Статья: Технология «настольные игры» в коммуникативной практике учителя-логопеда.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Старовойтова Марина Николаевна

В данной статье кратко говорится о том, что такое коммуникативные практики и как логопед может реализовывать их в своей работе, используя технологию "настольные игры". Также даётся краткий обзор современных настольных игр, которые можно адаптировать для логопедических занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kommunikativnye_praktiki.doc669 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «настольные игры» в коммуникативной практике учителя-логопеда.

Говоря о КП в работе учителя-логопеда, хотелось бы заострить внимание на определениях, которые дают Зотов Виталий Владимирович- доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета и Лысенко Владимир Александрович- соискатель кафедры философии Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, в статье «Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества».

Коммуникативные практики – это упорядоченные совокупности образцов рациональной деятельности, направленной на передачу/прием социально-значимой информации. Коммуникативные практики – это также постоянное воспроизводство систем коммуникаций различного уровня

Из данного научного определения вытекает, что коммуникативные практики – это общение на разных уровнях. Общение — одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Как всем известно, игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же, важнейшая форма организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой.

   Конечно, на своих занятиях учителя-логопеды всё время используют различные дидактические игры, игры-ходилки, лото и т.д. Я же сейчас хочу обратить ваше внимание на то, что в настоящее время, несмотря на «технологизацию» нашей жизни, всё большую популярность приобретают настольные игры, открываются даже специализированные магазины и интернет магазины настольных игр. Игры там встречаются самые разнообразные:  новые и хорошо забытые старые, которые имеют самую разную направленность. Одни из них развлекательные, а другие – направлены на расширение кругозора, развития внимания и памяти, обогащения словарного запаса, и  их, адаптируя, можно эффективно использовать  для решения логопедических задач.

Например, игра «Мемо» или «Парочки» известна так давно, что в какой-то период была даже забыта.Суть игры: определённое количество парных картинок раскладывается рубашками вверх. Задача: открывая по очереди по две картинки, собрать как можно больше парных. Если игрок открыл непарные картинки, они переворачиваются обратно. Конечно, главное достоинство игры, что она направлена на развитие произвольного внимания и памяти. Учитель-логопед может использовать для расширения словаря по различным лексическим темам (есть игры на разные темы, например «Космос», «Удивительные животные» и т.д.), для автоматизации изученных звуков. Если заменить картинки буквами, то эту игру можно использовать для запоминания образов букв, что очень трудно даётся детям с ОНР И ЗПР. Можно  давать дополнительные задания, например, придумать слово на звук, который обозначается буквой на выигранных карточках.

                    

Игра «Тик-так, бум…». Суть игры: пока работает бомба (игрушечная, на батарейках) называть слова, на заданную тему, чтобы определить эту тему открывается карточка. Каждый игрок называет одно слово и передаёт «бомбу» другому, тот у кого в руках она «взорвётся», забирает себе карточку. Выигрывает участник, у которого меньше всего карточек. Логопедическая задача игры: актуализация словаря по пройденным темам. Так же, как в «Мемо», карточки с картинками можно заменить на карточки с буквами, тогда задача: придумывать слова на заданный звук.  Если  взять карточки со слогами, то задача: придумывать слова на заданный слог.

                  

Игра «Алиас». Эта игра направлена не только на обогащения словарного запаса и развитие фонематического восприятия, но и на развитие связной речи. Игра проводится между двумя командами. Игрок вытягивает карточку с картинкой и должен своей команде объяснить, что там нарисовано, не называя самого предмета, используя синонимы, слова-действия, признаки. Если команда отгадала слово – получает очко и т.д.

Это примеры игр, которые можно использовать на логопедических занятиях, где в процессе игры создаётся атмосфера свободы выбора, сотрудничество взрослого и детей. Педагог занимает позицию партнера. У ребенка формируются представления: о мире, обществе, его культурных ценностях.

Играя в настольные игры, дети не только узнают что-то новое, совершенствуют свою речь под чутким управлением специалиста, но и учатся действовать по правилам, то есть учатся общаться. Несомненно, такие игры можно отнести к коммуникативным практикам.

                       

В заключение хочется отметить, что используемые игры открывают для детей новые грани активности, новое содержание жизни и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и приобретенных культурных эталонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"

Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в ...

Настольные игры в коррекционной работе учителя-логопеда

Настольные игры, направленные на:1) автоматизацию звуков в речи; 2) развитие лексико-грамматического строя речи;3) развитие пространственно-временных представлений....