Методическая разработка логопедического занятия с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии

Добрая Юлия Анатольевна

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Цели:

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет. 
Хочет сделать шажок – 
Получается прыжок. (
Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (
Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (
Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды – 
С первым снегом 
Тут как тут! (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (
Ворона.)

Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (
Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (
Сова.)

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы? (Зимующие).

-Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм).

- А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками).

- А хватает ли птицами пищи зимой? ( Нет, не хватает).

- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега).

- А чем мы можем помочь птицам?(Мы можем их подкармливать).

- Что для этого нужно сделать? (Кормушку).

Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети: 
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев – 
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

- Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились, 
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее логопед предлагает детям внимательно картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

3. Итог занятия

- О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)