонями до появления

Медвежата все хохочут,                        приятного чувства.

Шишки лапы им щекочут.

Шишки, словно ежики,                            Круговые движения сосновой

Колются чуть-чуть.                                шишкой между ладонями.                

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Я сильнее всех на свете!                         Сжимание и разжимание шишки.

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

От ладошки до локтя                              Прокатить шишку от кончиков

Покатила шишку я.                                  пальцев до локтя и обратно.

2.Упражнение «Орехи».

  • Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех!
  • Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

          А потом обратно, чтобы стало мне приятно!

  • Научился я орех между пальцами держать!

          Это в школе мне поможет буквы ровные писать!

3.Упражнение «Прищепки».

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждое слово. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,
       5       4                3          2

Пальцы щиплет он спросонок.

   2              3          4         5

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

     5         4            3       2

 Раньше, чем моей родне!

      2           3     4         5

4.Упражнение «Пузырчатый полиэтилен». 

Мы с друзьями сели дружно.
Успокоиться нам нужно.
Лопать пузырьки опять,
Силу в пальцах развиваю!

5.Упражнение «Веселый шнурок».

    Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка:

   Вверх шнурок,
  Вниз шнурок,
  И еще, еще разок!
  Вот какой у нас узорчик!
  Вот какой у нас заборчик!

6.Упражнение «Бусины»

  • Бусины нарядные нанижу на нитку,
    Подарю их Машеньке, получу улыбку.
  • Гусеница длинная по столу ползет,
    Это я из бусинок собрала ее.

7. Игра «Шагаем в пробках».

 Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. 

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

Это лишь с малая часть того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.

Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ним в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! 

                Нам две руки природою даны,

               И обе драгоценны и нужны.

              Одна дары от жизни принимает,

              Другая их с поклоном возвращает.

             А что же остается у того,

             Кто не жалеет в жизни ничего?

             В его руках богатство остается,

             Оно любовью к ближнему зовется.

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая младшая группа)

Цель: Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:1. Вызывать у родителей желание заниматься с ребенком ...

Мастер класс для родителей: «Играем пальчиками-развиваем речь»

Мастер клаас для родителей мервой младшей группы ДОУ на тему  «Играем пальчиками-развиваем речь»...

Мастер - класс для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательноеучреждение  детский  сад  №  23станицы  Старолеушковской    Мастер-класс для родителей(п...

Мастер – класс для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Познакомить воспитатлей с разнообразными видами пальчиковых игр и упражнений....