Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи
материал по логопедии на тему

Курсова Елена Юрьевна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области»

ДОКЛАД

(из опыта работы)

Тема: Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушением речи».

Подготовила: учитель-логопед

Курсова Е.Ю.

          Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие.

        В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Вследствие этого все больше стало открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях.

       На протяжении 2-х лет целью логопедической службы в МДОУ «Детский сад “Солнышко” п. Знаменский стала организация профилактики и оказания логопедической помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.

      Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений

Основными задачами выступают:

  •  Выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;
  •   Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
  •  Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях

         Данные задачи решаются через комплексный систематический и дифференцированный подход в логопедической работе.

         Для решения намеченных задач были определены основные направления в деятельности:

  1. Коррекционно-развивающая работа.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с воспитателями и специалистами ДОУ.
  4. Самообразование.

Коррекционно-развивающая работа.

        Всё коррекционно-развивающее обучение в детском саду основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии. Учебный процесс строится на диагностической основе. Ежегодно в мае и сентябре проводится углубленные логопедические исследования речи детей. По итогам обследования проводится отбор детей на логопункт. Такое ежегодное комплексное обследование позволяет отслеживать речевое развитие детей в детском саду.

          Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

         На занятиях наряду с традиционной методикой используем нетрадиционные методы и приемы коррекционной работы.

         Нами составлен комплекс психогимнастики, который используется на занятиях в организационном моменте. Такие упражнения способствуют выразительности мимики, жеста, движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов.

         Использование игр и упражнений с песком на занятиях снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка, развивают моторику рук. Игры с песком вызывают у детей положительные эмоции. На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка сочетаем работу как над всеми сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.

         В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

  • игровых технологий в логопедической коррекции;
  • песочная терапия;
  • технологии синквейна;
  • технологии коррекции психомоторного развития;
  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики;
  • информационно-коммуникационных технологий;
  • здоровьесберегающих технологий.

       В процессе работы с детьми проводились диагностические обследования, беседы, открытые НОД «Викторина  «Знатоки сказок», развлечение на тему «Космос». Проведено множество игр на развитие дыхательного аппарата, мелкой моторики и др. Дети участвовали в различных конкурсах, заняли призовые места. Кулиш Григорий участвовал в районном конкурсе чтецов «Душой к природе прикоснись», где занял 2 место, также выступил 8 мая на концерте в поселке Знаменском со стихотворением «День победы» Наталии Майданик.  Прочитал это же стихотворение для участников ВОВ на дому. Дети каждую неделю получают домашние задания.

Взаимодействие логопеда с родителями

         Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
        Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр.  Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов.

         В течение года я выступала на родительских собраниях в старших и подготовительных группах, провела мастер-класс для родителей «Знакомство родителей с работой логопеда», родители посетили открытое НОД «В страну грамматики», проведены индивидуальные беседы, консультации. В группах стоят папки-передвижки и висят стенды с информацией для родителей.

Взаимодействие с педагогами  и специалистами ДОУ.

         Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

         Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий.

         Для воспитателей были проведены мастер-классы «Игровые технологии в логопедической работе»;  «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи»; консультации; посещение НОД

          В рамках работы по самообразованию были прослушаны вебинары на тему: «Логопедическое обследование детей 4-7 лет»; «Общая характеристика речи и речевые нарушения»; «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных игр», «Развитие и коррекция речи детей 4-8 лет» и др. Приняла участие в работе онлайн - фестиваля методических идей «Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ»; в международном профессиональном фестивале «Воспитатель года – 2018». Участвовала в всероссийских международных, областных конкурсах.

           Таким образом, анализируя совместную деятельность логопеда с родителями, с воспитателями и другими специалистами, пришли к выводу, что такая система взаимодействия помогает согласовывать подход к общему и речевому воспитанию детей, вырабатывать единые педагогические установки по отношению к отдельным детям и группе в целом, а также повышать качество образовательного процесса и осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей

Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....

Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".

Особенности работы учителя – логопеда  со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....

Консультация для педагогов «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Аудирование - инновационный метод в работе учителя – логопеда с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста над восприятием текста. Представлены этапы работы, методы, пособия, использованные в процессе работы над аудированием.Ключевые слова: ауд...

«Совершенствование коррекционно - развивающей работы учителя логопеда и родителей детей с нарушением речи в контексте ФГОС ДО»

Проект на семинаре – практикуме «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» МБДОУ №40 г....

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...