Рабочая программа кружка "Театральные ступеньки"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кислякова Светлана Викторовна

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старших, подготовительных групп  с речевыми нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_teatralnye_stupenki.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад «Семицветик»

Рабочая программа кружка

 «Театральные ступеньки»

Авторы:

Учитель-логопед: Копылова М.А.

Учитель-дефектолог: Кислякова С.В.

Пояснительная записка

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.

Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с нарушениями речи являются одной из наиболее многочисленных групп.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми  старшего и подготовительного возраста  с речевыми нарушениями. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Планирование данной рабочей программы является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения НАО «Детский сад «Семицветик» и разработана на основе программ: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, А.В. Лагутиной.

Цель: Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

  1. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
  2. познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
  3. последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
  4. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  5. разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  6. способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  7. совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
  8. совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  9. способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
  10. создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Ожидаемый результат: Воспитанник умеющий передавать  текст от лица персонажа, изображающий его действия мимикой, жестами, движениями, звукоподражаниями,  вступать в  диалог.

Программа «Театральные ступеньки» представлена в виде отдельных разделов:

I раздел – «Знакомство с театром»,

II раздел – «Культура и техника речи»,

III раздел – «Творческая мастерская»,

IV раздел – «Работа над спектаклем».

Для работы по развитию творческих способностей дошкольников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план мероприятий по данному направлению работы с учётом возрастных особенностей детей старших и подготовительных групп.

Применялись следующие методы педагогических исследований:

  • беседа с детьми;
  • наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
  • экспериментальные занятия;
  • устный опрос;

Содержание программы рассчитано на два учебных года:

I год – старшие группы (возраст детей 5-6 лет);

II год – подготовительные группы (возраст детей 6-7 лет).

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
  • беседы;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • пантомимические этюды и упражнения;
  • театрализованные игры, игры драматизации;
  • разучивание скороговорок;
  • проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;
  • посещение детьми театров совместно с родителями.

Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:

  • наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);
  • словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
  • игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные упражнения и пантомимические этюды).

Условия реализации программы.

Театральные занятия в кружке проводятся с детьми старшей и подготовительной групп, имеющих нарушение речи.

Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.

Форма одежды детей облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам в вечернее время продолжительностью от 30 до 35 минут.

Программа рассчитана в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.

Сценарии спектаклей руководитель подбирает с учетом численности детей в группе.

Структура занятия:

1.        Приветствие

2.        Творческая мастерская

3.        Знакомство с театром

4.        Культура и техника речи

5.        Работа над спектаклем

С момента решения о начале постановки спектакля (не раньше, чем через 2 месяца занятий) добавляются еще 30 минут на репетиции (1 раз в неделю - групповые и 1 раз в неделю — индивидуальные).

Перспективное планирование по театрализованной деятельности.

Тема

Материал и оборудование

Методические приемы

Раздел I «Знакомство с театром»

Иллюстрации, виды театров, игрушки (киндеры, маленькие животные и т.д.), аудиозаписи, профессии.

1. Сюжетно-ролевая игра «Театр»;

2. Сюжетно-ролевая игра «Кто работает в театре»

3. «Театр бывает разный, а я люблю играть в…»

4.        Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза

5.        Викторина «Мой любимый сказочный герой»

6.        Мы веселые ребятки, мы веселые котятки (беседа с использованием пиктограмм настроения)

7.        Сюжетно-ролевая игра «В зрительном зале»

8.        Посещение театра оперы и балета (совместно с родителями)

9. Развлечение по сказкам «»

Раздел II «Культура и техника речи»

Атрибуты для дыхательной гимнастики, аудиозаписи.

1.        Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой:

«Колокольчики»,

«Колыбельная»

2.         Игры и упражнения на опору дыхания:

«Дрессированные собачки»,

«Птичий двор»,

«Эхо»

3.         Игры на расширение диапазона голоса:

«Чудо-лесенка»,

«Самолет»

4.         Творческие игры со словом:

«Вопрос-ответ»,

«Придумай диалог»,

«Расскажи сказку от имени героя»,

«Похожий хвостик»,

«Фантазии о…»,

«Ручной мяч»

5.         Игры со скороговорками:

«Ручной мяч»,

«Фраза по кругу»,

«Главное слово»

6.         Дыхательная гимнастика:

«Маятник»;

«Задуть свечу»;

«Лесоруб»;

«На лугу»

«Песня»;

«Считалочка»;

«Погреем ручки»;

«Комарик»;

«Насосик»

Раздел III «Творческая мастерская»

Картотека эмоций, этюды, игра «Чудесный мешочек», «Волшебный песочек», «Стройка», «Магазин» и др.

1.        Игры:

«Назови свое имя ласково»

«Назови имя соседа ласково»

«Я бросаю тебе мяч»

«Загаданное действие»

«Телефон»

«Знакомство»

«Магазин»

«Объясни незнайки»

«Стройка»

«Чудесный мешочек»

«Замри»

«Поводырь»

«Лепим из песка»

«Почта»

2.        Этюды:

«Каждый спит»

 «Качели»

«Пылесос и пылинки»

«Розовое словцо «привет»

«Просто старушка»

«Мышка – хвастунья»

«Так будет справедливо»

«Добрый мальчик»

«Конкурс лентяев»

«Что это за сказка?»

«Дружная семья»

«Факиры»

3.        Упражнения:

«Изобрази эмоцию» («Страх»; «Удивление»)

«Здравствуй (те)»

«До свидания»

«Выражение благодарности»

«Что случилось»

«Собери чемодан»

«Слушай и повторяй»

«Плохое настроение»

«Художник слова»

«Снежная королева»

«Группа в обручах»

«Холодно – горячо»

Раздел IV «Работа над спектаклем»

  1. Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
  2.  Подбор музыкального сопровождения к эпизодам сказки – сценария
  3.  Этюды по содержанию эпизодов сказки
  4.  Репетиция спектакля

5. Показ спектакля совместно с родителями

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  5. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  6. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
  8. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
  9. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11. Родина М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия»/ М.И. Родина, А.И. Буренина / «Музыкальная палитра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка,  на  развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;  освоение детьми вокально-хоро...

Рабочая программа "Цветные ступеньки"

Программа по нетрадиционной  технике рисования "Цветные ступеньки"...

Рабочая программа "Цветные ступеньки" средняя группа

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию ...

Рабочая программа "Солнечные ступеньки"

Рабочая программа "Солнечные ступеньки" 4-5 лет...

Рабочая программа "Солнечные ступеньки"5-6 лет

Рабочая программа "Солнечные ступеньки" 5-6 лет...

Дополнительная рабочая программа "Солнечные ступеньки"

Дополнительная рабочая программа "Сонечные ступеньки"...