Тактильно - кинестетический стимулятор «Колючие ладошки».
статья по логопедии

аникина ирина анатольевна

Оптимизирующий процесс автоматизации звуков при стёртой дизартрии при помощия пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tks_kolyuchie_ladoshki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тактильно - кинестетический стимулятор

 «Колючие ладошки».

Оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стёртой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова. Данное пособие дети назвали «Колючие ладошки».

Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий  на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на иппликаторе Кузнецова (Т.В. Сорочинская патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам «Способ коррекции речевых нарушений у детей». Зарегистрирован в Государственном  реестре изобретений 10.10.1997г.).

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заострённой формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предметов мы используем массажер - иппликатор Кузнецова.

В речевой функционаьной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно – кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в эффективное развитие речи. Чем больше анализаторов используется при автоматизации звуков, тем устойчивей навык.

Известно о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений будет совершенствование речи ребёнка.

Работа на тактильно – кинестетическом стимуляторе «Колючие ладошки» проходит поэтапно:

1этап - отрабатываем гласные звуки: (Девочки – припевочки, пели песни на скамеечке: один звук   А, О, У и т.д., два звука АО,АУ, АИ. Вначале звуки отрабатывает правая (ведущая) рука, затем левая, после работают две руки одновременно.

2 этап - вводим поставленный звук (например С): обратный слог АС, ОС, УС, прямой СА, СО, СУ. Повтори за мной: слоговые песенки, чистоговорки, закончи слово ко-СА, ли-СА.

3 этап - автоматизация поставленного звука в словах: сад, соль, суп и …

4 этап – Автоматизация звука в предложении: У Сани санки.

5 этап – Дифференциация звуков. Например: С-Ш.

Удобней начинать с аса – аша, осо – ошо, и …

Тактильно – кинестетический стимулятор «Колючие ладошки» ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

На занятиях по обучению детей грамоте я также использую этот тренажёр при изучении гласных и согласных букв. Дети быстрее овладевают слоговым чтением. Для работы использую различные упражнения: «Угадай букву», «Гномики», «Повтори, как я», «Эхо», «Скажи наоборот», «Угадай, кто поёт» и т.д. В процессе работы мы вместе с детьми придумываем различные сказочные сюжеты, обыгрываем  упражнения при помощи сказочных героев. В данный момент продолжается работа по подбору игр и упражнений с данным тренажёром. В дальнейшем опыт работы будет обобщён и представлен на городском методическом объединении логопедов.

Литература: Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению  стёртой дизартии.- М.. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...

Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...

Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (методика Е.Ф.Архиповой)

В презентации освещены основные принципы и этапы работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием метода тактильно-кинестетической стимуляции, разработанного Е.Ф.Архиповой....

Консультация для воспитателей "Развитие тактильно-кинестетических ощущений детей раннего возраста в процессе экспериментирования с песком."

Основная направленность психологической работы с малышами - эмоциональные наполнения жизни ребёнка и оказание помощи в их регуляции....

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...