Дыхательная гимнастика в рамках воспитательно-образовательного процесса.
методическая разработка по логопедии на тему

Елагина Елена Владимировна

Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи. Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом, профилактике  болезней  дыхательных  путей. Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка.

Дыхательная гимнастика

в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами кинезиологии в коррекции развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса, на примере дыхательной гимнастики

Задачи: 

- раскрыть суть метода кинезиология и ее роли в развитии дошкольников;

- познакомить участников семинара – практикума  с технологией применения    упражнений дыхательной гимнастики;  

- способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов;

-практическое овладение данным методом для последующего применения в практической деятельности.

В наше время увеличилось количества детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Один из методов является метод кинезиологии. 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Метод кинезиологии – способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, предупреждают возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус. 

Сегодня хотелось остановится поподробнее на одном из вышеперечисленных методов кинезиологии- дыхательной гимнастике .В  дошкольном  учреждении  дыхательным  упражнениям  необходимо  уделять  особое  внимание. 

Цель дыхательной гимнастики– увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. 

Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи. Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом, профилактике  болезней  дыхательных  путей. Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения.

С чего начать занятия дыхательной гимнастикой для детей?

Начинать занятия рекомендуется с выполнения нескольких упражнений (двух

–трех), которые можно делать во время обычной утренней гимнастики. Для детей дыхательная гимнастика является достаточно сложной, поэтому не следует сразу нагружать ребенка большим количеством новых упражнений. Важнее, чтобы для начала он научился правильно выполнять два или три простых элемента, а затем

можно будет постепенно вводить новые упражнения. Начинать освоение дыхательной гимнастики можно с возраста 3–4 лет

При  занятиях  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

- выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;

- проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении  или  при  открытой  форточке;

- заниматься  до  еды;

- заниматься  в  свободной, не  стесняющей  движения  одежде;

- дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;

- вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;

- в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);

- после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания:

«Вырасту большой» (5 раз)

Вырасти хочу скорей,

Добро сделать для людей.

И.п. – основная стойка.

1- поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки(вдох)

2- опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), произнести « У-х-х»

 

«Гуси летят» (4 раза)

Гуси высоко летят,

На детей они глядят.

И.п.-основная стойка

1-руки поднять в стороны (вдох).

2-руки опустить вниз со звуком «Г-у-у» (выдох)

«Кто громче» (4 раза)

 И.п.-выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю

  1. глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть)  
  2.  произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Ёжик» (7 раз)

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше

И.п.- основная стойка

1- поворот головы вправо-короткий шумный вдох носом

2-поворот головы влево-выдох через полуоткрытый рот

« Задувание свечи» (4-6 раз)

Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть.

И.п.- встать прямо, ноги на ширине плеч.

1-сделать свободный вдох и задержать дыхание.

2-сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать « Фу-у-у»

«Маятник» (4-5 раз)

Влево, вправо, влево, вправо,

А затем начнем сначала.

И. п.- руки на поясе(вдох),

1- наклон вправо (выдох).

2-И.п.(вдох)

3-наклон влево(выдох)

4-И.п.

« Насос»(10 раз)

Накачаем мы воды,

 Чтобы поливать цветы.

И.п.- основная стойка

1-наклон туловища в сторону (вдох)

2-руки скользят вверх – вниз перед туловищем, имитируя накачивание шины,  при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох)

3-И.п.

«Петух» (5 раз)

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. втать прямо, ноги врозь, руки опустить

1- поднять руки в стороны (вздох)

2-хлопнуть руками по бедрам

«Ку-ка-ре-ку» (выдох)

«Поворот» (7 раз)

Вправо, влево повернемся

И друг другу улыбнемся.

И.п.- основная стойка,

1-сделать вдох,

2-на выдохе повернуться – одна рука за спину, другая вперед,

3-И.п.

«Регулировщик» (7 раз)

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

И.п.- стоя, ноги на ширине плеч

1-правая рука вверх, левая в сторону (вдох носом)

2-левая рука вверх, правая вниз, выдох с произнесением звука р-р-р

 

« Семафор» (5 раз)

Семафор – он самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги

И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1-поднимание рук в стороны (вдох)

2-медленгое опускание рук с длительным выдохом и произнесение звука: «с-с-с»

« Удивимся» (7 раз)

Удивляться чему есть,

В мире всех чудес не счесть.

И.п. – встать прямо, опустить плечи и сделать свободный вдох.

1-медленно поднять плечи, одновременно делать выдох.

2-И.п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы по теме ( в рамках проекта) во 2 младшей группе

Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы....

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Статья: Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста

АктуальностьВ федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудни...

Взаимодействие детей и родителей в рамках воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, терпения и такта , чтобы понять друг друга. Данная статья поможет ...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...