Тема «Животные жарких стран»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна


Конспекты занятий полуксической теме "животные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ, 5 неделя

Занятие 1

Тема  «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме. Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыков слогового анализа, координация речи с движением.                                                          

Оборудование: Доска, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1», альбом «Мир природы. Животные», запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, трафареты  животных жарких стран, карандаши, альбомные листы по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент:

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.                            

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры – жители саванны.

И тропические птицы…

Есть чему тут подивиться!

Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите сколько вокруг животных. А чьи голоса вы сейчас услышали. (Трубил слон. Рычал тигр. Рычал лев. Кричали обезьяны) Вот на этой поляне никого нет, давайте здесь и остановимся.

2. Упражнение  «Расскажи о животных».

Нужно назвать животное. Сказать где оно обитает и описать его. Рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида, как называются его детёныши, чем оно питается.

(Это слон он живёт в джунглях в Африке и в Индии. Это очень крупное животное серого цвета. У слона большая голова с большими ушами и длинным хоботом. У него мощное тело покрытое толстой кожей, толстые ноги и тоненький хвостик с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза и острые бивни. У слона может быть один или два слонёнка. Питается слон листьями. Люди используют его как сильное животное  для переноски тяжёлых предметов.)

(А это тигр. Это крупное хищное животное. Тигр яркий, полосатый, у него роскошный, блестящий мех. У тигра мощное тело, острые клыки и когти, у него большая голова с круглыми ушами и сильные мощные лапы. Он питается другими животными, такими как антилопа. Детёныши тигра – тигрята.)

3. Упражнение «Кто самый внимательный»

Перечислите животных в названии которых есть звук –Р.(Жираф, тигр, носорог, зебра ,крокодил, ягуар, пантера, рысь…)

Теперь назовите животных в названии которых есть звук- Л  (Слон, леопард, лев, крокодил, антилопа…) Есть ли животные в названии которых есть звук – С (слон, носорог)

4. Упражнение «Разноцветные листочки»

А теперь разделите названия животных на слоги. Слова из одного слога надо накрыть красным листочком, слова из двух слогов -зелёным листочком, слова из трёх слогов –жёлтым, а из четырёх - синим.

5. Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей»

- Где обедал, воробей?            Машут перекрещенными ладошками.

- В зоопарке у зверей.             Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

 Пообедал я сперва                  На каждое название животного загибают по одному

 За решеткою у льва.                пальцу сначала на левой, потом на правой руке.

 Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил                           Опять изображают раскрывшуюся пасть.

Чуть меня не проглотил.

С. Маршак

6. Игра с мячом « Скажи наоборот»

А теперь учимся подбирать слова наоборот.

У жирафа длинная шея, а у носорога…короткая.

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра …толстый.

У слона большие уши, а у зебры…маленькие.

У бегемота широкая спина, а у антилопы …узкая.

7. Игра  «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Животные спрятались, но вы можете увидеть их хвосты, уши или копыта.

( Я вижу крокодилий хвост. Я вижу обезьянью голову. Я вижу слоновьи уши. Я вижу тигриные лапы.)

8. Упражнение «Кто скорее?»

Выберите по одному трафарету, обведите его и заштрихуйте простым карандашом. Выполняйте задание быстро и аккуратно.

     9. Упражнение «Весёлая задача»

Слон, слониха, два слоненка

 Шли толпой на водопой.

А навстречу три тигренка

 С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей?    (Встретились шесть зверей)

   10. Окончание занятия.

Оценка работы детей.

НОЯБРЬ, 5 неделя

Занятие 2

     Тема: «Повторение и закрепление пройденного»

     Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

     Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

    Оборудование: Доска, тетради по количеству детей, синие и зеленый флажки по количеству детей, схемы для определения места звука, карточки-пазлы для составления слов, «волшебный мешочек» с игрушками (лиса, слон, самокат, сковорода).

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово».

У педагога в руках «волшебный мешочек».

Сейчас вы по очереди достанете из мешочка одну игрушку.

Дети выполняют задание.

Что вы достали? Назовите игрушки. (…)                                                            

Я буду прохлопывать эти слова, а вы будете отгадывать, чье слово я

прохлопала.

(Вы прохлопали мое слово. Ли-са. В этом слове 2 слога) и т.д.

Молодцы! Какой общий согласный звук есть во всех этих словах?  (Звук [с]).

Верно. Сегодня мы с вами повторим все пройденные нами звуки и буквы, будем читать и играть.

2. Упражнение «Найди место звука».

Подойдите к доске и обозначьте на смехе место звука [с] в слове-названии игрушки, ко-рую вы достали.

Дети выполняют задание.

3. Упражнение «Синий – зеленый».

У детей синие и зеленные флажки.

Давайте поучимся различать звуки [с] – [с’] в словах.

Услышав звук [с], вы будете поднимать синий флажок, а услышав звук  [с’] –  зеленый флажок.

Слова: сок, абрикос, василек, маска, сено, синька, рисовать, веселый, стоять, сидеть.

4. Работа в тетради.

Посмотрите на верхнюю часть страницы слева. Кого вы видите?                    

(Это осы)

Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Перечислите звуки по порядку. (…)

Раскрасьте кружки в тетради в соответствующий цвет.

А теперь раскрасьте ос.

Теперь посмотрите внимательно на страницу справа. Что на ней нарисовано?

(Лось, маска, апельсин, санки).

Раскрасьте эти предметы.

Возьмите синий карандаш и обведите картинки, в названиях ко-рых есть звук [с].

А зеленым карандашом обведите картинки со звуком [с’] в названиях.

5. Упражнение «Составь и прочитай слова».

На доске пазлы со слогами: со, гу, ко, бу, ки, си, сы, сы.дети хором читают слоги.

А теперь из этих слогов составьте по одному слову и прочитайте эти слова.    (соки, гуси, косы, бусы)

6. Подвижная игра «Маляр».

Я с ведром иду во двор            Маршируют по кругу др. за др.

Красить бабушкин забор.

Я без дела не сижу,                  Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.

Кистью сверху вниз вожу.

Крашу столбики, ворота,        На каждое название загибают пальцы на обеих руках,

И забор до поворота,                   начиная с больших.  

И скамейку под окошком,

И совсем немножко кошку.

Красной краски стало мало,      Разводят руками, пожимают плечами.

На меня она попала.

На ладошки, на макушку,         Загибают по одному пальцу сначала на правой,

На нос, волосы и ушки.           потом на левой руке, начиная с больших пальцев.

На живот, коленки, спинку.

На кусты и на тропинку.

Тихо бабушка сказала:             Разводят руками, пожимают плечами.

«Лето красное настало…»

7. Упражнение «Веселый поезд»

На доске паровозик, вагончики, в ко-рых закреплены слова: кот, по, ходит, мосту.

Посмотрите, какие слова привез нам веселый поезд. Прочитайте их.

Поменяйте слова местами так, чтобы получилось предложение.

Прочитайте предложение хором.  (….)

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, ко-рые выполняли, рассказывают о том, что им было интересно делать.

НОЯБРЬ, 5 неделя

Занятие 3

Тема: «Животные жарких стран»

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение естественнонаучных представлений. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (притяжательные прилагательные, сложные слова). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и дифференциация.

Коррекционно- развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, навыков общения, общих речевых навыков; координация речи с движением.

Оборудование: Ширма, перчаточные куклы-зверята для кукольного театра, плоскостные изображения животных жарких стран, магнитная доска, магнитные буквы, цифры, кружки синего, зелёного и красного цвета, карточки с ребусом, резиновый мяч.

Ход занятия:

   1.Организационный момент:

Сегодня мы опять попали с вами в джунгли. Посмотрите, кто спрятался в джунглях. Составьте предложение так, чтобы в нём было слово потому что.

( В джунглях спрятался лев, потому что я вижу львиную голову. В реке спрятался крокодил, потому что я вижу крокодилью пасть)

2. Кукольный театр «Как зверята подружились»

Однажды Аришка отправилась в зоопарк, она услышала как кто то жалобно плачет. Это была обезьянка.

- Что случилось, почему ты плачешь?

- Я недавно приехала из Африки и меня все обижают.

(появляется львёнок)

Буду я царём зверей

В джунглях нет меня сильней

Я тебя огрею лапой

Очень сильный я как папа. (львёнок бьёт обезьянку)

(появляется тигрёнок)

Тигр- полосатый кот

В джунглях Индии живёт

На охоте круглый год                                                                      

Тигр- полосатый кот (он толкает обезьянку)

(появляется маленький жираф)

Называюсь я жираф

У меня ужасный нрав

Вылезай ка из корыта

А не то поддам копытом.(обезьянка вылезает и плачет натыкается на слонёнка)

У слона длиннющий хобот

Доставать бананы чтобы

Чтоб к ручью не наклоняться

Чтоб водою обливаться. (бьёт обезьянку хоботом)

Я - малютка-бегемотик

Я сейчас разину ротик

К обезьянке подскачу,

Обезьянку проглочу. (обезьянка испуганно пятится)

Я – малышка кенгурёнок

И драчливый я с пелёнок

На тебя я налечу,

Я тебя поколочу!

Аришка : Как же вам не стыдно зверята? Зачем вы обижаете маленькую гориллу. Вот она вырастит и отомстит вам. Знаете какого она будет роста?

- Какого?

- Выше самого большого папы.

- Ты будешь такой высокий?

- Да!

- И очень злой?

-Нет, гориллы миролюбивые животные и первые не нападают.

-А чем они питаются?

- Мы любим лианы, бамбук и дикий сельдерей.

Слонёнок – Угощайся!

- Спасибо!

- А где живут гориллы?

- Мы устраиваем гнёзда в кронах деревьев

- А давайте жить дружно и не будем обижать обезьянку.

- Давайте!

И все зверята отправились в лесную школу.

3.Подвижное упражнение «Через болото»

Дети прыгают с кувшинки на кувшинку.

4.Игра «Лесная школа»

Появляется пантера.

- Вы узнали меня?

- Ты Багира из мультфильма Маугли.

- Я проведу свами урок математики, слушайте и считайте:

Две смешливых обезьянки

Ели спелые бананы

Обе по четыре съели.

Сколько вместе, в самом деле? (восемь бананов) 4+4=8

Шесть бегемотов лежали в реке

Два отдыхали в тени на песке.

Где и на сколько их больше? Скажите!

Эту задачу скорее решите. (в реке на 4 бегемота больше)6-2=4

Вот на пальме три мартышки,

Две сестрёнки и братишка.

А под пальмой три слонёнка

Толстых маленьких ребёнка

А в реке три бегемота

Сколько вместе? Знает кто-то? (9) 3+3+3=9

(Появляется медведь)

- А меня то вы узнали? (да Балу?)

- Я проведу с вами урок по развитию речи.(показывает две картинки-слона и тигра).  Составьте звуковые схемы слов СЛОН и ТИГР. Какой гласный звук в слове слон, сколько согласных назовите их…?

5. Работа в тетради.

6. Подвижная игра «Зебра»

По саванне зебра мчится (бегут по кругу высоко поднимая колени)

Над землёй летит как птица

Полосатая коняшка     (меняют направление)

Словно папина тельняшка.

7. Разгадывание ребуса.

На картинке: пушка, три запятых, две запятых и окно в конце.

Две запятых в начале и картинка рама.

Убираем три последние буквы в слове ПУШКА остается ПУ, в слове РАМА убираем две первые буквы, остаётся МА.

ПУ-МА.

      8. Игра с мячом «Сложные слова»

Если у жирафа длинная шея он –          (длинношеий.)

Если у жирафа длинный ноги он –        (длинноногий.)

Если у слона большие уши он –             (большеухий).

Если у ламы длинная шерсть она -         (длинношерстная.)

Если у антилопы короткий хвост она –    (короткохвостая.)

Если у буйвола длинные рога он -            (длиннорогий).

Если у льва длинная грива он –               (длинногривый).

Если у горного барана рога как винт он -    (винторогий).

Если у тигра короткая шерсть он -               (короткошерстный.)

Если у муровьеда длинный нос, он -            (длинноносый.)

Если у верблюда один горб он –    (одногорбый), а если два он -   (двугорбый).

      9. Упражнение «Письмо из Австралии»

Кенгуру приносит письмо: «Дети не обижайте животных и птиц! Любите всё живое!»

  10.Окончание занятия.

Оценка работы детей. Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группыпо теме: « Животные жарких стран и Севера»

Непосредственно образователная детеьнось направлена на расширение и углубление заний  детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду живо...

Презентация по лексической теме "Животные жарких стран"

Вашему ниманию предлагаю презентацию в режиме PowerPoint по лексической теме "Животные жарких стран". Мною подобраны иллюстрации замечательных животных и коментарий самых интересных особенностей их жи...

Конспект занятия по окружающему миру тема "Животные из жарких стран"

Уточнить знания детей о животном мире жарких стран...

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Развлечение по теме «Животный мир жарких и северных стран».

Развлечение для детей младших и средних групп "Животный мир жарких и северных стран"...

Педагогический проект на тему: Животные планеты Земля , Животные жарких стран

В настоящее время огромное значение придается экологическому воспитанию.Именно в  дошкольном  детстве происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры,...